Цели урока.
- Образовательные: учить передавать цельное сочетание всех частей рисунка. Учить владеть гуашевыми красками. Продолжать формировать умение составлять композицию. Обучение изображению сравнительных характеристик двух героев изобразительными средствами.
- Развивающие: закрепить знания об иллюстрации. Укрепить знания о творчестве ведущих художников-иллюстраторов. Развивать фантазию, воображение передавать в рисунках художественный образ.
- Воспитательные: учить эмоционально откликаться на произведения великих писателей. Воспитывать любовь к их творчеству. Учить проявлять творческий интерес к работам своих товарищей.
Материалы:
1. Для учителя: иллюстрации художников к произведениям К. И. Чуковского; музыкальный ряд – опера к мультфильму “Муха-Цокотуха”; книги К. И. Чуковского.
2. Для учащихся: альбомный лист; гуашевые краски; кисти; палитра; простой карандаш; ластик; баночка для воды.
Оформление классной доски: в центре – портрет К. И. Чуковского; с левой стороны – иллюстрации художников; с правой стороны – книги К. И. Чуковского.
(рис. 1) К. И. Чуковский
Содержание урока
Учитель. В одном из тихих уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, много лет жил человек, которого знали дети всей страны и с великой нежностью звали ласковым именем “Чукоша”. Не только вы, но и ваши мамы, папы, бабушки и дедушки не представляли своего детства без “Айболита”, “Тараканища”, “Федорино горе”, “Бармалея”. Мы сегодня будем говорить о великом детском писателе Корнее Чуковском. Ребята, кто прочитает отрывки из произведений писателя?
(дети читают стихи К. И. Чуковского)
Учитель. Корней Чуковский – это литературный псевдоним. А звали писателя – Николай Васильевич Корнейчуков. В 2007 году ему исполнилось бы 125 лет. Это юбилейная дата. Поэтому урок мы посвящаем творчеству этого великого писателя. Очень многие художники обращались к произведениям К. И. Чуковского, иллюстрировали его книги. Считалось за честь выполнить иллюстрации к книгам Корнея Чуковского.
Его произведения иллюстрировали такие великие художники как: Ю. Васнецов, В. Сутеев, В. Дувидов, В. Конашевич, Ф. Лекмуль и другие.
(рис. 2)
(рис. 3)
(рис. 4)
(рис. 5)
А что такое иллюстрация?
(Дети делятся своими знаниями об иллюстрации. Выражают свои мысли).
Учитель. Сейчас нам (ученик) прочитает небольшую информацию об иллюстрации.
Ученик. Иллюстрация – вид книжной графики, её основа. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, выполненными и раскрашенными от руки. После изобретения книгопечатания иллюстрации получили возможность тиражироваться и заняли свое достойное место в книжной графике. Такие книги были очень дорогими и достаточно редкими, недоступными большинству простых людей.
Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Иллюстрации помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей.
Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России были И. Билибин, Э. Лисицкий , А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Конашевич и другие.
Учитель. И так иллюстрация и литературное произведение составляют единое целое. Ребята, сейчас мы с вами убедимся в этом. Я буду читать отрывки из произведений Корнея Чуковского, а вы должны выбрать иллюстрацию, подходящую к этому отрывку.
***
“Не стерпел медведь,
Заревел медведь
И на злого врага
Налетел медведь.
Уж он мял его
И ломал его:
“подавай сюда
Наше солнышко!””
***
“Пляшет, пляшет Бармалей,
- Буду, буду я добрей
Напеку я для детей
Пирогов и кренделей
По базарам, по базарам
Буду, буду я гулять!
Буду даром, буду даром
Пироги я раздавать
Кренделями, калачами
Ребятишек угощать”
***
“Одеяло убежало,
Улетела простыня
И подушка как лягушка
Ускакала от меня.
Я за свечку, свечка – в печку!
Я за книжку, та – бежать
И в припрыжку под кровать”
Ребята, вы правильно выделили иллюстрации. Посмотрите, как художники нарисовали именно ревущего медведя, пляшущего Бармалея, летящую простынь, скачущую свечу
Дети. Как рассказывает писатель, так изображает и художник.
Учитель. В этом году у писателя юбилей, а в каком произведении он рассказывает об именинах?
Дети. “Муха-Цокотуха”!
Учитель. Правильно! Это “Муха-Цокотуха”. Давайте сделаем книжку к этому произведению своими руками. Обложка и текст уже готовы, только нет иллюстраций. Каждый из вас должен проиллюстрировать отрывок.
(Каждый ученик должен сделать иллюстрацию к полученному отрывку).
(рис. 6) Обложка к будущей книге
Учитель. Не только художников, но и музыкантов привлекают стихи Чуковского. Прослушав оперу к мультфильму “Муха-Цокотуха” мы приступим к работе над иллюстрациями.
Вдруг откуда-то летит маленький комарик
И в руке его горит маленький фонарик.
“Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!”
(рис. 7) Образец иллюстрации к тексту
В конце урока собираем книгу.