Цели
- ознакомить с геометрическими понятиями “область”, “границы”, упражнять учащихся в их нахождении;
- закреплять навыки счёта в пределах 5;
- развивать пространственное мышление, самоконтроль и самооценку;
- расширить кругозор учащихся;
- воспитывать любовь к своей малой родине.
Оборудование:
- рисунки с изображением Ластика и Карандаша;
- у детей конверты с картой Московской области и выражениями, цветовые карточки синего,красного и зелёного цветов, рабочие тетради с шифровкой, учебник математики – 1 ч.
- на каждой парте лоток с фишками и проволокой 15-20 см;
- аудиокассета с записью лесных звуков;
- карта Московской области на листе ватмана;
- цветовые магниты по кол-ву детей для самооценки красного, жёлтого и зелёного цветов;
- увеличенный эталон для проверки графического диктанта.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: - Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачного урока.
А чтобы всё получилось, давайте возьмём девиз:
“Ни минуты не терять, стремиться знанья получать!”
2. Графический диктант
Учитель: - А получать новые знания нам поможет… Отгадайте, кто:
“Если ему работу дашь – зря трудился карандаш” /Ластик/
(На доске картинка с изображением Ластика )
- Ластик пришёл со своим другом. Каким, вы догадаетесь, выполнив графический диктант: 2 клеточки вправо-вверх наискосок, 7 клеточек вправо, 4 клеточки вниз, 7 клеточек влево, 2 клеточки влево - вверх наискосок.
(Учитель открывает образец - чертёж за доской.)
- Проверьте по образцу на доске.
Встаньте те, у кого также, как на образце. У кого ошибки? В чём?
Какая получилась фигура? /пятиугольник, замкнутая ломаная линия из 5 звеньев/
- На какой предмет похожа фигура? / на карандаш/ Так кто же друг Ластика? /Карандаш/
(Появляется рисунок Карандаша)
3. Ориентировка в пространстве
- Украсим наш Карандаш цветовыми точками – магнитами. /коллективная работа на доске/
а) Поставьте красную точку, чтобы она находилась внутри ломаной.
б) Синим цветом поставьте точку так, чтобы она находилась снаружи , справа от ломаной линии, сверху …
в) Зелёным поставьте точку так, чтобы она находилась на ломаной линии.
/Рассматривается несколько вариантов постановки цветовых точек./
4. Физ. минутка
- Карандаш очень доволен вашей работой, на 1 мин. он превратил ваши носики в грифель карандаша. “Нарисуем” овал, квадрат, треугольник, прямоугольник.
5. Работа над новым материалом
а) Примеры с расшифровкой:
- Карандаш и Ластик принесли вам в конвертах то, без чего нельзя обойтись на сегодняшнем уроке.
Чтобы расшифровать это слово, надо правильно решить равенства, а ответы расположить в порядке возрастания.
5 – 3 = … /2 (а)
1 + 2 = … /3 (р)
3 – 2 = … / 1 (к)
1 + 4 = …/ 5 (ы)
5 – 1 = …/4 (т)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
к | а | р | т | ы |
(Примеры с расшифровкой у детей в тетрадях, у учителя - на доске. )
- Приступили к работе. Назовите ответы.
- Как расположите ответы? Что значит “в порядке возрастания”?
Какое слово расшифровали? /Учитель открывает эталон на доске./
- Объясните значение расшифрованного слова.
/игральные карты; географические карты - изображение на бумаге стран,областей и т.д./
- Как думаете, для путешествия нам какие карты нужны? /Географические/
б) Введение понятий “область”, “граница”:
- Достаньте из конвертов карту, приготовленную Карандашом и Ластиком.
Что это за карта? /карта Московской области / Такая же карта и у меня возле доски.
Проведите глазками по линии вокруг Московской области. Как можно назвать линию вокруг? /Замкнутая/
- Или по- другому… граница /учитель переворачивает карточку со словом там, где тема урока/
- Как называется территория внутри границы? область /переворачивает карточку, полностью открывается тема урока /
в) Формулирование темы и целей урока:
- Прочитаем хором тему урока. Попробуйте сформулировать цель нашего урока, чему будем учиться? /Учиться определять, где границы, а где области/
г) Упражнения в определении области и границы:
- Возьмите красный и жёлтый карандаши.
- На данной карте красным цветом обведите границы, жёлтым – заштрихуйте область вертикальными линиями. /Проверка: Встаньте, кто закончил, покажите вашу карту/
- Назовите некоторые города вне области.
Вспомните, на уроке “Я и мри вокруг” мы говорили,чем знаменита Тула?
Назовите несколько городов, принадлежащих Московской области.
Что знаете о Бородине? О Клине?
д) Повторение о натуральном ряде чисел + физ. минутка для глаз:
- Ластик и Карандаш приготовили следующее задание за одной из фигур.
Задание за той фигурой, где числа расположены в порядке убывания.
/На доске ромб с цифрами 308, прямоугольник с цифрами 830, треугольник с цифрами
038. Дети выбирают вариант 830 - прямоугольник, учитель открывает за ним задание./
В качестве задания детям предлагается ломаная линия из 6-ти звеньев, вершины которой поочерёдно обозначены буквами р,о,д,и,н,а.
