Программа "Введение в американистику" с учетом национально-регионального компонента для элективных курсов английского языка

Разделы: Иностранные языки


«A foreign country teaches you to love your own. Go and marvel at foreigners and return with a Russian heart».

I. Turgenev

«Чужеземная страна учит вас любить вашу собственную. Поезжайте и восхищайтесь иностранцами, но–возвращайтесь с русским сердцем».

И.Тургенев

Пояснительная записка

Система непрерывного образования в России в настоящее время претерпевает значительные изменения. Данный курс но американистике (American Studies) проводится на базе элективных курсов Детского Дома Творчества п. Чульман Саха (Я). По своей социально-педагогической сути он соответствует задачам модернизации российского образования. Наши школьные учебники в силу требований программы и методической целесообразности, не всегда содержит достаточное количество материала, который позволял бы полноценно обучать различным аспектам иноязычной культуры.
В настоящее время филологический профиль не входит в число наиболее востребованных учащимися из-за неверного понимания его профессиональной направленности и потенциальных возможностей. Надеюсь, что данный курс поможет: во-первых, расширить и углубить содержания профиля, во-вторых, будет способствовать реализации межпредметных связей английского языка и других предметных областей.

Цели и задачи. «Вводный курс по американистике»

Специфической составляющей программы является:

  • создание условий для формирования у учащихся умений самостоятельно ставить цели и задачи по отношению к дальнейшему изучению английского языка (облегчает изучение курса «Американское страноведение»);
  • создание возможностей для приобретения учащимися практическою использования английского языка для реализации интереса к проблеме «Какие мы?»;
  • создание условий для приобретения общеучебных и общепрофессиональных умений, определенных государственных стандартом изучения иностранных языков и примерными программами начального, основного и среднего (полного) общего образования, английский язык;
  • ориентация учащихся на включение в мир реальных проблем современной общественной жизни:;                                                
  • расширение рамок изучения базового учебного предмета «Английский язык» в аспекте внутри профессиональной ориентации старшеклассников;
  • развитие практических навыков использования английского языка в качестве инструмента получения новых знаний для продолжения и обучения в высших учебных заведениях, для профессионального общения, сдачи ЕГЭ.

Требования к старшеклассникам по окончанию курса:

Основная задача обучения – достичь продвинутого уровня, определенных БУП. В сфере общекультурного общения (General English):

  • Чтение и перевод текстов по американистике:
    • тексты средней трудности без словаря.
    • повышенной трудности более 1000 знаков (со словарем) за I час при форме проверки письменными ответами в разделах: Pre-reading. Self-evaluation. Extantion Activities; 1000 за 15 мин. – при проверке устным переводом.
  • Говорение и аудирование:
    • уметь выражать свои мысли на заданную тему с использованием усвоенной лексики и грамматики:
    • делать сообщения, вести беседу на культурно-бытовые и общественно политические темы;
    • понимать со слуха оригинальные тексты средней трудности, уметь интерпретировать и обобщать основные содержания услышанного;
  • Письмо:
    • писать сообщения, делать презентацию проспектов, делать записи, аргументировать;
    • обобщать, писать письмо, конспектировать;
    • разрабатывать и выполнять проекты, вопросники различного виды.

Таким образом, участники курса увеличат объем знаний за счет информации, предоставленной страноведческими пособием «American Studies», журналом «Speak Out». газетами «School Еnglish», «Первое сентября», «Английский язык» и другими, которые носят профильно-ориентированный характер.

В социально-культурной сфере старшеклассники:

  • расширят объём знаний о социально-культурной специфике Америки;
  • научатся адекватно понимать и интересовать изученные лингвокультурные факты;
  • практически применять усвоенные навыки в ближайшей зоне личных интересов;
  • узнают азы профессиональной этики.

В учебно-познавательной сфере данный курс способствует:

  • углублению учебных знаний, умений и навыков;
  • обогащению словарного запаса, развитию стилистического чутья, языковой интуиции;
  • развитию умения решать информационные проблемы (находить, систематизировать,
    обрабатывать необходимую информацию, владеть различными способами се презентации) ;
  • в целом развивает умение использовать английский урок для продолжения образования и самообразования в рамках филологического профиля.

