Тема урока. Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов. Графическое обозначение орфограммы.
Цел и урока.
- совершенствовать умение распознавать проверяемые гласные в корне слова;
- овладеть способами проверки; осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение;
- развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, внимание, память, воображение;
- обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс» (авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.), аудиозапись, карточки со словами, мультимедийные слайды.
ХОД УРОКА
I. Чистописание
Записаны буквы: а, о, р, у, в, и, н, е, л, я.
Учитель. На какие две группы можно распределить эти буквы?
Дети. В первую группу отнесем гласные, а во вторую группу согласные.
У. Посмотрите на гласные буквы, какая лишняя?
Д. Буква у – «лишняя», т.к. в сильной позиции.
У. Что общего?
Д. Гласные буквы нужно проверять, когда они обозначают безударный гласный звук.
У. Составьте цепочку гласных букв для чистописания.
Дети называют свои варианты. Например, написать сначала в прямом, затем в обратном алфавитном порядке: аеноя яонеа. Учитель показывает образец соединения букв.
У. Напишите каждый свою цепочку букв.
На доске написаны слова: гнездо, гнездышко, гнездятся.
У. Найдите «лишнее» слово.
Д. «Лишнее» слово гнездятся. Оно
является глаголом, а – остальные –
существительные.
«Лишнее» слово гнездышко. Ударный первый слог, а
другие слова с непроверяемой безударной гласной.
«Лишнее» слово гнездо. Оно состоит из двух
слогов.
У. Что нужно знать, чтобы правильно написать безударную гласную?
Д. Для этого нужно знать правило о правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.
У. Расскажите правило. (Дети рассказывают.)
У. Напишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне, рядом проверочное слово. (Учащиеся выполняют работу.)
II. Формирование учащимися темы урока
У. После выполнения задания сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Д. Тема сегодняшнего урока: Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов.
III. Словарно-орфографическая подготовка
Записаны слова: Род_на, Отеч_ство, Р_ссия, ру__кий.
У. Вставьте пропущенные буквы и запишите слова.
У. Чем по значению похожи эти слова?
Д.Эти слова очень близки для нас. Родиной мы зовем нашу страну, потому что в ней родились, выросли, говорим на родном языке и все в ней для нас родное.
У. Обратимся к этимологическому
словарю. Слово Родина произошло от
слова род. Вначале оно значило «семья»,
потом – «место рождения», позже – «Отчизна,
Отечество».
Отечество – мы зовем нашу родину,
потому что в ней живут отцы, деды.
Россия – это название нашей страны.
Россия – страна, расположенная в Европе
и Азии.
Современное слово Россия произошло от более
старого слова Русь. Образованно от названия
племени руссов, обитавших на территории
современной России.
Русский – это национальность и язык
коренного населения России.
Выполните со словом Родина фонетический разбор. (Учащиеся
выполняют работу.)
У. Составьте словосочетание со словом русский.
Д. Русский человек, русский флаг, русский дом…
У. Запишите словосочетания. (Учащиеся записывают словосочетания.)
У. У каждого человека есть свой маленький уголок – улица, дом, место, где он родился, вырос. Это и есть его маленькая родина. А из множества таких разных уголков и состоит наша великая Родина – Россия.
С чего начинается Родина?
С весенней и нежной травы,
С лучистого ясного солнышка
Иль ярко-зеленой листвы?А может она начинается
С прилета скворцов и грачей,
С веселого смеха детишек,
И звонкого стука мячей?
Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, к природе, к птицам.
(Учитель показывает рисунок скворца.)
У. Как называется птица?
Д. Скворец.
У. Закройте глаза на 5 секунд. Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово скворец?
Д. Летит, небо, скворечник, птенцы…
На доске: Л_тит скв_рец – з_ме к_нец.
У. Что общего во всех словах?
Д. Пропущены безударные гласные, проверяемые ударением.
У. Как называется орфограмма, которую мы с вами изучаем?
Д. Безударная гласная в корне слова.
У. Вставьте безударную гласную и подберите однокоренное проверочное слово.
У. Как проверить безударную гласную в корне слова?
Д. Изменить форму слова. Подобрать слово с тем же корнем из другой части речи.
У. Прочитайте вывод на странице 130 (учебника Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.)
(Дети читают правило.)
У. Как обозначается орфограмма?
