Целью образования в гимназии является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно ориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностнодеятельностному, формирование творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к условиям новой жизни.
Одним из средств привития любви и внимания к предметам является марафон знаний, так как он предполагает развитие у обучающихся не только интереса к предмету, но и побуждает самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой.
Кроме того, марафон знаний является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей школьников. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллект.
Для организации и проведения марафона знаний создается творческая группа. Разработанные ими задания предполагают, что учащиеся владеют знаниями, которые входят в рамки школьной программы. Тем не менее для выполнения одних заданий от школьников требуются глубокие знания по какому-либо изучаемому предмету, а другие рассчитаны на общую эрудицию ученика.
При разработке материалов марафона знаний учитываются возрастные и психологические особенности детей.
Материалы марафона знаний разделены на три задания по четырем предметам. Первое задание оценивается в один балл, второе – в два балла, третье – в три балла. На выполнение заданий каждого предмета отводится двадцать минут с пятиминутными перерывами. Все задания оформляются на индивидуальных листах с печатной основой.
Марафон знаний проводится одновременно во всех классах и параллелях начальной школы. После подведения итогов, получившие наибольшее количество баллов по всем предметам, объединяются в команду для участия в интеллектуальной игре.
Как использовать полученные результаты марафона знаний?
- Можно планировать конкретную работу с конкретными учащимися по определенным темам программы.
- Материалы марафона знаний дают возможность учителю познакомиться с новыми технологиями и использовать их для интеллектуального развития детей на уроках и на дополнительных занятиях.
- Помогают ребенку узнать нетрадиционные задания и вопросы, направленные на привитие интереса к изучаемым предметам и общее развитие личности.
- Позволяет родителям увидеть перспективы индивидуального развития ребенка.
Предлагаю вашему вниманию задания для проведения марафона знаний в начальных классах и заключительную интеллектуальную игру для обучающихся 4-х классов.
Задания марафона знаний:
1 класс
Математика
1. Нарисуй 3 равных из 7 палочек.
2. В коробке 12 конфет. Сколько конфет можно взять из коробки, чтобы в ней осталось меньше 4 конфет?
3. В каждый кружочек впишите по одному из чисел 1, 2, 3, 4, 5 таким образом, чтобы сумма 3-х чисел, расположенных в горизонтальном ряду, равнялась сумме 3-х чисел, расположенных в вертикальном ряду.
Чтение
1. Узнайте сказку.
“Колотил да колотил
По тарелке носом —
Ничего не проглотил
И остался с носом.”
2. Сергей Михалков рассказал о человеке огромного роста. Его звали?
1. Емеля __________
2. Степан _________
3. Иванушка _______
3. Кто пишет книги?
4. Наборщик. Составить 3 слова из одного.
Игрушка
Русский язык
1. Слово рассыпалось.
Т О Г Ь С _________
2. Ребусы.
3. “Змейка”. Подбери слова:
В ___ ___ ___ ___
___ В ___ ___ ___
___ ___ В ___ ___
Природоведение
1. Загадка:
Эти строители –
Речные жители.
Пилят древесину,
Строят плотину. ____________________
2. Подпиши комнатные растения
3. Конкурс “Что лишнее?” (зачеркни)
А) Мухомор, Белый, Лисичка, Сыроежка.
Б) Береза, Сирень, Ель, Клен.
В) Улитка, Человек, Туча.
2 класс
Русский язык
1. В каком слове сорок гласных?
2. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:
- из слова лён — цифру; _______________________________
- из слова лей — название дерева. _______________________
3. Написать три слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево (например, ТОТ)
Чтение
1. В сказках часто говорится о лазоревом цветке. Какого он цвета?
2. Закончи пословицы:
Старый друг _____________ _____________ ______________.
Маленькое дело ____________ ___________ ______________.
3. Авторы трех произведений?
Математика
1. Начерти 3 прямые линии. На каждой отметь 3 точки, но всего должно быть только 6 точек. Как это сделать?
а) Лестница состоит из семи ступенек. Какая ступенька на середине лестницы?
б) Разгадай ребус
АА + У = УРР
Каждую букву замени цифрой. Одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры.
