Программа подготовки дошкольников к школе "Родничок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Авторская программа

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание ученых  и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое месть выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание.
Изучив вопросы теории по обсуждаемой проблеме, я выделила наиболее приемлемые для развития нашей школы основополагающие идеи:

  • создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
  • формирование познавательной и двигательной активности и учебной мотивации детей;
  • развитие комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики;
  • формирование психологической готовности к школе.

В предлагаемой программе я сделала попытку объединить несколько задач по подготовке детей к школе.
Занятия направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности.
Развивающие занятия проходят с элементами тренинга в отличие от обычных занятий. Подбирая материал, я ориентировалась на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления.

Цель программы: развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка, позволяет ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.

 Задачи:

  • снятие психологического стресса перед школой;
  • развитие любознательности как основы познавательной активности;
  • развитие интеллекта, творческого воображения;
  • формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе. В программу включен цикл из 16 занятий, (каждое из которых состоит из трех блоков по 15-20 минут)  и дополнительный набор упражнений, который может быть использован в дальнейшей работе.

Формы и режим занятий: в течение нескольких месяцев 1 раз в неделю дети посещают 1 вводное и 15 основных занятий. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач.

Структура занятия:

  • Ритуал приветствия
  • Разминка
  • Рефлексия прошлого занятия
  • Основное содержание
  • Рефлексия прошедшего занятия
  • Ритуал прощания

Каждое занятие включает динамические паузы, проведение пальчиковой гимнастики.
Занятия проводятся по субботам. После завершения занятий родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе
Для проведения занятий каждому ребенку необходима тетрадь в клеточку, простой и цветных карандаши, для учителя – демонстрационный и раздаточный материал.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

На начальном этапе в ходе встречи с педагогом-психологом    ДОУ  «Звездочка»    Швалевой  А. А. использую дополнительно к портрету каждого ребенка информацию об итоговом психологическом обследовании детей на предмет готовности ребенка к школе.
После половины занятий  я провожу промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректирую занятия, организую консультацию для родителей с целью формирования положительного мотива учения у детей. На этом собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе.
В конце подготовки проводится вторичная диагностика детей, и на завершающем этапе составляется сводная таблица результатов обучения. Опыт показывает, что у детей улучшается внимание, память, логическое мышление, зрительно-моторная координация. Они привыкают к школе, к учителю, узнают правила работы в группе.  Адаптационный период, о котором так много сейчас говорят, у наших малышей проходит гораздо мягче и позволяет снять проблемы вхождения в условия школы будущего первоклассника.
Курс занятий используется первый год. Результаты контрольных срезов дают положительную динамику по наблюдаемым параметрам готовности детей к школе (по методике «Графический диктант» Д.Б.Эльконина, по методике «Определение мотивов учения старших школьников» М.Р.Гинзбург, по методике «Беседы о школе» Т.А.Нежновой, по методике раннего прогнозирования школьных трудностей у детей 6 – 7 лет М.М.Безруких, «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе»  Л.Е.Журовой, Е.Э.Кочуровой, М.И.Кузнецовой).
Хочется отметить, что, проучившись в школе, сентябрь процесс адаптации прошел успешно.
Программа подготовки детей к школе обеспечивает преемственность в дошкольном и начальном образовании, психологически подготавливает к началу обучения.

Разделы программы:

1. Вводное занятие

Цель: установить атмосферу взаимного доверия между учителем и детьми, вызвать интерес к занятиям, настроить детей на познавательную активность.

Упражнения:

  • Путешествие по школе со сказочной Феей.
  • Знакомство с учителем.
  • «Это я».
  • Игры: «Мой портрет. Разрешите представиться».

Материалы: мяч, лист бумаги, цветные карандаши, музыкальное сопровождение. 

2. Развитие познавательных процессов, двигательной активности и личностной сферы

Цели:

  • формирование общеинтеллектуальных умений (операционного анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков);
  • снятие характерных для адаптационного периода, тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций;
  • формирование учебных мотивов, адекватной самооценки;
  • развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, мелкой моторики руки, коммуникативных способностей.

