Урок русского языка в 4-м классе "Знакомство с прямой речью"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  1. Познакомить с понятием прямой речи, ее схематическим изображением.
  2. Выяснить из чего состоит предложение с прямой речью.
  3. Развивать орфографическую зоркость.
  4. Формировать у детей чувство языка, осознавать себя носителем языка.
  5. Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством.
  6. Совершенствовать свою устную и письменную речь.

ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные доски у детей, иллюстрация к сказке Пушкина “Сказка о царе Салтане…”, карточки для правила, учебник “Русский язык” авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина - 4 кл.

ХОД УРОКА

I. Орфографическая минутка.

(указать орфограммы в числе (дате)), в виде работы и в словарном слове вторник - сегодняшний день недели:

Двадцать девятое октября

Классная работа

Вторник [фторник] 7 зв. 7 б, 2 гл. Втор - ник.

II. Ситуация успеха. Языковая разминка.

1)

В синем небе звёзды блещут
В синем море волны плещут

2)

Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
“Ой вы, гости – господа,
Долго ль ездили? куда?…”

3)

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет

Прочтите отрывки. Кто автор этих строчек? (Мы гордимся, что наша школа - лицей носит имя великого А.С.Пушкина. В этом году лицей отмечает свой 20-летний юбилей и, хочется надеяться, что вы, будущие лицеисты, прославите свой лицей).

1). Выберите и спишите простые предложения. Докажите схемой, что они простые.

2). Выберите и спишите сложные предложения. Покажите, чем они отличаются от простых.

III. Ситуация интеллектуального разрыва.

К какому виду отнесли 2) предложение? Почему? (поработайте в парах, выясните это).

IV. Разрешение проблемы.

Кто может произносить слова: Царь Салтан гостей сажает?

(тот, кто читает, говорит, автор) - Где они заканчиваются? (... и вопрошает).

Каким знаком на письме выделены слова автора, конец слов? (:)

Чьи это слова: “Ой вы, гости - господа, ... (Салтана)

Кто их произносит? (автор вместо Салтана, дословно, прямо точь-в-точь, без изменения. Не путайте! Это не театральная постановка, здесь нет самого Салтана. Его речь напрямую передает автор, говорящий вместо него.)

Как же мы будем ее называть? (ПРЯМАЯ).

Посмотрите, как на письме она выделяется. Почему?

(Чтобы отличить ее от слов автора).

Сформулируем вывод: (составляют по карточкам к правилу)

Прямая речь - это дословная передача чужой мысли от лица говорящего (автора).

V. Фиксация темы урока: Предложения с прямой речью.

Так, какие же это предложения, простые или сложные? (особый вид синтаксической конструкции).

VI. Работа с правилом с.57. Прочтите правило.

Приготовьте вопросы по содержанию:

Из чего состоит предложение с прямой речью?

Как схематично обозначается?

Какие знаки препинания стоят в таком предложении?

VII. Первичное закрепление. Упр. 85. с. 57. (устно)

“пошаговое” выполнение

VIII. Самостоятельная работа с предварительным обговариванием.

Упр. 48 стр. 22 “Дидактического материала”.

IX. Рефлексия.

- Когда в жизни может понадобиться предложение с прямой речью?

- Задайте друг другу вопросы по теме.

Согласны ли вы со словами Константина Георгиевича Паустовского о русском языке?

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”

- Как по-вашему, это предложение с прямой речью?

X. Домашнее задание: (по желанию учащихся на выбор)

а) записать три предложения с прямой речью из худож. литературы с указанием автора.
б) упр. 86, стр. 58 из учебника