Желаешь дом построить свой?
Ну что же – дело за тобой!
Ты сначала чертеж начерти
Как видишь его – снаружи, внутри?
Архитектуры азы тебе нужно познать,
А значит и курс «Черчения» выбирать.
К строительству дома ты будешь готов.
Уютный, красивый, живи, будь здоров!
Цель: ознакомление с алгоритмом проектной деятельности в сфере строительства.
Задачи:
— ознакомиться с основными законами
строительного черчения;
— усвоить алгоритм выполнения проекта;
— закрепить знания по выполнению проекта на
практике;
—создать условия для развития
пространственного мышления, творческих
способностей учащихся.
При реализации данного курса у учащихся
формируются следующие умения и знания:
Знания:
— основных законов строительного черчения;
— алгоритма проектирования;
— последовательности информационного поиска и
источники информации;
— структуры описания проекта.
Умения:
— применять основные знания строительного
черчения на практике;
— оформлять описание проекта;
— читать строительные чертежи;
— разрабатывать проект по заданному алгоритму.
Данный курс позволяет раскрыть творческие способности школьников, активизировать его потенциальные силы в профессиональных учебных заведениях.
Структура программы
Материал программы выдаётся согласно
тематическому плану.
Для определения творческих возможностей
проводится тестирование (см. Приложение
1). Каждый этап работы контролируется
критерием качества (см. Приложение
2).
Данный курс представлен в следующем соотношении:
теории 20%, практики 80%. Курс «Я строю дом»
рассчитан на 17часов, однако его программа может
корректироваться. Учитывая особенности школы и
интерес учащихся, на основе данного курса могут
быть разработаны курсы: «Интерьер», «Архитектура
Алтайского края», «История архитектуры»,
«Архитектура храмов города Барнаула», «Город
будущего», «Город, в котором я живу» для 10 - 11
классов.
Учебно-тематический план
Название темы |
Количество часов |
Форма проведения |
Образовательн продукт |
||
всего |
лекция | практика | |||
Введение | 1 |
1 |
– |
лекция | конспект |
Топографическая карта | 2 |
0,5 |
1 |
лекция, гр.работа |
конспект, чертёж |
Генеральный план | 2 |
– |
2 |
гр.работа | чертёж |
Главный фасад здания | 2 |
0,5 |
1,5 |
лекция гр.работа | конспект, чертёж |
Боковой фасад здания | 1 |
– |
1 |
гр.работа | чертёж |
Разрез здания | 2 |
– |
2 |
гр.работа | чертёж |
План этажа | 1 |
– |
1 |
гр.работа | чертёж |
Чертёж фундамента | 1 |
– |
1 |
гр.работа | чертёж |
Чертёж чердачного перекрытия |
1 |
– |
1 |
гр.работа | чертёж |
Экономическое обоснование | 1 |
– |
1 |
сам. работа | выводы, отчёт |
Анализ проекта | 1 |
– |
1 |
дискуссия | отчёт |
Защита проекта | 2 |
– |
2 |
презентация | проект |
Содержание курса
Введение (1 час)
Общие сведения о строительных чертежах
(инженерно-строительные,
архитектурно-строительные, топографические,
проектное задание, технический проект), их
назначение.
Отличие строительных чертежей от
машиностроительных. Чертёжные инструменты,
принадлежности и материалы. Основные условия
работы.
Элементы топографического черчения (2 часа)
Чертёж земной поверхности. Проекции с
числовыми отметками. Рельеф местности.
Топографический план местности. Масштаб
изображения карт. Условные знаки применяемые на
топографических планах.
Задание: Чертёж топографической карты
местности.
Генеральный план (2 часа)
Чертежи районной планировки строительных
объектов. Производственные,
санитарно-гигиенические требования. Масштабы
генеральных планов, установленных СПДС ГОСТ
21.108-78. Условные изображения для вычерчивания
генеральных планов.
Задание: Чертёж генерального плана здания.
Главный фасад здания (2 часа)
Понятие «фасад» здания. Виды фасадов. Нанесение
размеров. Особенности чертежей фасадов здания.
Задание: Чертёж главного фасада здания.
Боковой фасад здания (1 час)
Практическая работа.
Задание: Чертёж бокового фасада здания.
Разрез здания (2 часа)
Конструктивные и архитектурные разрезы.
Условные графические обозначения материалов и
правила их нанесения ГОСТ 2.306-73. Выносные отметки
уровня земли. Выноски в виде «этажерки».
Задание: Чертёж разреза здания.
План этажа (1 час)
Разбивочные оси. Высотные отметки. Разрезы
этажей. Наружные и внутренние размеры. Несущие и
дополнительные конструкции.