Игры и упражнения [Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 1993] (см. Приложение 2):

  • «Живая страница», «Говори наоборот», «Третий лишний», «Назови одним словом»,  «Единственное и множественное число», «Магазин», «Четвертый лишний», «Какой фигуры не стало» и др.
  • «Пиктограммы», «Разрезные открытки», «Закончи фразу», «Живая страница» и др. [Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.]
  • «Моя семья», «Мой город», «Времена года», «Кто кем будет?» и др. (см. Приложение 4)
  • Упражнения на развитие мелкой моторики «Разминка», «Шалун», «Зайка», «Черепашка», «Солнце», «Дождик», «Кулак – ребро – ладонь» и др.
  • Графические диктанты  (см. Приложение 1)
  • Комплекс общеразвивающих упражнений, физкультурных развлечений и подвижных игр [Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Знание, 1994.] (см. Приложение 3)
  • Рисование на тему «Школа моей мечты», «Мое настроение»
  • Экскурсия по школе, по городу.
  • Просмотр мультфильмов «12 месяцев», «Маугли», «Чебурашка идет в школу».

Материалы: дидактический (раздаточный) материал, шаблоны, тетрадь в клеточку, простой и цветные карандаши, музыкальное сопровождение. 

3. Заключительное занятие

Цели:

  • подведение итогов;
  • укрепить в детях веру в свои силы и возможности;
  • показать детям перспективы их дальнейшего развития и успехов;

Дети выполняют любимые упражнения, рисуют коллективный портрет «Волшебный мир».

Тематический план

№  занятия

Цель занятия

Занятие 1

Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения

Занятие 2

Стимулирование внутригруппового общения, развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, координации движения и графических навыков

Занятие 3

Развитие межличностного общения в группе, внимания, умения классифицировать предметы по определенным признакам,  механической зрительной памяти, мышления и пополнение словарного запаса

Занятие 4

Развитие общения в группе, наблюдательности, слуховой памяти

Занятие 5

Развитие образно-логического мышления и речи, слуховой памяти, зрительной памяти

Занятие 6

Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения классифицировать, внутреннего планирования.

Занятие 7

Развитие речи, мышления и памяти, пространственной ориентации и умения действовать по правилам, пространственного ориентирования, расширение словарного запаса детей

Занятие 8

Развитие произвольного внимания, наблюдательности и внимательности, логического мышления, смысловой, зрительной и ассоциативной памяти

Занятие 9

Развитие речи и мышления, зрительной памяти, сообразительности, речи и запаса знаний об окружающем мире

Занятие 10

Развитие зрительного восприятия, внимания, речи и вербального мышления, зрительно-слуховой и ассоциативной памяти

Занятие 11

Развитие мышления, речи и воображения, зрительно-ассоциативной памяти, коммуникативных способностей

Занятие 12

Развитие воображения, приемов последовательного запоминания слов, самоконтроля, внимания

Занятие 13

Развитие внимания, мышления и воображения, скорости  мышления

Занятие 14

Развитие активного внимания, памяти, сообразительности, логического мышления, речи, воображения

Занятие 15

Развитие внимания, пространственного воображения, мышления, памяти, способности к сосредоточению

Занятие 16

Развитие воображения, творческого мышления, наблюдательности, произвольного внимания, самоорганизации.

К концу курса:

Требования

Организационные умения

Информационные умения

Познавательная сфера

Коммуникативные умения

Эмоционально-волевая сфера

Подго-товка к школе

Осознавать задачу и пытаться решить ее в группе с помощью взрослого

Выделять новую информацию (это я не знал раньше) и соотносить ее с имеющейся

Действовать по образцу. Проводить наблюдение и делать выводы совместно со взрослым

Умение общаться со своими сверстниками и со взрослыми

Умение сдерживать себя; развивать самоконтроль и  саморегуляцию

Методическое обеспечение программы

Приведенные ниже задания, составляющие основу программы «Родничок» для дошкольников, классифицированы по основным  направлениям программы. Все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) не существуют в «чистом» виде, а представляют собой единую систему и развиваются, следовательно, в комплексе. Например,  упражнение «Графический диктант», отнесенное в силу своей специфики к заданиям на развитие пространственной ориентировки, эффективно способствует также развитию внимания, памяти, самоконтроля, функций мелкой моторики руки, а игра «Угадай слово» при своей выраженной логической направленности требует от учащихся также концентрации внимания и стимулирует развитие памяти.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
Форма проведения занятий разнообразна: использование на занятиях экскурсий, развивающих игр и упражнений, творческих мастерских, тестов. Оказывает благотворительное влияние на развитие не только познавательная, но личностно-мотивационная сферы учащихся. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации дошкольника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей деятельности.

Литература:

  • Список литературы, необходимой учителю и учащимся для её освоения:
    • Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000
    • Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000
    • Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М., 2000
    • Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. – М.: Эйдос, 1994.
    • Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.
    • Тушканова О.И. Подготовка к школе: развитие памяти. – Волгоград, 1997.
    • Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
    • Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002.
  • Список литературы, использованной при составлении программы.
    • Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 1993.
    • Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.
    • Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Знание, 1994.