Введение
Приоритетной целью современного начального
образования является создание творческого
потенциала для развития личности ребёнка. Частью
такого потенциала является предмет технология.
Образовательные учреждения Кущёвского
района с 2006-2007 учебного года
осуществляют обучение по новому базисному
учебному плану, который предполагает изучение
информатики в 3-4 классах в качестве учебного
модуля в предмете «Технологи». Коллектив
педагогов Кущёвской МОУ СОШ №1,
Краснодарского края разработал авторскую
программу по предмету «Технология».
Настоящая программа по технологии для
начальной школы, составлена в
соответствии с современными требованиями к
модернизации содержания технологического
образования при сохранении традиций
российской школы, в области
изобразительного искусства, трудового
обучения, введён модуль информатики и
значительно расширились границы краеведческого
материала, уходящие за рамки курса
«Кубановедение».
Программа является целостным
интегрированным курсом, включает основы
художественного изображения, учитывает
психологические закономерности
формирования общих трудовых и специальных
знаний и умений, а также возрастные
особенности учащихся младшего школьного
возраста.
Активная творческая деятельность учащихся
обеспечивается интеграцией уроков искусства и
художественного труда на основе народных
традиций путем раскрытия разнообразных
связей искусства с жизнью.
Учащиеся учатся видеть и ценить мир искусства
«рядом» на примерах произведений
художников и народных мастеров родного края.
Учатся понимать традиции и особенности своего
региона, получать необходимую информацию об
объекте деятельности, используя рисунки и
эскизы, простейшие чертежи и схемы,
инструкционные и технологические карты,
использовать различные источники информации, в
том числе и сеть Интернет.
Региональный компонент в программе реализуется
через наполнение познавательной части курса, и
практических работ содержанием, которое
отражает краеведческую направленность (реальные
исторические события, объекты, сооружения,
изделия и персонажи, предметы быта, по тематике
связанные с изобразительным искусством,
ремёслами и промыслами народов, населяющих
Краснодарский край).
Отличительной особенностью программы является
интеграция нескольких предметов, реализация
интегративного подхода изучения материала,
ориентация на преемственность.
Новизна программы заключается в методике и
формах проведения занятий.
В структуру программы входят разделы:
I раздел: Изобразительное искусство.
II раздел: Художественный труд.
III раздел: Интегрированные уроки.
IV раздел: Информационные технологии. Практика работы на компьютере.
Основные задачи курса:
- обеспечить обязательный минимум образования по изобразительному искусству, трудовому обучению и ИКТ;
- способствовать формированию образного мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти, комплексного освоения искусства России и своего края;
- обеспечить овладение учащимися общих учебных умений и навыков в различных видах умственной и практической деятельности (общепознавательной, графической, проектной, а также навыков конструирования и дизайна), направленной на получение младшими школьниками первоначального опыта в этих видах деятельности.
Программа включает в себя предметные линии,
охватывающие все направления взаимодействия
человека с окружающим миром, с учётом
психофизиологических и синзетивных
особенностей развития детей младшего школьного
возраста.
Каждая линия представляет собой независимую
единицу содержания технологического
образования и включает информацию о видах и
свойствах определённых материалов, видах
изобразительного искусства и другую информацию,
направленную на достижение определённых
дидактических целей.
По каждой линии определено содержание
теоретических сведений, практических работ и
объектов труда, обеспечивающих усвоение
школьниками начального опыта различных
видов деятельности.
В 3-4 классах за счет интеграции
уроков изобразительного искусства и
художественного труда появляется новый
раздел « Интегрированные уроки» для
реализации IV раздела «Практика работы на
компьютере».
Основные требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3-й класс
В результате изучения программы технологии ученик должен
- знать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- распространённые виды профессий ст. Кущёвской;
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- правила безопасности труда и личной гигиены;
- виды стежков и швов;
- приёмы стилизации в лепке;
- правила и приёмы пришивания пуговиц;
- композиционную основу орнамента, отличительные особенности кубанского орнамента;
- правила сбора семян и приёмы хранения их в зимнее время с учётом природных особенностей Кубани;
- правила осенней обработки почв;
- область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- правила поведения в компьютерном классе;
- назначение основных устройств компьютера;
- компьютерные программы «Блокнот», «Калькулятор».
- основные операции при создании рисунков;
- сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью народа родной станицы;
- приёмы смешивания красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков;
- композиционные основы орнамента (ритмические узлы; связь декора с материалом, формой и назначением художественного предмета);
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.