2. Запишите все способы, как можно получить число 10, складывая четыре нечетных числа:
1 + 1 + 1 + 7 = 10
1 + 1 + 3 + 5 = 10
Природоведение
1. Сколько ног у насекомых?
2. Закончи предложения.
Народные приметы:
Шишки хвойных растений раскрываются к _____.
Ясная луна зимой к ____.
3. Какие бывают животные?
3 класс (1-4)
Русский язык
I. Определи, какими частями речи являются подчеркнутые слова
В полях, не кошенных косой. ____________________________
Все утро дождик шел косой. _____________________________
II. Сколько звуков в слове ель - ?
____________________________
лью - ? ____________________________
III. Шарады.
- Первое – предлог.
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом._____________________________ - Корень мой находится в “цене”
В “очерке” найди приставку мне.
Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,
Все же в дневнике я и в журнале.________________ - Корень извлечь из “начинки” несложно,
Приставка в “сосуде” хранится надежно”,
Суффикс в “гудении” ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь.________________
Природоведение
1. Закончи примету.
Если ночью был иней, днем______
2. Сколько ног у жука?_____________
у паука? ____________
а) Ветка какого дерева украшает фуражку лесника? ____________________
б) Самая маленькая птичка? ________________________________________
в) Родилась в воде, живет на земле. __________________________________
Математика
1. Расставь скобки так, чтобы получилось верное равенство:
211 – 126 – 74 · 8 = 88
2. Участок квадратной формы состоит из 16 квадратных грядок со стороной 10 см. Каким образом между ними можно проложить водопровод длиной 100 метров так, чтобы он разделил участок на две равные части? Покажи на рисунке.
3. В каком турнире участвовало 7 человек. Каждый с каждым сыграл по одной партии. Сколько всего они партий сыграли?
Чтение
I. Раскрой смысл выражения
“Зарубить на носу” _____________________
II. Отгадай пословицу по 2 словам:
а) свет, тьма ____________________________
б) труд, лень ____________________________
III. Назови произведения:
а) Уже полную корзину набрала?
Проворные у тебя руки.________________
б) Вижу один островок небольшой.________
в) Ночевала тучка золотая
На груди утеса – великана._____________
4 класс
Русский язык
1. Составь слово из звуков:
1-й — глухая пара звука [з]
2-й — глухая пара звука [д]
3-й — гласный [о] под ударением
4-й — глухая пара звука [г]
2. Заполни схему так, чтобы везде были имена существительные 2 склонения, мужского рода, неодушевленные:
О И К О И К
3. В каких словах по сто согласных?
Чтение
1. Какое русское слово состоит из 3-х слогов, а указывает на 33 буквы?
2. Автор Русалочки? ____________________________________
Автор сказки “Воробьишко” __________________________
3. Метограммы. Чтобы отгадать метограмму, замените в слове одну букву другой, и тогда вы получите новое слово:
С “К” в полях меня найдете,
С “Г” романсы запоете,
С “В” в косички заплетете.
Математика
1. Человек делает 20 вдохов в минуту. Сколько вдохов он делает за 24 часа?
Природоведение
1. Природная зона, расположенная к югу от зоны тундры.
2. Дополни схему:
3. Указать природные зоны:
Кайры —>
Голубика —>
Журавль-красавка —>
Интеллектуальная игра для 4-х классов.
Счастливый случай.
Один из игроков: Мы веселые ребята.
Не умеем мы скучать.
И собрались вы сегодня
В “Счастливый случай” поиграть.
Ведущий: В нашей игре принимают участие 3 команды: 41, 42, 43 классов.