«Вводный курс по американистике» также способствует:

  • формированию активной жизненной позиции;
  • развитию таких личных качеств, как культура общения, умения работать в
    сотрудничестве;
  • приобретению опыта творческой деятельности/проектно-исследовательской работы с использованием английского языка в русле филологического профиля.

Для обеспечения максимальной эффективности образовательного процесса пособия «Social Studies» снабжено системой самооценки, само и взаимоконтроля «Self-evaluation» и «Extantion Activities».

Содержание «Вводного курса по американистике»

«Social Studies» авторов Mary Ann Christison, Sharron Bassano является вводным курсом но американистике, г. е. к детальному изучению предмета «Американского страноведения» на высшем уровне изучения английского языка. Отличительная черта – обучение американистики через действенное чтение. Новизна заключается в том, что учебное пособие именно такого тина отсутствует в базисном плане обучения английскому языку. Курс рассчитан на 60 часов, при нагрузке 6 часов занятий в неделю коллективных группах филологического профиля на базе Дома Детского Творчества п.Чульман. Нашe творческое Объединение «Английский в подарок» посещает 12 старшеклассников 10-х классов из 3-х школ п.Чульман.
По тематической и целевой направленности «Вводный курс по американистике» является пробным, межпредметным  ознакомительным элективом, построен на базе краткосрочных модулей достаточно широкой тематики, не входящими в БУП. Модули знакомят старшеклассников с интересующими областями знаний, дают возможности практического использования английского языка. Ярко выражена тенденция развития речевых навыков (чтения, говорения, аудирования, письма).
«Social Studies» предлагает изучение биографий некоторых известных людей, мест. событий, которые и формируют образ Соединенных Штатов Америки. Старшеклассникам предложены темы по 5 вводным вопросам страноведения:

Социология – изучение поведения и культуры групп людей в этом курсе, участники электива узнают о жизни в Соединенных Штатах:
География – изучение земли и её жизни. Дети узнают о 4-х регионах Соединенных Штатов:
Биография – записанная история жизни личности. Дети знакомятся с тремя важными американцами: Элеонорой Рузвельт, Цезарем Шейвзоми, Мартином Лютером Кингом:
Политическая система – изучение правительственных институтов и процессов. Ознакомление с Конституцией;
История – важные люди и события, появление и развитие. При изучении этих тем старшеклассники выходят на ближайшую зону личных интересов:

  • люди, которые являются примером в моей жизни:
  • о рождении школьной республики «Свежий ветер»;
  • знакомьтесь: я – Якутская Земля.
  • места, которые я бы хотел посетить в Америке.

Занимаясь в элективе, старшеклассники развивают и совершенствуют виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование и письмо, критические мыслительные навыки.
В процессе овладения учебно-познавательным материалом участники принимают участие в разных видах активной деятельности:

  • Консультации друг с другом: обмен мнениями в группе сотрудничества.
  • Нахождение общего решения: предложение различных вариантов ответов.
  • Участие: в мозговых штурмах и дискуссиях по различным темам и мнениям.
  • Понимание прослушанного: записи того, что говорят участники.
  • Чтение: изучение новой информации и запоминание её.
  • Классификация: распределение предметов, явлений, понятии, идей по группам или категориям.
  • Сравнивание и контрастирование: выявление, определение, как и в чем одно отличается от другого, или похоже.
  • Обобщают, делают выводы, анализируют, следят, осталось ли их мнение прежним, или оно изменилось.
  • Учатся делать презентации проекты, доклады, сообщения, обмениваются мнениями в устной или письменной речи.

Участвуя в работе электива, ребята имеют шанс задать или ответить на вопросы:

  • Как люди выбирают, где жить в Соединенных Штатах.
  • Кто же те американцы, которые сделали важный вклад?
  • Что такое Конституция?
  • Кто создает законы в США?
  • Как мы можем изменить законы, если они не работают?
  • Как правительство США защищает права всех граждан, включая меньшинства?

