Авторская программа
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на
свою изученность, по-прежнему остается
актуальной. Понимание проблемы подготовки детей
к школе постоянно уточняется и конкретизируется.
Так, если сначала внимание ученых и педагогов
было сосредоточено на том, какие именно знания и
навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас
на первое месть выдвинут вопрос о том, какие
условия нужно создать для того, чтобы обеспечить
эффективное поступательное развитие ребенка,
его успешное обучение и воспитание.
Изучив вопросы теории по обсуждаемой проблеме, я
выделила наиболее приемлемые для развития нашей
школы основополагающие идеи:
- создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
- формирование познавательной и двигательной активности и учебной мотивации детей;
- развитие комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики;
- формирование психологической готовности к школе.
В предлагаемой программе я сделала попытку
объединить несколько задач по подготовке детей к
школе.
Занятия направлены на развитие познавательной
активности, интеллекта, эмоционально-волевой и
коммуникативной сфер деятельности.
Развивающие занятия проходят с элементами
тренинга в отличие от обычных занятий. Подбирая
материал, я ориентировалась на оптимальное
сочетание игр и упражнений, направленных на
развитие мелкой моторики и речи, элементарных
математических представлений, познавательных
процессов и творческого мышления.
Цель программы: развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка, позволяет ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.
Задачи:
- снятие психологического стресса перед школой;
- развитие любознательности как основы познавательной активности;
- развитие интеллекта, творческого воображения;
- формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе. В программу включен цикл из 16 занятий, (каждое из которых состоит из трех блоков по 15-20 минут) и дополнительный набор упражнений, который может быть использован в дальнейшей работе.
Формы и режим занятий: в течение нескольких месяцев 1 раз в неделю дети посещают 1 вводное и 15 основных занятий. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач.
Структура занятия:
- Ритуал приветствия
- Разминка
- Рефлексия прошлого занятия
- Основное содержание
- Рефлексия прошедшего занятия
- Ритуал прощания
Каждое занятие включает динамические паузы,
проведение пальчиковой гимнастики.
Занятия проводятся по субботам. После завершения
занятий родителям раздаются показатели
готовности детей к обучению в школе
Для проведения занятий каждому ребенку
необходима тетрадь в клеточку, простой и цветных
карандаши, для учителя – демонстрационный и
раздаточный материал.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
На начальном этапе в ходе встречи с
педагогом-психологом ДОУ
«Звездочка» Швалевой А. А.
использую дополнительно к портрету каждого
ребенка информацию об итоговом психологическом
обследовании детей на предмет готовности
ребенка к школе.
После половины занятий я провожу
промежуточное родительское собрание с целью
получения обратной связи, корректирую занятия,
организую консультацию для родителей с целью
формирования положительного мотива учения у
детей. На этом собрании родителям раздаются
показатели готовности детей к обучению в школе.
В конце подготовки проводится вторичная
диагностика детей, и на завершающем этапе
составляется сводная таблица результатов
обучения. Опыт показывает, что у детей улучшается
внимание, память, логическое мышление,
зрительно-моторная координация. Они привыкают к
школе, к учителю, узнают правила работы в группе.
Адаптационный период, о котором так много
сейчас говорят, у наших малышей проходит гораздо
мягче и позволяет снять проблемы вхождения в
условия школы будущего первоклассника.
Курс занятий используется первый год. Результаты
контрольных срезов дают положительную динамику
по наблюдаемым параметрам готовности детей к
школе (по методике «Графический диктант»
Д.Б.Эльконина, по методике «Определение мотивов
учения старших школьников» М.Р.Гинзбург, по
методике «Беседы о школе» Т.А.Нежновой, по
методике раннего прогнозирования школьных
трудностей у детей 6 – 7 лет М.М.Безруких,
«Диагностика готовности детей дошкольного
возраста к обучению в школе» Л.Е.Журовой,
Е.Э.Кочуровой, М.И.Кузнецовой).
Хочется отметить, что, проучившись в школе,
сентябрь процесс адаптации прошел успешно.
Программа подготовки детей к школе обеспечивает
преемственность в дошкольном и начальном
образовании, психологически подготавливает к
началу обучения.
Разделы программы:
1. Вводное занятие
Цель: установить атмосферу взаимного доверия между учителем и детьми, вызвать интерес к занятиям, настроить детей на познавательную активность.
Упражнения:
- Путешествие по школе со сказочной Феей.
- Знакомство с учителем.
- «Это я».
- Игры: «Мой портрет. Разрешите представиться».
Материалы: мяч, лист бумаги, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.
2. Развитие познавательных процессов, двигательной активности и личностной сферы
Цели:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операционного анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков);
- снятие характерных для адаптационного периода, тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций;
- формирование учебных мотивов, адекватной самооценки;
- развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, мелкой моторики руки, коммуникативных способностей.
Игры и упражнения [Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 1993] (см. Приложение 2):
- «Живая страница», «Говори наоборот», «Третий лишний», «Назови одним словом», «Единственное и множественное число», «Магазин», «Четвертый лишний», «Какой фигуры не стало» и др.
- «Пиктограммы», «Разрезные открытки», «Закончи фразу», «Живая страница» и др. [Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.]
