Данная программа предназначена для преподавания предмета “Искусства резьбы “Татьянка” по дереву” в системе дополнительного образования, на уроках художественного ремесла и как элективный курс. Программа рассчитана на 2 занятия в неделю по 2 часа или одно занятие продолжительностью 4 часа.
Дерево всегда было и остаётся одним из самых привлекательных поделочных материалов. Оно не только доступно в обработке несложным набором традиционных инструментов, но и красиво в декоративном отношении.
Следует также учесть, что практико-технологический аспект подготовки не требует такого существенного обновления материальной базы. Для таких занятий не требуется специально оборудованное помещение, какие-то сложные приспособления, дефицитные инструменты и материалы. Поэтому такие занятия можно организовать практически в любом образовательном учреждении на базе учебных мастерских или в любом школьном кабинете, без каких бы то ни было больших дополнительных материальных затрат.Резьба “Татьянка” масштабная, креативная, со множеством различных элементов, от мелких до очень крупных, от примитивных до высокохудожественных и при этом очень весьма изощрённая.
В части методов обучения занятия в предлагаемой авторами концепции целиком основываются на идеях развивающего обучения, так как программа предусматривает последовательное усложнение заданий. Используются методы здоровьесберегающих технологий. Задания, которые предстоит выполнить учащимся, направлены на развитие у них с первых занятий не только навыков техники резьбы “Татьянка”, но и двигательной сферы, и творческого начала. Обучение предусматривает обязательное выполнение домашнего задания, в виде копирования специальных рисунков, самостоятельных композиционных рисунков с натуры.
Цель программы познакомить учащихся школ с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы “Татьянка” по дереву, умению создавать собственные творческие композиции.
Задачи программы.
Обучающие:
- формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма;
- формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности;
- формировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;
- формировать навыки безопасной работы при художественной обработке древесины;
Развивающие:
- развитие речи: обогащение и усложнение её словарного запаса; усложнение её смысловой функции;
- развитие мышления: учить анализировать, выделять главное; учить сравнивать, обобщать и систематизировать;
- развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, точности и ориентировки в пространстве;
- развитие двигательной сферы: развитие моторики мелких мышц – умение управлять своими двигательными действиями; развитие двигательной сноровки, соразмерность движений.
Воспитывающие:
- воспитание трудолюбия и приобщить детей к истокам русской народной культуры;
- воспитание высокой коммуникативной культуры;
- воспитание толерантного сознания порастающего поколения
Она построена таким образом, что учащиеся знакомятся со всеми основными традиционными видами художественной резьбы по дереву, получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева и их отделке, сведения об инструментах для выполнения художественной резьбы, знакомятся с правилами безопасной работы при резьбе. Получают профессиональные навыки по изготовлению товарных изделий.
Важным этапом на пути создания учащимися самостоятельных композиций является выполнение резьбы “Татьянка”, обучаясь по образцам. Такая технология обучения позволяет понять и усвоить не только разные виды и технику этой резьбы, но и типовые композиции резьбы по дереву. Зарисовки, созданные во время обучения, должны рассматриваться как ценный методический фонд, на основе которого учениками разрабатываются дальнейшие собственные творческие композиции.
После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:
- о классификации видов резьбы;
- об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;
- о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву
- о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву;
- о полном процессе изготовления резных художественных изделий на предприятии народных художественных промыслов;
- правила безопасности при обработке художественных изделий;
Учащиеся должны уметь:
- рисовать с натуры и делать с них композиционные схемы;
- делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;
- разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе технологии резьбы “Татьянка”;
- владеть инструментом для резьбы по дереву;
- владеть техническими приемами резьбы “Татьянка”;
- выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.
Преподаватель должен использовать программу творчески, исходя из конкретных условий работы и уровня подготовки учащихся.