I. Гейм “Ты мне - я тебе”
Команды по очереди задают друг другу вопросы (загадки), приготовленные заранее,
1. Между двух светил я в середине один. (нос)
2. У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (пальцы)
3. Кто 4 раза в году переодевается? (земля)
4. Что за конь прыгает по дну моря или океана? (морской конёк)
5 Я как песчинка мал, а землю покрываю. (снег)
6. Кто со всеми говорит, а самого не видно? (эхо)
(Каждая команда готовит по 2 задания. За правильный ответ присуждается 1 очко. Если команда не ответит, то очко присуждается команде, задававшей вопрос)
II. Гейм “Заморочки из бочки”
По очереди команды вытаскивают из “бочки” вопросы, читают вслух, обдумывают 30 сек., отвечают. Если ответили неправильно, отвечают по очереди другие команды или их болельщики
1. Кто главный герой страны, в которой правил принц Лимон? (Чиполлино)
2. У кого ноги на голове? (У осьминога и кальмара)
3. На чем путешествовала лягушка-путешественница? (На прутике)
4. У кого на носу устрашающее оружие? (У носорога)
5. Цветы ангельские, а когти дьявольские. (Роза)
6. Какого зверька нет в мире на самом деле? (Чебурашки)
Музыкальная пауза
III. Гейм “Темная лошадка”
Ведущий:
В небесах и на земле
Скачет баба на метле,
Страшная и злая.
Кто она такая? (Баба-Яга)
(С шумом и визгом вбегает Баба-Яга верхом на метле)
Баба-Яга: Правильно, угадали! Здравствуйте
Я к вам прилетела, все самое лучшее надела и вопросы приготовила. Готовы отвечать?
А. Конкурс-разминка для болельщиков
(по 1 вопросу болельщикам команд)
1. Мое средство передвижения. (Ступа)
2. Мой закадычный дружок? (Кощеи)
3. Мое прозвище? (Костяная нога)
(Командам присуждаются дополнительные очки)
Б. Баба-Яга:
А теперь серьезные вопросы командам.
Я - литературный герой. И вопросы вам из области литературы.
По словесному портрету
Ты скажи нам, кто же это?
1 -й команде:
“Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит
А сама-то величава,
Выступает будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит...”
(Царевна Лебедь из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане”)
2-й команде: “...Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, другой, скок-скок, прямо к двери, через порог и на улицу”.
(Буратино. Из сказки А. Толстого “Приключения Буратино”)
3-й команде: “...В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, а за плечами развевались блестящие крылышки”
(Эльф из сказки Г.Х. Андерсена “Дюймовочка”)
Баба-Яга: Молодцы. Вы мне понравились!
Но чтобы я вас не съела, вы еще должны мне спеть! Или станцевать.
Музыкальная пауза.
IV Гейм. “Бегущие минутки”
За определенное время (минуту), вам нужно дать как можно больше правильных ответов. Отвечаете без подготовки.
Если не знаете ответа, говорите: “Дальше...”.
Вопросы командам:
1-я команда
- Главная площадь Москвы. (Красная)
- Мальчик-луковица. (Чиполино)
- Дерево-символ России. (Береза)
- Враг мышей (Кот)
- Зловредная сказочная баба (Баба-Яга)
- Самое быстрое животное. (Гепард)
- Сказка Г.Х. Андерсена, в которой собака помогает солдату стать королем (“Огниво”)
- Хвостатая звезда (Комета)
- Кличка собаки Мальвины. (Артемон)
- Отец твоего отца. (Дедушка)
- Внучка деда Мороза. (Снегурочка)
- Первый месяц года. (Январь)
- Зимнее солнце что мачеха, светит . (но не греет)
- Часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов (Приставка)
- Птица, “приносит маленьких детей” (Аист)
- Номер телефона пожарной охраны. (01
- Ночное светило. (Луна)
- У какой птицы дети не знают матери? (У кукушки)
- Первый космонавт. (Ю.Гагарин)
- Ползут по дорожке голова, да рожки. (Улита)
2-я команда
- Столица России. (Москва)
- Деревянный мальчишка. (Буратино
- Птица - символ России. (Орел)
- Друг человека. (Собака
- Его смерть в яйце. (Кощей)
- Животное, житель Крайнего Севера, охотится на рыбу и тюленей. (Белый медведь)
- Сказка Г.Х. Андерсена, в которой король переодевался каждый час, тратил на наряды все свои деньги... (“Новое платье короля”)
