Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Характеристика темы:
Раздел "Конструирование и моделирование женской одежды" рассчитан на 8 часов. В рамках 2-х часового занятия – это заключительное занятие. Тема является новой для учащихся, так как они еще не занимались моделированием. На данном уроке закладываются основы художественного и технического моделирования. Тема направлена на развитие творческой стороны личности, поэтому воспринимается с интересом, способствует хорошей мотивации и развитию познавательной активности.
Характеристика класса:
Из 17-ти девочек могут работать:
7 – на репродуктивном уровне,
6 – на конструктивном уровне,
4 – на творческом уровне.
Общая дидактическая цель: создание условий для обеспечения усвоения первоначальных знаний на основе художественного и технического моделирования.
Триединая дидактическая цель:
- Развивающийаспект: создать условия для развития наглядно-образного мышления, моторных навыков.
- Познавательныйаспект: обеспечить усвоение учащимися приемов технического и художественного моделирования на конструктивном уровне.
- Воспитательныйаспект: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской и творческой деятельности. Воспитание личностных качеств, способствующих успешной деятельности в ученическом коллективе.
Оборудование: ножницы, линейки, клей, цветная бумага, карандаши, учебник 5-го класса.
Наглядность: готовое изделие – фартук, макеты деталей фартука, конверты с дидактическим материалом, таблица с видами отделки, таблица "Чертеж фартука".
Методы обучения: репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический.
ФОПДУ: фронтальный опрос, индивидуальная практическая работа.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Проверка готовности учащихся к занятию. Организация рабочего места. Включение всех учащихся в деловой ритм.
2. Мотивация
Коллекция фартуков создана на основе одного чертежа. У всех фартуков есть общие детали (какие?). Чем фартуки отличаются – формой деталей, видами отделки. Этой работой занимаются модельеры и каждая из вас сегодня будет модельером.
3. Актуализация
Прежде чем приступить к новой теме, проводим фронтальный опрос – повторение необходимых конструктивных линий (заполнить таблицу по вариантам). Взаимоконтроль при проверке.
4. Целеполагание
Сегодня мы должны ознакомиться:
- с видами фартуков и их назначением,
- узнать, что такое моделирование,
- научиться приемам моделирования для получения разных моделей фартуков.
5. Первичное усвоение материала
История женского русского народного костюма на примере фартука. Значение вышивки.
Под запись:
- Назначение фартуков сегодня – повседневные, нарядные, женские, мужские, детские.
- Основные требования к фартукам: практичность и эстетичность.
Посмотрев внимательно на модели фартуков, представленных на стенде, видим, что, выполнены в разных цветовых сочетаниях, с разными вариантами оформления верхней и нижней части фартука, карманов. Процесс создания этих моделей называется моделированием.
Под запись:
Моделирование – это изменение формы деталей
одежды, их художественное оформление.
Варианты оформления – тесьма, кружево, вышивка,
цветовые решения. Цветовой круг (холодные и
теплые группы цветов).
Краткое объяснение приемов моделирования:
а) техническое – за счет
изменения деталей фартука (работа с подбором
формы кармана по н/ч фартука).
творческое – работа с цветом и
отделкой.
б) перечислить детали фартука, где можно применить приемы моделирования.
в) вывод о соответствии деталей друг другу (по моделям).
6. Осознание и осмысление учебного материала
Составление плана практической работы (учитель + ученики).
- Разложить отдельно – н/ч, нагрудник, карман.
- Учесть единство формы деталей.
- Учесть единство цветового сочетания и отделки.
7. Первичное закрепление учебного материала
1. Практическая работа: "Моделирование фартуков".
Организация рабочего места. Контроль учителя. Взаимоконтроль. Создать три модели фартука:
- Изменение формы деталей фартука.
- Создание модели, используя родственные цвета.
- Создание модели с использованием художественной отделки (тесьма).
Проверка правильности выполнения задания перед приклеиванием в тетради.
2. Творческое задание.
Нарисовать эскиз фартука по одной из деталей фартука.
Проверка рисунка.
3. Домашнее задание.
Доработать эскиз дома в цвете.
8. Подведение итогов, рефлексия
- Чему научились на уроке?
- Понравилась ли вам своя работа?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Выставление оценок.
Анализируем работы учащихся, выявляем и демонстрируем лучшие работы.
Структура урока
Этапызанятия |
Деятельностьучителя |
Деятельность учащегося |
1. Организационный момент. | Создает позитивный творческий настрой на познавательную деятельность. |
Организует рабочее место (учебники, цв. Бумага, отделочные материалы, трафареты, ножницы, клей). |
2. Повторение. | "Конструктивные особенности построения фартука". Дидактические таблицы. |
Экспертная группа оценивает полученные результаты. |
3. Мотивация. | В ходе беседы, демонстрирует возможности создания из одной конструкции - семейства моделей. |
Отвечая на вопросы, подводят формулировке цели урока. |
4. Актуализация знаний и умений. | Подготовка к усвоению новых знаний. Определение деталей фартука, их возможное комплектование в зависимости от формы и отделки. |
Вспоминают определение основных понятий. Формулируют цель урока. |
5. Первичное усвоение знаний. | Объяснение нового материала, моделирование и его классификация. Знакомство с профессией модельера. Объясняет приемам работы по моделированию. |
Знакомятся с источниками информации, обсуждают варианты ответов используя дидактические материалы. |
6. Осознание и осмысление учебного материала. | Направляет самостоятельную деятельность учащихся. |
Занимаются планово-аналитической деятельностью, формулируют гипотезу и решение вопросов своей проблеме. |
7. Закрепление учебного материала. | Корректирует результаты познавательной деятельности учащихся. Обращает внимание на критерии оценивания результатов работы. |
Выполняют самостоятельную творческую работу. |
8. Проверка и оценка результатов. | Анализ и оценка выполненной работы. |
Рецензируют свою работу в соответствии с требованиями. |
9. Подведение итогов. | Предлагает алгоритм рефлексии. Высказывает собственное суждение по достижению цели занятия. |
Осознание способов достижения результатов. Самооценка. |
Самоанализ урока
1. Урок технологии в 5-м классе.
Тема урока: "Моделирование фартука".
2. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
3. Существует тесная связь с предыдущим уроком, на котором был построен чертеж основы фартука и с последующими – будет изготовлено изделие по выбранной модели.
4. Дидактическая цель: созданы условия для обеспечения усвоения первичных знаний на основе художественного и технического моделирования.
5. Развивающие цели: обеспечения усвоения приемов технического и художественного моделирования на конструктивном уровне.
6. Образовательные цели: созданы условия для развития наглядно-образного мышления, моторных навыков (точности движений, скорости и аккуратности выполняемой работы).
7. Воспитательные цели: шло воспитание личностных качеств: внимательность, работоспособность, успешность творческой деятельности.
8. Правильно выбранная структура урока в соответствии с поставленной целью: оргмомент, мотивация, актуализация, целеполагание, первичное усвоение материала, осознание и осмысление учебного материала, первичное закрепление, подведение итогов, д/з, рефлексия.
9. Для достижения цели использованы методы обучения: наглядный, словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, конструктивный.
10. К уроку был оформлен учебный кабинет: наглядные материалы, модели фартуков, дидактический материал.
11. В процессе работы для достижения цели использованы виды контроля:
- целевой обход при выполнении практической работы,
- самоконтроль учащихся,
- взаимоконтроль в парах,
- фронтальный опрос.
12. Урок достиг поставленных целей.