Тематический план
№ занятия | Тема | Кол-во учебных часов | |
Изучение и освоение плоскорельефной резьбы по дереву “Татьянка” - 272 ч 1 год обучения |
|||
1 | Образ мира в художественной резьбе. Классификация видов резьбы по дереву. Резьба по дереву “Татьянка” | 2 | |
2 | Рабочее место резчика. Правила безопасной работы при резьбе “Татьянка”. Резьба по дереву “Татьянка” с растительными элементами. | 2 | |
3 - 20 | Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе. Техника резьбы “Ивушка”: | 36 |
|
21 - 22 | Оформление поверхности листьев насечками | 4 | |
23 | Композиция в резьбе. Сканерография. | 2 | |
24 -45 | Специфика рисунка в резьбе.. Вырезание на прямоугольных поверхностях. | 44 | |
46 - 68 | Разработка резной композиции и реализация её в материале | 46 | |
Итого за 1 год обучения | 136 | ||
2 год обучения |
|||
1 - 17 | Техника резьбы “Муравка” и вырезание бабочки | 34 | |
18 - 28 | Разработка резной композиции и реализация её в материале (разделочная доска) | 22 | |
29 - 39 | Разработка резной композиции и реализация её в материале (шкатулка) | 22 | |
40 - 50 | Техника резьбы “Ромашки” | 22 | |
51 | Вырезание на сферических поверхностях | 2 | |
52 - 68 | Разработка резной композиции и реализация её в материале | 34 | |
Итого за 2 год обучения | 136 | ||
Изучение и освоение рельефной резьбы по дереву “Татьянка” С резным фоном - 136 ч 3 год обучения |
|||
1 - 3 | Техника резьбы “Альпийская роза”. Прорезание контура сердцевины цветка и вырезание первого ряда лепестков цветка | 6 | |
4 - 6 | Прорезание контура цветка и вырезание лепестков цветка | 6 | |
7 | Прорезание контуров стебельков и ягод и вырезание стебельков | 2 | |
8 - 9 | Понижение фона | 4 | |
10 | Понижение листьев на разные уровни | 2 | |
11 - 12 | Этап разделения листьев | 4 | |
13 - 14 | Понижение основания листа под цветки | 4 | |
15 - 16 | Вырезание гроздей с ягодами | 4 | |
17 - 18 | Понижение лепестков цветка | 4 | |
19 - 20 | Закругление сердцевины цветка | 4 | |
21 - 22 | Выполнение изогнутой формы листьев | 4 | |
23 - 24 | Понижение ягод | 4 | |
25 - 26 | Закругление ягод сверху и стебля | 4 | |
27 - 28 | Оформление поверхности около ягод и под веточкой | 4 | |
29 - 30 | Закругление цветка и ягод | 4 | |
31 - 32 | Оформление поверхности листа насечками | 4 | |
33 - 34 | Создание фона из прорезанных клеточек и техника “Чешуйки” | 4 | |
35 - 44 | Разработка резной композиции и реализация её в материале (Техника резьбы “Чешуйки”) | 20 | |
45 - 68 | Разработка резной композиции и реализация её в материале (Техника резьбы “Альпийская роза”) | 48 | |
Итого за 3 год обучения | 136 |
ПРОГРАММА
Изучение и освоение плоскорельефной резьбы по дереву “Татьянка” - 272 ч
1 год обучения
Образ мира в художественной резьбе. Понятие о видах резьбы по дереву (домовая, плоскорельефная, рельефная, плосковыемчатая, сквозная, скульптурная, “Татьянка”). Резьба по дереву “Татьянка” (2 ч)
Краткие сведения из истории вида изобразительного искусства, как резьба по дереву. Возможности резьбы по дереву, её связь с направлениями современным реальным развитием общества. Классификация видов резьбы по дереву. Материалы, применяемые для резьбы по дереву. Подготовка материала. Инструменты для резьбы “Татьянка”, подготовка инструментов к работе. Правила перевода рисунка на кальку.
Практическая работа: “Перевод рисунка (фрагмент растительного орнамента) на кальку и на лист А4”
Рабочее место резчика. Правила безопасной работы при резьбе “Татьянка”. Резьба по дереву “Татьянка” с растительными элементами . Техника резьбы “Ивушка” (2 ч)
Организация рабочего места резчика. Правила безопасной работы при резьбе “Татьянка”. Технология выполнения резьбы с растительными элементами.. Приёмы удержания ножа и стамески. Насечки. Порядок выполнения среза и типичные ошибки при выполнении срезов.
Практическая работа: “Перевод рисунка (фрагмент растительного орнамента) на учебную доску и выполнение плоскорельефной резьбы на учебной доске”
Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе (36)
Резьба рельефная, “плетенка”, “косичка”, “чередующая плетенка”. Заточка и правка инструмента. Правила положения стамески. Правила безопасной работы. Корректировка и восстановление контура рисунка. Профессия резчика по дереву.
Практическая работа: “Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе”
Оформление поверхности листьев насечками (10 ч)
Технология выполнения насечки на поверхности листьев. Ошибки при выполнении насечки.
Практическая работа: “Выполнение насечки на поверхности листьев”
Композиция в резьбе. Сканерография (2 ч)
Принципы композиционного построения в искусстве. Простые решения композиций для практической резьбы. Сканерография. Способы получения гербарий.
Практическая работа: “Рисование с натуры и составление композиционных схем”
Специфика рисунка в резьбе. Вырезание на прямоугольных поверхностях (разделочная доска, шкатулка) (40ч)
Общие сведения о рисунке. Специфика рисунка в резьбе. Технология выполнения резьбы на прямоугольных поверхностях. Отделка изделий. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Вырезание на прямоугольных поверхностях (разделочная доска, шкатулка)”.
Разработка резной композиции и реализация её в материале (44 ч)
Композиция в резьбе. Стратегия и тактика процесса работы. Пластика. Требования, предъявляемые к изделию. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Выполнение резьбы несложного изделия”.
2 год обучения
Техника резьбы “Муравка” и вырезание бабочки (34 ч)
Технология выполнения резьбы “Муравка”. Глубина прорезания листочков. Анималистика. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Перевод рисунка на учебную доску и выполнение резьбы “Муравка” на учебной доске”
Разработка резной композиции и реализация её в материале (разделочная доска) (22 ч)
Варианты вырезания листочков и узоров крыльев бабочек. Композиционные разборы изделий. Отделка изделия. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Перевод рисунка на разделочную доску и выполнение резьбы “Муравка”
Разработка резной композиции и реализация её в материале (шкатулка) (22 ч)
Композиционные разборы изделий. Отделка изделия. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Перевод рисунка на шкатулку и выполнение резьбы “Муравка”
Техника резьбы “Ромашки” (22 ч)
Технология выполнения резьбы “Ромашки”. Разновидности лепестков и их схемы расположения. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Перевод рисунка на учебную доску и выполнение резьбы “Ромашки” на учебной доске”
Вырезание на сферических поверхностях (2 ч)
Особенность резьбы на предметах, имеющих криволинейную, цилиндрическую, сферическую или конусообразную форму. Орнамент рисунка, его композиция.
Разработка резной композиции и реализация её в материале (34 ч)
Требования, предъявляемые к изделию. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Выполнение резьбы несложного изделия”.
Изучение и освоение рельефной резьбы по дереву “Татьянка” с резным фоном - 136 ч
3 год обучения
Техника резьбы “Альпийская роза” (6 ч)
Технология выполнения резьбы “Альпийская роза”. Перевод рисунка на кальку и на учебную доску. Прорезание контура сердцевины цветка и вырезание первого ряда лепестков цветка
Прорезание контура цветка и вырезание лепестков цветка (6 ч)
Приём вырезания второго ряда лепестков. Способы вырезания лепестков “Альпийской розы”. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Прорезание контура цветка и вырезание лепестков цветка”
Прорезание контуров стебельков и ягод и вырезание стебельков (2 x)
Правила подрезки контуров. Приём вырезания стебельков. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Прорезание контуров стебельков и ягод, вырезание стебельков”
Понижение фона (4 ч)
Приём срезания фона для его понижения. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Срезание поверхности учебной доски для понижения фона”
Понижение листьев на разные уровни (2 ч)
Приём понижения листьев на разные уровни. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Срезание листьев на разные уровни”
Этап разделения листьев (4 ч)
Правила разделения листьев. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Разделение листьев на разные уровни”
Понижение основания листа под цветки (4 ч)
Прием понижения основания листа под цветки. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Понижение основания листа под цветки”
Вырезание гроздей с ягодами (4 ч)
Правила вырезания гроздей с ягодами. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Вырезание гроздей с ягодами”
Понижение лепестков цветка (4 ч)
Технология понижения лепестков цветка. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Понижение лепестков цветка”
Закругление сердцевины цветка (4 ч)
Технология закругления сердцевины цветка. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Закругление сердцевины цветка”
Выполнение изогнутой формы листьев (4 ч)
Технология выполнения изогнутой формы листьев. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Выполнение изогнутой формы листьев”
Понижение ягод (4 ч)
Последовательность понижения ягод. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Понижение ягод ”
Закругление ягод сверху и стебля (4 ч)
Прием закругления ягод сверху и стебля. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Закругление ягод сверху и стебля”
Оформление поверхности около ягод и под веточкой (4 ч)
Технология оформления поверхности около ягод и под веточкой. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Оформление поверхности около ягод и под веточкой”
Закругление цветка и ягод (4 ч)
Прием закругления цветка и ягод. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Закругление цветка и ягод”
Оформление поверхности листа насечками (4 ч)
Правила оформления поверхности листа насечками. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Оформление поверхности листа насечками”
Создание фона из прорезанных клеточек и техника “Чешуйки” (4 ч)
Создание фона приемом чешуйки-семечки. Типичные ошибки при создании фона. Техника резьбы “Чешуйки”. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Создание фона приемом чешуйки-семечки”
Разработка резной композиции и реализация её в материале (Техника резьбы “Чешуйки”) (20 ч)
Требования, предъявляемые к изделию. Отделка изделия. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Выполнение резьбы сложного изделия”.
Разработка резной композиции и реализация её в материале (Техника резьбы “Альпийская роза”) (48 ч)
Требования, предъявляемые к изделию. Отделка изделия. Правила безопасной работы.
Практическая работа: “Выполнение резьбы сложного изделия”.
Рекомендуемая литература.
- Сасыков Ш., Художественная резьба по дереву “Татьянка”: Учебное пособие. 1-е изд., - М.; АНО “Татьянка”, 2005 – 240с.: ил. (Серия “Высшая школа резьбы по дереву”)
- Журнал ДЕКО (хобби & декор) №3/24/2007
- Журнал Художественная резьба по дереву “Татьянка” №1(1) – август 2004г.
- Журнал Художественная резьба по дереву “Татьянка” №2 – 2006г.
- Журнал Художественная резьба по дереву “Татьянка” №3 - 2006г.
- Журнал Художественная резьба по дереву “Татьянка” №4 – 2006г.
- Журнал Художественная резьба по дереву “Татьянка” №5 - 2006г.
- Журнал Художественная резьба по дереву “Татьянка” №6 – 2007г.
- Журнал Художественная резьба по дереву “Татьянка” №7 - 2007г.
- Журнал Художественная резьба по дереву “Татьянка” №8 – 2007г.
- Журнал Художественная резьба по дереву “Татьянка” №9 – 2007г.