- Самая близкая к нам звезда. (Солнце)
- Кличка собаки из сказки “Репка”. (Жучка)
- Брат матери (Дядя
- Заграничный Дед Мороз. (Санта Клаус)
- При солнышке тепло, при матери... (добро)
- Последний месяц года (Декабрь)
- Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов. (Суффикс)
- Птица “приносит новости на хвосте”. (Сорока)
- Номер телефона милиции. (02)
- Дневное светило. (Солнце)
- У какой птицы дети выводятся зимой? (У клеста)
- Оптический прибор, применяемый в астрономии для изучения неба. (Телескоп)
- Что за звездочка такая, на пальто и на платке, вся сквозная, вырезная. (Снежинка)
3-я команда
- Твой родной город. (Омск)
- Самый маленький мальчик. (Мальчик с пальчик)
- Автор слов Российского гимна. (С. Михалков)
- Животное, помогающее перейти дорогу. (Зебра)
- Имя героя многих русских сказок. (Иванушка)
- Самое ловкое животное. (Обезьяна)
- Сказка Г X Андерсена, в которой у героини “глаза сияли как звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя...” (“Снежная королева”)
- На небе черная дорожка, осыпана мелким горошком. (Млечный путь)
- Кличка собаки из сказки Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях) (Соколко)
- Сестра матери. (Тетя)
- Подружки Снегурочки. (Снежинки)
- Самый короткий месяц. (Февраль)
- Красна птица пером, а человек... (умом)
- Часть слова, которая служит для изменения форм и связи в предложении (Окончание)
- Птица - “лесной телеграфист” (Дятел)
- Номер телефона скорой помощи (03)
- Модель Земли. (Глобус)
- У какой птицы птенцы вскармливаются “птичьим молоком”? (У пингвинов, у голубей)
- Наука, изучающая Землю и Вселенную. (Астрономия)
- Что за чудо, что за спинка, два горба, одна ложбинка? (Двугорбый верблюд)
IV Гейм. “Выбери свой сектор”
Ведущий: Перед вами круг, разделенный на 3 сектора. Каждый сектор соответствует какому-то предмету (русский язык, математика, окружающий мир). Вы должны выбрать любой сектор и в течение 5 минут подготовить ответ на вопрос.
Математика
Вокруг квадратной клумбы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков Нарисуй, как это сделать.
Русский язык
Устойчивые словосочетания заблудились. Разрежь карточки на полоски и соедини их в нужные предложения.
Дождь лил | Как рыба в воде |
Скоро дело наладилось и пошло | Как снег на голову |
Гости свалились | Как сорока на дереве |
У себя во дворе Мишка был | Как из ведра |
Таня на уроке болтлива | Как по маслу |
Окружающий мир
Разгадай кроссворд.
Подбери и выпиши по горизонтали названия растений и животных природной зоны, вписанной по вертикали:
(Примерные ответы: сайгак, суслик, тюльпан, ковыль, полынь, орел).
Пока команды работают над заданиями, проводится викторина с болельщиками
(За правильные ответы присуждаются дополнительные баллы той команде, из какого класса болельщик)
- Какое животное водится и в лесу и в море? (Еж и морской ёж)
- Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)
- Лечу, кручу, на весь мир ворчу (Вьюга)
- Растет ли дерево зимой? (Нет, оно спит)
- След какого хищного зверя похож на человечий? (Медведя)
- Висит сито, не руками свито. (Паутина)
- Продолжи название сказки:
Аленький - ... (цветочек)
“Цветик- ... (семицветик)
“Марья- ... (искусница)
“Царевна - ... (лягушка или Несмеяна)
“Маша и - (медведь)
“Дикие - ... (лебеди) - К современным видам транспорта назови
волшебные предметы, ставшие их прообразами:
Автомобиль - ... (печка Ивана-дурака или Емели)
Поезд - ... (сапоги-скороходы)
Самолет - ... (ковер-самолет, летучий корабль)
Вертолет - ... (ступа Баба-Яги) - Из какого крана не льется вода? (Из подъемного)
- Каким ключом нельзя открыть дверь? (скрипичным, или который бьет из-под земли (родник)
- Какую соль нельзя класть в суп? (ноту соль)
- Кто сказал королевичу Елисею, где находится спящая царевна? (Ветер)
- Кто автор сказки “Кот в сапогах”. (Ш. Перро)
В конце игры (пока счетная комиссия подводит итоги для всех)
Музыкальная пауза