Организация самостоятельной работы студентов является важнейшим звеном системы управления качеством образования в учебном заведении. Актуальность самостоятельной работы студентов трудно переоценить. Это ключевой вопрос в решении проблемы – как научить человека мыслить.
Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование навыков, умений и знаний. В связи с этим планирование, организация и реализация самостоятельной работы студента является важнейшей задачей обучения студента.
Студент сводит свою самостоятельную деятельность и самостоятельную работу (как компонент этой деятельности), в лучшем случае к выполнению домашних заданий. Самостоятельная работа, однако, не должна рассматриваться только как выполнение домашних заданий. Она включает все виды самостоятельной работы студента в аудитории и вне ее.
Наиболее остро проблема организации самостоятельной работы встает при обучении иностранным языкам в технических учебных заведениях, где иностранный язык не является профилирующей дисциплиной, что создает определенные трудности для его изучения. Кроме того, специфика иностранного языка заключается в том, что языку нельзя научить, ему можно только научиться, т.е. студент должен проявить максимум активности и самостоятельности во всех видах речевой деятельности.
Для того, чтобы самостоятельная работа студента была эффективной необходимо выполнить ряд условий, одним из которых является методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее.
Главенствующая и организующая роль преподавателя в управлении самостоятельной работой студентов не исключает активной деятельности самого студента. Без этого будет нарушен один из самых важных принципов процесса обучения иностранному языку – его коммуникативная направленность с педагогикой сотрудничества, при которой преподаватель и студент являются равноправными партнерами общения.
Формы самостоятельной работы могут быть разнообразны. Например, на углубленное развитие навыков и умений чтения и техники перевода профессионально ориентированных текстов могут быть направлены “бюро переводчиков”, конкурсы на лучший перевод, исследовательские работы по словообразованию и др.
Большие возможности для управления самостоятельной работой студентов представляют упражнения, развивающие умения оперировать неизвестной лексикой. Работа может идти в двух направлениях: обучение определению значений неизученных ранее слов на основе догадки по контексту и знаний правил словообразования, а также по двуязычному словарю.
Развитие умений работы с двуязычным словарем (общим, политехническим, специальным) должно проходить в системе - с четкой градацией упражнений, предусмотренных для выполнения в аудитории под руководством преподавателя, самостоятельно в аудитории и вне ее.
Для того, чтобы уметь пользоваться словарем, необходимо, прежде всего, знать алфавит, принцип расположения слов в словаре и обозначение сокращений. Студенты должны уметь переводить производные и сложные слова, фразеологические обороты, а также должны научиться выбирать из числа многих значений одно слово, подходящее по смыслу. Всему этому надо учить последовательно, поэтому выработка этих умений включается как цель обучения в календарно-тематические и поурочные планы. Следует приучать студентов пользоваться и другими пособиями – различными энциклопедиями (например, для разъяснения незнакомых понятий, знакомства с биографиями иностранных писателей, ученых, политиков при домашнем чтении и т.д.).
Предлагается следующая последовательность обучения работе со словарем.
- На установочном занятии преподаватель знакомит студентов с видами словарей, их структурой, со словарной статьей, таблицами, сокращениями и т.д.
- На каждом следующем занятии проводится серия подготовительных упражнений на развитие навыков пользования словарем (упражнения в расположении слов в алфавитном порядке, в назывании исходной формы слова, в определении части речи и т.п.).
- Работа под руководством преподавателя переходит постепенно в самостоятельную работу студентов со словарем. Во время самостоятельной работы в аудитории студенты выполняют упражнения, направленные на развитие навыков работы со словарем.
Завершающим этапом является выполнение внеаудиторных заданий: домашнее чтение, перевод политехнических и профессионально направленных текстов.
Таким образом, управление самостоятельной работой студентов должно быть направлено на создание у них потребности заниматься иностранным языком. При этом приобретаются умения и навыки практического владения языком, что обеспечивает возможность последующей самостоятельной работы со специальной литературой.