- «Моя семья», «Мой город», «Времена года», «Кто кем будет?» и др. (см. Приложение 4)
- Упражнения на развитие мелкой моторики «Разминка», «Шалун», «Зайка», «Черепашка», «Солнце», «Дождик», «Кулак – ребро – ладонь» и др.
- Графические диктанты (см. Приложение 1)
- Комплекс общеразвивающих упражнений, физкультурных развлечений и подвижных игр [Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Знание, 1994.] (см. Приложение 3)
- Рисование на тему «Школа моей мечты», «Мое настроение»
- Экскурсия по школе, по городу.
- Просмотр мультфильмов «12 месяцев», «Маугли», «Чебурашка идет в школу».
Материалы: дидактический (раздаточный) материал, шаблоны, тетрадь в клеточку, простой и цветные карандаши, музыкальное сопровождение.
3. Заключительное занятие
Цели:
- подведение итогов;
- укрепить в детях веру в свои силы и возможности;
- показать детям перспективы их дальнейшего развития и успехов;
Дети выполняют любимые упражнения, рисуют коллективный портрет «Волшебный мир».
Тематический план
№ занятия |
Цель занятия |
Занятие 1 |
Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения |
Занятие 2 |
Стимулирование внутригруппового общения, развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, координации движения и графических навыков |
Занятие 3 |
Развитие межличностного общения в группе, внимания, умения классифицировать предметы по определенным признакам, механической зрительной памяти, мышления и пополнение словарного запаса |
Занятие 4 |
Развитие общения в группе, наблюдательности, слуховой памяти |
Занятие 5 |
Развитие образно-логического мышления и речи, слуховой памяти, зрительной памяти |
Занятие 6 |
Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения классифицировать, внутреннего планирования. |
Занятие 7 |
Развитие речи, мышления и памяти, пространственной ориентации и умения действовать по правилам, пространственного ориентирования, расширение словарного запаса детей |
Занятие 8 |
Развитие произвольного внимания, наблюдательности и внимательности, логического мышления, смысловой, зрительной и ассоциативной памяти |
Занятие 9 |
Развитие речи и мышления, зрительной памяти, сообразительности, речи и запаса знаний об окружающем мире |
Занятие 10 |
Развитие зрительного восприятия, внимания, речи и вербального мышления, зрительно-слуховой и ассоциативной памяти |
Занятие 11 |
Развитие мышления, речи и воображения, зрительно-ассоциативной памяти, коммуникативных способностей |
Занятие 12 |
Развитие воображения, приемов последовательного запоминания слов, самоконтроля, внимания |
Занятие 13 |
Развитие внимания, мышления и воображения, скорости мышления |
Занятие 14 |
Развитие активного внимания, памяти, сообразительности, логического мышления, речи, воображения |
Занятие 15 |
Развитие внимания, пространственного воображения, мышления, памяти, способности к сосредоточению |
Занятие 16 |
Развитие воображения, творческого мышления, наблюдательности, произвольного внимания, самоорганизации. |
К концу курса:
Требования | Организационные умения |
Информационные умения |
Познавательная сфера |
Коммуникативные умения |
Эмоционально-волевая сфера |
Подго-товка к школе |
Осознавать задачу и пытаться решить ее в группе с помощью взрослого |
Выделять новую информацию (это я не знал раньше) и соотносить ее с имеющейся |
Действовать по образцу. Проводить наблюдение и делать выводы совместно со взрослым |
Умение общаться со своими сверстниками и со взрослыми |
Умение сдерживать себя; развивать самоконтроль и саморегуляцию |
Методическое обеспечение программы
Приведенные ниже задания, составляющие основу
программы «Родничок» для дошкольников,
классифицированы по основным направлениям
программы. Все познавательные процессы
(восприятие, мышление, память и т.д.) не существуют
в «чистом» виде, а представляют собой единую
систему и развиваются, следовательно, в
комплексе. Например, упражнение «Графический
диктант», отнесенное в силу своей специфики к
заданиям на развитие пространственной
ориентировки, эффективно способствует также
развитию внимания, памяти, самоконтроля, функций
мелкой моторики руки, а игра «Угадай слово» при
своей выраженной логической направленности
требует от учащихся также концентрации внимания
и стимулирует развитие памяти.
Занятия построены таким образом, что один вид
деятельности сменяется другим.
Форма проведения занятий разнообразна:
использование на занятиях экскурсий,
развивающих игр и упражнений, творческих
мастерских, тестов. Оказывает благотворительное
влияние на развитие не только познавательная, но
личностно-мотивационная сферы учащихся.
Создаваемый на занятиях благоприятный
эмоциональный фон в немалой степени
способствует развитию учебной мотивации, что
является необходимым условием эффективной
адаптации дошкольника к условиям новой для него
среды и успешного протекания всей последующей
деятельности.
Литература:
- Список литературы, необходимой учителю и
учащимся для её освоения:
- Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000
- Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М., 2000
- Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. – М.: Эйдос, 1994.
- Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.
- Тушканова О.И. Подготовка к школе: развитие памяти. – Волгоград, 1997.
- Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002.
- Список литературы, использованной при
составлении программы.
- Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 1993.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Знание, 1994.