Цели:
- Воспитание гражданственности и патриотизма.
- Воспитание уважения к государственной символике Краснодарского края (флаг, гимн, герб).
- Знакомство с историей возникновения Кубанского казачьего края.
- (Екатеринодар – Краснодар).
Форма: рассказ с элементами беседы, с использованием аудиозаписей, мультимедийной установки и творческих заданий
Метод: беседа с использованием художественной самодеятельности, наглядных пособий.
Оборудование:
1. Слайды с изображением города Краснодара.
2. Карты: России, Краснодарского края.
3. Флаг, герб Кубани.
4. Для творческих заданий: 3 комплекта полосок из
картона цветного, 3 герба Кубани разрезанных на 4
части, различные картинки с изображением
животных, растений.
5. Золотые монеты.
6. Сундук, подписанный как «БАНК».
7. Альбомные листы, карандаши у каждого ребенка
Музыкальное оформление:
- Гимн в исполнении Кубанского народного казачьего хора, под руководством В.Захарченко (аудиозапись).
- Фонограмма песни в исполнении Кочергиной М.
- Запись песни «Ой, да Краснодарский край» (аудиозапись).
ХОД УРОКА
Учитель. Вот и закончились летние каникулы. Но не думайте, что вместе с каникулами закончились ваши путешествия. Вы ведь путешествовали летом? Расскажите кто, где был.
Ответы детей.
Учитель. Да! География ваших путешествий разнообразна. В основном путешествовали вы по нашей малой родине – Краснодарскому краю, который еще называют Кубань.
В класс вбегает Буратино.
Буратино (ворчит). И когда я доберусь до места? И куда подевались Алиса с Базилио? Ой, куда я попал? Это Страна Дураков?
Учитель. Здравствуй, Буратино! Ты заблудился?
Ученик. Это школа. А мы ученики 2 класса.
Буратино (огорченно). Ну, вот, опять не посажу 5 золотых монет и не выращу дерево с золотыми монетами, чтобы помочь Папе Карло.
Учитель. Садись-ка ты с ребятами и познакомься с нашим краем. Ребята, что вы знаете о Краснодарском крае?
Ответы детей.
Учитель. А кто знает имя губернатора Краснодарского края?
Учитель. Давайте посмотрим по карте, куда попал Буратино. Это Россия.
Буратино. Большая!
Учитель. А на юге России находится Краснодарский край или Кубань. Кубанью называют потому, что по территории края течет река Кубань.
Буратино. Краснодарский край такой маленький!
Учитель. Не спеши, Буратино! Карта Краснодарского края в увеличенном размере выглядит так. Главный город Краснодарского края – Краснодар.
Просмотр слайдов с изображением г. Краснодара.
Кубань очень красива и богата. Красива своей
необычно-яркой природой, растительным и животным
миром. Богата полезными ископаемыми.
Кубань – это наша малая Родина, а мы все её
граждане.
Ученик.
Если скажут слово « Родина»
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина
И подсолнух у ворот.
Ученик.
У реки березка скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной кубанский двор.
Буратино. У меня тоже есть каморка, где я живу с Папой Карло. А что это за полоски такие красивые?
Учитель. Это 3 цвета Кубанского флага. Каждое государство живет по своим законам и у каждого государства есть свои символы: герб, флаг, гимн. Кубань тоже имеет свои символы.
КУБАНСКИЙ ФЛАГ
– Какую форму имеет флаг?
– Сколько цветов на флаге?
– Какие? В каком порядке они расположены? (3
цвета – синий, малиновый, зеленый. Синий – цвет
«донцов», участвовавших в заселении края.
Малиновый – цвет «запорожцев», основателей
Кубанского казачьего войска. Зеленый – цвет
«горцев».)
Учитель показывает флаг.
ГЕРБ
– В зеленом щите золотая зубчатая стена с двумя такими же круглыми башнями с открытыми воротами и черными швами, над башней золотой пернач между двух серебряных бунчуков с золотыми остриями на золотых древках. Черный орел, имеющий на груди Кавказский крест. Щит увенчан древней державной короной, над которой возвышается российский штандарт. Щит украшен золотыми дубовыми листьями, соединенными алой лентой. 4 лазоревых знамени, окруженных дубовыми и лавровыми ветвями.
Рассказ сопровождается показом.
ГИМН КУБАНИ – торжественная песнь, исполняется во время торжественных церемоний (при поднятии флага, при открытии памятников, при вручении наград). Во время гимна люди стоят смирно, поют гимн. Гимн исполняет Кубанский народный казачий хор под руководством В. Захарченко.
Прослушивается 1 куплет гимна.
Ученик.
Кубань моя, жемчужина России!
Пшеницы необъятные поля,
А где еще такое небо синее?
А где еще такие тополя?
Ученик.
Где так поют под южным небом птицы?
И где земля вдыхает солнца дар?
Цвети и пой, Кубанская столица
Родной мой город, добрый Краснодар!
Учитель. Много талантливых творческих людей в крае, районе, поселке и даже в нашем классе. Кочергина Марина подарит нам сегодня шуточную кубанскую песню.
Девочка исполняет песню.
Учитель. Спасибо, Мариночка! Ну, а сейчас пришло время проверить как вы, ребята, запомнили символику Кубани.
Творческое задание по группам
1. Выбери цвета Кубанского флага и поставь их в правильном порядке. (Детям даются разные полоски цветного картона прямоугольной формы).
2. Кто быстрее соберет картинку с изображением герба Кубани.
3. Выбери и приклей на доску только те предметы, которые относятся к Кубани.
У каждой группы ребят картинки с изображением различных животных, растений, др. предметов. На доске получается картина Кубанского села.
Учитель. Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием. У нас сегодня необычный урок, посвященный нашему краю, и у нас в гостях казак хуторского казачьего общества «Кубань» Логачев Анатолий Николаевич.
Казак. Вы порадовали меня, ребята,
своими знаниями символов Кубани, создали такую
красивую картину Кубанского села. Но не всегда
так было красиво на Кубани. Давным-давно русского
народа было тут мало. Абреки и турки занимали эти
земли. Они нападали на славянское население,
грабили, брали в плен, превращали в рабов.
В это время Россией стала править царица
Екатерина II. Она решила освободить Кубанские
земли от турков. Для этого она отобрала самых
смелых людей – казаков. Это были запорожские
казаки. Казак – это вольный человек, который
скорее умрет, чем станет рабом.
Казаки прогнали с Кубанской земли абреков,
турков и начали тут поселяться, осваивать земли.
В это время к ним приехала царица Екатерина II.
Одно из лучших поселений, на берегу красивейшей
реки Кубань, она подарила казакам. Со временем
поселение разрослось и превратилось в город. В
честь царицы казаки назвали город Екатеринодар.
Но были войны и после революции Екатеринодар
переименовали в Краснодар – «красный», «дар».
Красный от слова красивый или от пролитой крови
многих людей защищавших Кубанские земли.
Учитель. Сейчас Краснодар процветает. Люди из многих зарубежных стран: Германии, Франции, Великобритании вкладывают свои деньги в развитие промышленности, сельского хозяйства, животноводства. Благодаря губернатору Краснодарского края А. Ткачеву люди получили возможность развивать подсобное хозяйство, зарабатывать деньги и жить лучше.
Буратино. Я тоже хочу на Кубанской земле оставить свои золотые монеты. (Кладет монеты в сундук, на котором написано «БАНК»).
Учитель. В нашем крае множество
талантливых людей. Художник Геннадий Квашура
написал картину «Переселение черноморских
казаков на Кубань». Он писал её 30 лет. Это
историческое полотно, свидетельствующее о
славном прошлом наших предков, стало достоянием
всех кубанцев. Картина находится в театре драмы
– храме искусства и культуры.
В течение года мы обязательно поедем на
экскурсию в город Краснодар и увидим эту картину.
Буратино. Мне очень понравилось у вас на Кубанской земле, но пора домой к Карло.
Ученик. Постой, Буратино! Кубань славится своим гостеприимством, и мы не можем отпустить тебя без подарков. Мы подарим тебе свои рисунки.
Учитель. Что же вы изобразите на своих рисунках?
Ученик.
Дом мой липы окружают,
Все село – родня большая,
Край ты мой родной.
Все мое – леса и реки,
И язык, родной на веки,
Край ты мой родной.
Ученик.
У меня есть край волшебный,
Где народ такой душевный,
Край ты мой родной.
Ты мне люб до звездной крыши,
До небес и даже выше,
Край ты мой родной.
Звучит песня «Ой, да Краснодарский край» в записи.
Итог урока
Ребята отдают свои творческие работы Буратино.
Буратино. Спасибо вам, ребята! Я решил
подарить вам хотя бы одну золотую монету. Может
вам удастся вырастить дерево. (Открывает
«БАНК» и удивляется)
– Вот чудеса! Да тут на всех хватит! Угощайтесь,
ребята!
– До свидания друзья! До новых встреч!
Литература:
- «Сценарии классных часов» Москва, 2002 г. Авторы: Гребенкина, Жокина.
- «Здравствуй, школа!» Краснодар, 1994 г. Автор: А.Ярославцев.
- «Кубань сегодня» газета от 25 августа 2006 г.
- «Кубанские новости» газета от 25 августа 2006 г.