- уметь:
- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий в казачих мотивах;
- пришивать пуговицы, кнопки, крючки;
- выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
- выделять отличительные особенности кубанской вышивки;
- использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
- выполнять рельефные и объёмные многофигурные композиции из глины;
- изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приёмов технологии в творчестве ремесленников Кубани, ст.Кущёвской;
- собирать семена и готовить их к зимнему хранению;
- проводить осеннюю обработку почвы;
- выполнять правила поведения в компьютерном классе;
- находить и правильно называть основные устройства на своём компьютере;
- пользоваться мышью и клавиатурой;
- запускать компьютерные программы;
- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
- выполнять простейшие действия в текстовом редакторе (набрать, удалить, вставить текст, изменить шрифт и т.д.);
- выражать своё эмоционально-эстетическое отношение к рассматриваемому произведению искусства, чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске, очертаниях и форме предметов;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.
- в работе над рисунком соблюдать целостное восприятие предмета: намечать главные пропорции, строение предмета, уметь сравнивать рисунок с изображаемым предметом;
- разрабатывать эскиз изделий и выполнять изделие по эскизу на основе кубанских традиций;
- решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию в декоративной работе.
Основные требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 4-й класс.
В результате изучения программы технологии ученик должен
- знать:
- виды технологий и их влияние на окружающую среду, экономику страны;
- понятие «труд», «профессия», «профессиональная деятельность»;
- современные средства труда, сотрудничество в трудовой деятельности;
- содержание труда людей ближайшего окружения, на предприятиях своей станицы;
- взаимосвязь назначения, конструкции и дизайна изделия;
- особенности изготовления и ношения украшений на Кубани (история и современность);
- особенности интерьера казачьей хаты;
- инструменты и приспособления для работы с нитками и тканью;
- правила изготовления шаблонов;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным садовым инвентарём и с удобрениями;
- особенности выращивания рассады на Кубанской земле и уход за ней;
- правила высадки рассады в грунт и уход за ней;
- правила уборки урожая и способы хранения его;
- личностную или социальную значимость продуктов своего труда или труда других людей;
- правила клавиатурного письма;
- операции при создании текстов;
- программы для создания печатных и электронных публикаций;
- сведения о различных компьютерных программах;
- порядок действий при поиске новых сведений с помощью компьютера;
- средства художественной выразительности (цвет, линия, объём, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция и т. д.);
- простейшие сведения о наблюдательной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
- основные средства композиции: точка зрения (высота горизонта), контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение композиционного центра; ритм как основа орнаментальной композиции;
- сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), зависимость освещения предмета от силы и удалённости источника света;
- изменение цвета в зависимости от расположения предметов в пространстве (смягчение очертаний. Яркости и светлоты цвета);
- отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов, промыслов на Кубани;
- уметь:
- овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а так же приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия;
- осуществлять рациональную и экономную разметку деталей, их изготовление и сборку в изделие, а так же декоративную отделку изделия различными способами;
- выполнять плетения в технике макраме;
- читать чертежи, технические рисунки;
- строго самостоятельно соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным садовым инвентарём и с удобрениями;
- проверять семена на всхожесть;
- выращивать рассаду и пересаживать её в открытый грунт с учётом природных особенностей Кубани;
- выращивать сельскохозяйственные растения от посева до уборки урожая, собрать и сохранить его;
- создавать папки (каталоги), удалять, копировать и перемещать файлы и папки (каталоги);
- набирать, сохранять, редактировать тексты;
- вставлять изображения в печатную публикацию;
- создавать схемы и таблицы, включать их печатную публикацию;
- создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать публикации с использованием гиперссылок;
- самостоятельно осуществлять поиск информации, в том числе с использованием сети Интернет;
- использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач, выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
- анализировать произведения искусства, выражая своё эмоционально-эстетическое отношение к их содержанию и художественной форме;
- выполнять изображения отдельных предметов, используя фронтальную и угловую перспективу; передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков;
- решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам творчества художников ст. Кущёвской;
- осуществлять кооперацию и сотрудничество в трудовом процессе;
- рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок на рабочем месте после завершения деятельности.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Осуществлять поиск, преобразование и хранение информации в простейших знаково-символических средствах и с использованием компьютера.
- Подбирать материалы и инструменты, способы трудовой деятельности в зависимости от цели и ограничивающих условий.
- Планировать свою деятельность и осуществлять контроль за её ходом.
- Изготовлять изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, смысловому замыслу.
- Собирать модели несложных объектов из деталей конструктора по образцу, эскизу, сборочной схеме, собственному замыслу.
- Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.
- Осуществлять мелкий ремонт одежды и предметов быта.
- Соблюдать правила личной гигиены и безопасные приёмы работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, компьютером.
- Осуществлять элементарную уборку жилища, простейший уход за кухонной утварью и сервировку стола к завтраку, обеду и ужину.
- Управлять бытовой техникой, использовать электро- и радиоприборы.
- Использовать компьютерные программы для решения учебных и проектно-технологических задач.
- Осуществлять кооперацию и сотрудничество в трудовом процессе.
- Наводить порядок на рабочем месте после завершения деятельности.