Задание: Чертёж плана этажа здания.
Фундамент (1 час)
Назначения фундамента. Виды фундамента, его
структура.
Задание: Чертёж фундамента.
Чердачное перекрытие (1 час)
Понятие «перекрытия». Виды перекрытия.
Заполнители, строение и структура крыши.
Задание: Чертёж чердачного перекрытия.
Экономическое обоснование (1 час)
Перспективный план. Встречные планы. Планы по
реализации строительства дома. Нормирование
труда и заработная плата. Смета затрат на
строительство дома. Номинальная стоимость дома.
Издержки. Фактическая стоимость дома.
Задания: Сделать экономические расчёты.
Анализ проекта (1 час)
Выставка и обсуждение творческих проектов
учащихся. Рейтинг – оценка проектов. Разработка
нескольких путей достижения цели, анализ этих
путей и выбор оптимального варианта.
Задание: Отчёт о творческой работе.
Защита проектов (2 часа)
Презентация.
Задание: Творческий проект.
Структура элективных занятий
Урок |
Этапы |
Задачи |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
||
1 |
Начинание |
Определение темы.
Уточнение целей |
Уточнение информации Обсуждение задачи |
Объясняет цели, назначения
проекта, |
||
2 |
Планирование |
Определение источников
информации. |
Работа с информацией Формирование задачи |
Наблюдает, помогает по просьбе |
||
3 |
Принятие решения | Уточнение планов деятельности | Работа с информацией | Наблюдает, консультирует. | ||
4-5 |
Выполнение | Выполнение разделов проекта: 1 лист «Топографическая карта» 2 лист -«Генеральный план» |
Работа с информацией: Чтение рельефа местности, привязка; использование условных обозначений; Организация предпринимательской деятельности | Наблюдает, советует | ||
6 |
Выполнение | Выделение экологических проблем (малый бизнес, предпринимательская деятельность) и пути их решения. |
Знакомятся с работой органов контроля и надзора за строительством. |
Наблюдает, помогает по просьбе |
||
7-11 |
Выполнение | Выполнение разделов
проекта: |
Анализируют выбранный вариант решения технологических и технических задач Работают с информацией |
Наблюдает, помогает по просьбе |
||
12-13 |
Выполнение | Выполнение разделов
проекта. |
Работают с информацией |
Наблюдает, помогает по просьбе |
||
14 |
Выполнение | Выполнение разделов
проекта: |
Определяют количество, объем, содержание строительного материала для строительства жилого комплекса (дома) |
Наблюдает, советует |
||
15 |
Оценка результата | Анализ выполнения проекта (Успехи и неудачи в достижении поставленной цели) |
Участвуют в
коллективном самоанализе. |
Наблюдает и направляет обсуждения |
||
16-17 |
Защита проекта | Деловая игра Защита проекта «Я строю дом» Оценка |
Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта |
Организует презентацию проекта. Участвует в анализе и оценке результатов проекта |
Словарь терминов
Карниз – верхняя выступающая
часть стены.
Обрез – верхняя плоскость фундамента.
Основание – грунт, расположенный под
фундаментом.
Подошва – нижняя плоскость фундамента.
Проступь – горизонтальная плоскость
ступени.
Скат – наклонные плоскости.
Фундамент – нижняя несущая
часть здания.
Цоколь – нижняя выступающая
часть стены.
Экспликация – текст, поясняющий
значение условных обозначений.
Результаты обучения методом проектов
Поскольку метод проектов является личностно-ориентированным, то по окончанию элективного курса можно достичь следующих результатов:
- интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие;
- рост творческой активности;
- развитие разносторонних качеств личности;
- профессиональное самоопределение в сфере «человек-техника», «человек – искусство»;
- адаптация к современным социально - экономическим условиям жизни за счет реализации творческого потенциала.
Литература:
- Барсуков П.В. «Строительное черчение». М., «Высшая школа», 1971 год.
- «Строительное черчение и рисование». Под. ред. Б.В.Будасова, М; Стройиздат, 1975 год
- Дружинин Н.С., Чувиков.Н.Т. «Черчение: Учебник для техникумов».– М.: «Высшая школа», 1992г
- Боголюбов С,К., Воинов А.В. «Машиностроительное черчение». М; «Высшая школа», 1974 г
- Кириллов А.Ф. «Строительное черчение», М; «Высшая школа» 1980 г.
- Вышнепольский И.С. «Техническое черчение»: учебник для СПТУ.– М,: «Высшая школа», 1988г.
- Борисова Д.М. «Черчение: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов».