Открытое занятие кружкового объединения "Родничок" для детей младшего школьного возраста "Небылица в лицах, или Волшебные превращения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обогащать знание детей об окружающем мире.
  • Формировать знание о нормах и правилах поведения в природе, вырабатывать потребность в общении с природой.
  • Развивать творческое воображение и фантазию при использовании бросового материала для изготовления поделок.
  • Воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе.

Материалы и оборудование. На каждом рабочем столе необходимые материалы для выполнения цветочных композиций – атласные ленты, нитки в тон, иглы, игольницы, ножницы, клей, рамки, ткань. Костюмы для сказочных персонажей, поделки из бросового материала, слайды с изображением Прогимназии №1, с пейзажами красивой природы и природы, загрязнённой человеком, фрагмент из кинофильма «Варвара-краса, длинная коса». У ведущей «волшебный мешочек»  (мусорный пакет) и «волшебная коробочка» с принадлежностями – лентами, нитками в тон, иглами, игольницей, ножницами, клеем, готовая рамка для оформления работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть.

Педагог: Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня у нас с вами не очень обычное занятие. Нас ждёт путешествие  в сказку.
         Подойдите к своим партам,
Обведите взглядом их.
Всё ль готово там к уроку?
Всё ль лежит сейчас на них?
Вы друг другу улыбнитесь,
На места свои садитесь.
Начинается урок,
Пусть нам всем пойдёт он впрок!

Слайд с фрагментом  из кинофильма «Варвара-краса, длинная коса», звучит голос Сказочницы.

Сказочница: Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня   расскажу вам в лицах одну небылицу. В Московском царстве, в Электрогорском государстве, на Кржижановской улице стоял теремок, он ни низок, ни высок,  не помню только номер теремка. А детишек там куча мала.  Хорошо детишки жили – пели, танцевали, учиться не забывали. Помогала им в этом Ольга свет Александровна. Но однажды…

Входит  Ваня и грустно поёт:

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро.
Тарам-парам, тарам-парам,
На то оно и утро.

Ольга Александровна: Ваня, почему ты так грустно поёшь эту песенку?

Ваня: А чего её петь весело, если я не могу попасть в гости ни утром, ни днём, ни вечером. Я   получил  приглашение от Лесняночки на день рождения. Она живёт   на лесной полянке. Но попасть к ней я не могу. Раньше я к ней часто ходил   в гости, она угощала меня цветочным мёдом, вареньем из одуванчиков, а какой она заваривала чай из лепестков розы. За таким угощением я бы мог с закрытыми глазами пройти через весь лес и не заблудиться, Но теперь всё вокруг кто-то заколдовал: озеро превратилось в болото, светлый лес стал дремучим.

Ольга Александровна:  Интересно, а кто же заколдовал лес? А где же твои друзья?

Ваня: Я ничего о них не знаю, а ещё в лесу и на поляне за   кучами с мусором спрятались страшные чудища, которые то плачут, то завывают. Да и как я пойду в гости к Лесняночки без подарка, в лесу уже не найти ни одного цветочка.

Звучит музыка, меняется слайд – лес, болото, избушка. Выходит Водяной, и при этом выжимает свой носовой платок, мокрый от слёз.

В животе вода бурлит,
Всё и колет, и болит,
Снова мёрзну и икаю,
Может я заболеваю?
Ой, чавой-то худо мне,
Снова хрумкает в спине,
Никому, видать не нужен,
Напрочь я уже простужен.
Отчего со мной такое,
В этом сам тому виною,
Но прошу прощенья я,
Помогите мне, друзья!

Ваня с испугу прячется за Ольгу Александровну   и закрывает ладонями  глаза.

Ваня: Ой, кто это так горестно плачет?

Водяной: Ты меня не узнаёшь, Ваня?  Не бойтесь – это же я! Хоть я и страшный, но добрый, я же твой друг, мы с тобой в одном классе учимся. Теперь меня не узнать.

Ваня: Не узнаю я тебя, что же с тобой произошло?

Водяной: А когда я был просто мальчиком, то я  любил  ходить на озеро,  лягушек ловил, рыбу глушил, на своём мопеде по берегу гонял, бензин разливал. Из-за этого теперь озеро в болото превратилось, а я стал водяным чудищем. Теперь мёрзну в сырости, прохожих пугаю. А мне так хочется снова в мальчика превратиться. Даже и не знаю, кто мне теперь поможет!

Звучит музыка, меняется слайд – дремучий лес, избушка на курьих ножках.

Ваня: Кого это ещё к нам занесло?

Выбегает Баба Яга на метле и грустно поёт.

Сказочный я элемент,
У меня есть документ,
На метле своей летаю
И детишек я пугаю.
За жару ли, за пургу,
Все бранят меня, каргу,
А во мне вреда не больше,
Чем в ромашке на лугу.

Водяной: Вот так встреча! Ещё одно чудище! Что случилось с вами, бабушка?

Баба Яга: Какая я вам бабушка! Я – заколдованная девочка. А случилось это так. Любила я часто привра… словом, прихвастнуть. Наберу на поляне цветов, обставлю всю комнату, а девочкам хвастаюсь, что это мне мальчики надарили. Или ещё: все мои друзья участвовали в конкурсе «Эра фантастики», а я всем навра… то есть сказала, что меня уже давно к полёту на Луну готовят. Вот с тех пор и летаю, но не на ракете, а на метле. Я домой хочу, к маме. (Начинает реветь.)

Ваня: Не реви! Слёзы горю не помогут!  Мы с вами сейчас в сказке? Значит, и помочь нам сможет только сказочный герой.

Баба Яга: Точно прынц заморский. Слышите, кто–то сюда приближается.

Звучит музыка, меняется слайд – поляна. Появляется Леший, поёт.

Я из страшной-страшной сказки!
Ха-ха-ха!
Надоели песни – пляски!
Ха-ха-ха!
Затаил на всех обиду!
Ха-ха-ха!
Сам себя я ненавижу!
Охо-хо!

Леший: Как начну вас всех в чащу заманивать, следы путать! (Начинает тихонько плакать.) Испугались? Страшно? (А сам плачет.)

Баба Яга: Мы думали это прынц  заморский, а то ты  Лешачок, кто же тебя так обидел, что ты себя так ненавидишь?

Леший: Я – Леший, правда, не настоящий, а заколдованный. Дело в том, что когда я был мальчиком, то увлекался туризмом. В лес любил ходить, костры жечь, зверей и птиц пугать, муравейники разорять, мусор по лесу разбрасывать.  Вот меня и заколдовали. А может быть, вы мне поможете, ведь я в таком виде никому на глаза попадаться не могу.  

Все вместе: Кто же нам поможет?

Ольга Александровна: Да, много вы бед кругом натворили. Поэтому и потеряли вы человеческое обличье.   Думается мне, что вам помогут только ваши добрые дела. 

Все вместе: А что же нам делать?

Ольга Александровна: Жалко мне вас, не воспитанные вы дети. Есть у меня одно заклинание, но действует оно, только   когда полон вот этот волшебный мешочек. (Достаёт пакет для мусора) А вот чем его заполнить вы должны решить сами. Как только этот мешочек станет полным, я произнесу волшебные слова, вы  превратитесь  в настоящих детей и попадёте в волшебную мастерскую «Родничок». Вам помогут ребята, которые там занимаются, они стараются беречь природу, а старые и не очень нужные вещи превращают в интересные поделки и сувениры.

Леший: Я думаю, что нам надо собрать весь мусор. Может быть, тогда природа станет снова красивая.

Баба Яга: Правильно, я где-то читала, что красота спасёт мир.  Может быть, и мы вернём свой прежний облик, я раньше была очень красивая!

Герои собирают в пакет бытовые отходы. Заходят за ширму, преображаются в детей.

Водяной: Спасибо, Ольга свет Александровна!

Персонажи: 

Ребята!
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки,
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете -
Пострашней произойдут беды на планете.
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты.

Вот тогда не полетят в Новый Год снежинки,
А посыплются как град, старые ботинки,
А когда дожди пойдут из пустых бутылок,
На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе.
И хотя мы в школьный класс не летим на ракете
Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!

II. Практическая часть

Ольга Александровна: Дорогие, друзья! Чтобы вам опять не превратиться в лесных чудищ  не забывайте, пожалуйста, что, уничтожая красоту природы, мы можем уничтожить и саму природу. Если каждый из нас бросит хоть один фантик или пластмассовую бутылку, за год вырастит гора мусора.  И тогда мы с вами через несколько лет будем жить среди мусорных гор.

Появляется слайд о бытовом мусоре в природе.pril1.ppt

Бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет.
Консервная банка – более 30 лет.
Полиэтиленовый пакет – более 200 лет.
Стекло – 1000 лет.

Помните: природные объекты перерабатываются естественным путём, а искусственные – нет. А чтобы этого не произошло надо просто следить за чистотой нашего дома, нашей улицы, нашего города, нашего родного края. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы — хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». Помните об этом. Посмотрите, какие поделки из бросового материала сделали ребята из нашего кружка.   

Показ слайдов с работами детей, учащиеся объясняют, как им удалось сделать ту или иную поделку.

Ольга Александровна:  Друзья! Вам понравились поделки ребят?

Ваня: Вам всем большое спасибо. Но нам пора идти. Да и теперь я могу сам добраться до Лесняночки. Она меня, наверное, заждалась.

Ольга Александровна: Но как же ты пойдёшь к ней в гости без подарка?  Я думаю, что надо обязательно сделать подарок. Самый приятный подарок это букет цветов. Я предлагаю сделать его своими руками. Согласны? Тогда оставайтесь. Но сначала мы повторим правила техники безопасности с режущими и колющими предметами. 

Творческая работа проводится в соответствии с инструкциями по слайдам. Во время работы проводится физкультминутка.

II. Итог

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

Ольга Александровна: Ребята! Посмотрите, сколько удивительных превращений произошло сегодня на нашем занятии.  Наши друзья вернули себе человеческое обличье, из не очень нужных вещей ребята сделали много интересных поделок, а в классе зимой распустились красивые розы. Мир природы нежный и яркий, хрупкий и необыкновенно красивый. Он загадочен и чудесен. Каждое дерево, цветок, листик, травинка хранит свою тайну.
Природа – замечательная мастерская.  В руках умельца с душой художника все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту.  Одну из этих прекрасных поделок мы с вами сегодня на занятии воплотили в жизнь. Теперь, Ваня, ты можешь смело идти в гости, а ты можешь украсить своё платье этой красивой брошью. И вы мальчики можете сделать приятный сюрприз своим мамам или сестрёнкам, бабушкам или тётям.   Вам за труд большое   спасибо. До новых встреч!

Приложение