- Проведя глазками по ломаной, прочитайте слово. /Родина/
Как вы думаете, почему именно это слово приготовили Ластик и Карандаш?
/Московская область, Коломна – наша малая родина,наш любимый город/
- Если из цифр в данной фигуре составить число, то какое получится? /830/
- Как это число связано с нашим городом?
/В этом году Коломне исполняется 830 лет/
Украсим наш город к празднику – прикрепим на карту флажок.
Вывод: - Как же называется линия вокруг области? /граница/
- А территория внутри границы? /область/
6. Закрепление нового материала
а) Практическая работа:
*работа в парах
- На каждой парте лежат проволока и фишки. Работаем в парах: согните проволоку так, чтобы получилась какая-то область; поставьте фишку внутри границы, вне и на границе.
*коллективная работа у доски
- Девочки, взявшись за руки образуют границу, а мальчики – область.
У нас в классе 3 Даши. Я попрошу встать их вне области.
б) Физ. минутка /Дети у доски после практической работы, звучит кассета с записью лесных птиц/
- На территории Московской области много лесов. В один из них нас поведут Ластик и
Карандаш.
“Только в лес мы вошли –
Полетели комары. /махи руками/
Дальше по лесу шагаем,
Грибы, шишки собираем. /наклоны вперёд/
Медведя, зайчика встречаем.
У медведя дом большой , /руки вверх, тянемся за руками/
А у зайки маленький. /приседаем/
в)Упражнение в ориентировке:
- Лес, в котором мы только что побывали, изобразил Карандаш, а Ластик – озорник всё стёр, оставил только границы. Посмотрите, это №3 на с. 60 в ваших учебниках.
Исправим ситуацию. /1 ученик работает за доской с готовыми карточками-рисунками, прикрепляет рисунки домика, ели и озера магнитами/
а) Зелёным карандашом нарисуйте ёлочку внутри области.
б) Вне области жёлтым карандашом нарисуйте домик.
в) На границе синим цветом изобразите озеро.
/Проверка: сличение с плакатом на доске,обсуждение нескольких возможных вариантов изображения. /
Контрольные вопросы:
- Можно ли протоптать тропинку от ёлочки до домика, не выходя за границу области? /Нет,т.к. домик вне линии границы/
- Можно ли протоптать тропинку от елочки до озера,не выходя за границу?
/Можно,т.к. озеро лежит на самой линии границы/
г) Игра “5-й лишний”:
- Да, сколько много грибов в этом лесу ! Посмотрите, ск. их в вашем учебнике на с.61 № 9.
Ск. всего грибов? Какой 3-ой? /рыжик/ Какой 5-й? /подберёзовик/
Какой между белым и рыжиком? /подосиновик/
- Посмотрите, художник заключил грибы в одну область. Проверьте, не сделал ли он ошибки? Какой гриб можно бы было вынести за пределы области? /мухомор/
- Почему? /он несъедобный/
- Какие ещё несъедобные грибы знаете? /ложные опята, бледная поганка/
- А какие грибы можно было бы включить в данную область? /лисички, сыроежки, опята/
д) Самостоятельная работа:
- Не успели мы выйти из леса, как оказались на поляне. Рассмотрите её на доске.
/На доске замкнутая линия с цветовыми выражениями вне области, внутри области и на линии границы./
Такие же поляны есть в ваших конвертах.
Ластик и Карандаш заспорили, какие выражения расположились вне области поляны, какие на линии границы, а какие внутри границы. Помогите им разобраться.
Для этого разделимся на 2 команды. Те, у кого на конверте нарисован ластик – команда
Ластика, а у кого карандаш – команда Карандаша.
Инструктаж: Работать будем в карточках. За 1 минуту “Ластики” находят значение тех выражений, которые находятся вне области, а “Карандаши” - тех, которые находятся внутри области. Начали работу. Закончили работу.
На партах у каждого цветовые карточки синего, красного и зелёного цветов.
Поднимите карточку того цвета, которая соответствует решённым вами равенствам.
“Ластики”, назовите значения ваших выражений. А теперь “Карандаши”.
- Ребята, а какие равенства остались без нашего внимания?
/Те, которые на линии границы/
Чтобы они “не обиделись”, найдём их значение.
7. Итог урока
- Наше путешествие с Ластиком и Карандашом подходит к концу.
Вернёмся к девизу, с которого начали урок.
Удалось ли нам ни минуты не терять? /Да, мы многое успели сделать. /
Вспомните, какая цель нашего урока? Чему мы учились? Удалось ли каждому из вас достигнуть цели? Покажите при помощи цветовых магнитов, напоминаю, критерии самооценки на плакате.
Зелёный круг | Со всеми заданиями на уроке справился легко. Я очень доволен собой ! |
Синий круг | В основном со всеми заданиями на уроке справился. Вполне доволен собой. |
Красный круг | Не все задания на уроке давались мне легко. Но я старался. |
- Где могут пригодиться знания о границах и областях? /при изучении математики, географии, истории/
Сюрпризный момент:
- Ластик и Карандаш благодарят вас за хорошую работу и дарят карандаши с ластиками, которые пригодятся на каждом уроке.