Д. Безударная гласная в корне слова подчеркивается одной линией, а ударная гласная двумя линиями.
(Дети обозначают орфограммы.)
IV.Физкультминутка.
У. Я буду называть слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Если услышите слово с проверяемой гласной – приседайте. Если с непроверяемой – топайте.
Слова: вода, река, петух, трава, заяц, село, завод.
V. Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов
У. Отгадайте загадку:
В птичник повадиться – жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы.
Д. Лиса, лисица.
У. Информация о лисе.
Лиса образована от слова лис. До сих пор кое-где
у нас бытуют выражения «лисий» (рыжий),
«залисеть» (пожелтеть). Следовательно, лисицей
зверя прозвали за желтую шерсть.
А откуда такое странное отчество Патрикеевна?
Патрикей это имя старинное. Давали только детям
княжеского рода. Ну а лиса-то здесь причем?
Давным-давно, лет 700 назад жил новгородский князь
Патрикей. И так прославился он своей
изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей
стало нарицательным. И хитрая лиса, умная, как
верная «наследница» хитрого князя, получила
отчество Патрикеевна.
На доске открывается текст:
Л_са.
В л_су живет рыжая л_са. Лисий дом - н_ра.
У н_ры играют веселые л_сята. Л_сица учит их
лисьим повадкам.
У. Как называется текст?
Д. Лиса.
У. Какую безударную гласную нужно написать в заглавии?
Д. -и-
У. Почему?
Д. Проверочное слово лис.
У. Спишите текст вставляя пропущенные буквы.(Учащиеся выполняют задание.)
У. Найдите в тексте однокоренные слова, выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную одной чертой, ударную двумя чертами.
(Дети вставляют пропущенные буквы и называют проверочные слова.)
У. Задание: чем отличается слово ЛЕС от слова ЛИСА?
Д. Написание И и Е. Лес – множество деревьев, растущих на большом пространстве. Лиса – животное.
У. Запишите со словом лес однокоренные слова.
Д. (Записывают слова.) лес, леса, лесок, лесник, лесопилка, лесничий.
VI. Работа по учебнику
Упражнение 225 (стр. 131 учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.)
VII. Творческая работа
(Звучит аудиозапись «Птичьи голоса».)
У. Что вы услышали?
Д. Пение птиц.
У. Какие картины вы мысленно себе представили? Где живут птицы?
Д. В лесу, на лугу, в поле. Места обитания они находят разные.
У. Какую роль играют птицы в природе? Что такое лес?
Д. Чистый воздух, деревья, красота, кустарники, грибы, ягоды, полезные ископаемые.
У. Какие деревья растут в лесу?
Д. Береза, осина, дуб, сосна, ель.
У. Одно из самых могучих, сильных, выносливых деревьев – дуб. Живут до двух тысяч лет. Народ относится к дубу с почтением и любовью. По нему примечали: шумит дубравами – к непогоде, много желудей на дубе – к теплой зиме и урожайному лету. Кора дуба содержит лекарственные вещества, а для многих зверей и птиц желуди являются прекрасным кормом.
(На доске появляется рисунок дуба и карточки со словами.)
У. Дерево сегодня необычное тем, что на нем поселились слова, в которых пропущены безударные гласные буквы. Вам необходимо записать слова, вставляя пропущенные буквы. (цв_ты, гл_за, д_ма, с_сна, в_да, пл_та.)
Слова записывают дети в тетрадь, обосновывая написание. Например, в слове цветы проверяемая безударная гласная е. Проверочное слово цвет. Безударную гласную в корне слова подчеркиваем одной чертой, а ударную гласную двумя.
VIII. Закрепление изученного
(На карточках или на доске написаны предложения.)
У. Прочитаете предложения. Сформулируйте свое задание к ним.
Д. Нужно вставить пропущенные буквы в словах. Устно подобрать проверочное слово. (Учащиеся выполняют задание самостоятельно.)
Горка, горочка, пригорки, Помогите-ка Егорке. Как писать ему слова: На г_ре р_сла тр_ва? |
Л_сной, р_чной, г_ристый, м_рской, р_дной, л_сной. Проверь слова, да не спеши. Красиво, грамотно пиши. |
IX. Заключение
У. Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?Как поверить написание слов с безударной гласной в корне?