Авторы пособия, обращаясь к студентам, говорят: «Конечно, есть намного больше областей страноведения для изучения и совершения открытий. Эта книга даст вам возможность исследовать и открыть много интересных идей и фактов о Соединенных Штатах. Оно даст вам отличную возможность начать изучение страноведения США».

Несколько слов учителю

– Где может быть использована эта книга? Она особенно подходит для специально организованных занятий, т.е. для элективных курсов.

– Какова её цель? Для обучения в сотрудничестве. Для развития критическо-аналитического мышления. Для развития познавательных знаний благодаря чтению образовательно-содержательных текстов, словарного запаса, овладения познавательными способностями изучения, поднятия уровня компетенции, мотивирования и стимулирования интереса к овладению языком, воспитания уверенности в детях., уверенности в том. что реально продвинутся па более высокий уровень обучения.

– Чем эго пособие отличается от других? Способствует продуктивному обучающему чтению и познавательным стратегиям через:

  • доступный учебно-познавательный материал;
  • множество ясных, легко понимаемых примеров при овладении лексикой, терминами, понятиями.
  • акцент на речевую деятельность (устная речь) через работу в сотрудничестве, парной и
    индивидуальной работе, что способствует взаимозаключению и обмен информацией;
  • мотивация интереса детей в образовательном пространстве; способствует созданию
    индивидуальной траектории обучения, сознательному овладению познавательными
    приёмами;

– Как организована каждая глава?

  • Вступление, короткие обозрения, ознакомление с темой.
  • Критическо-аналитичеекие мыслительные навыки, обсуждение, превосхожение, языковая догадка, сравнивание и контрастирование информации.
  • Опора на первичные знания учащихся.
  • Размышление.
  • Обсуждение в группах, парах.
  • Чтение (тематический текст).
  • Контроль – через само и взаимооценку. Проекты.
  • Словарь содержит тематическую лексику, необходимую для овладения темой.

Учебно-методические рекомендации

Принципы, лежащие в основе данного лексического модуля:

  •  Принцип культуросообразительности. Культурное ядро содержания составляет универсальные общечеловеческие ценности, а отношение к ребёнку определяется исходя из его понимания как свободный, целостной личности.
  •  Принцип индивидуально-личностного подхода. Ребёнок – активный субъект УВП, личность, находящаяся в диалоге с культурой, интегрированная в ней.
  • Принцип ценностно-смысловой направленности образования. Создание условий для обретения каждым учащимся смысла своей жизни.
  • Принцип природосообразности. Учёт индивидуальных особенностей, принимать ребёнка таким, каким он есть, создавая ему доступные зоны развития. Воспитание в соответствии с возрастными особенностями, учётом потребности в познании, общении, творчестве.

Программа имеет несколько аспектов:

Содержательный аспект. Включение географических, социальных» исторических, политических, личностных компонентов. Восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам.

Деятельностный аспект. Данный элективный курс предполагает сочетание деятельности общения на английском языке с другими видами деятельности:  учебно-трудовой, эстетический, игровой, познавательной:

  • работа с текстами, поиск нужной информации;
  • просмотр видеофильмов, газет и журналов;
  • изготовление коллажей, плакатов;
  • использование в работе интервью, сочинений, рефератов.

Языковой аспект. Включает перечень лексических единиц и словосочетаний, необходимых во время дискуссий, при анализе и интерпретации текстов.

Для реализации программы необходимо использовать личностно-ориентированные технологии, блоковую подачу материала, обучение на деятельностной основе, что означает следующий алгоритм действий:

  1. Введение в тему.
  2. Критико-осмыслительные действия
    1. что вы уже знаете по теме
    2.  обдумайте от и идеи
    3. обсуждение в группе
  3. Предпочтение / чтение
  4. Самооценка
  5. Расширение поля деятельности, включая проекты
  6. Тематический словарь

Формы: индивидуальная, парная, групповая, работы содружестве.

Принципы подбора обучающего материала:

  • Доступность – степень сложности определена уровня владения учащимися английским языком.
  • Научность.
  • Аудентичность (предлагаемый материал в основном подобран носителями языка).
  • Гражданская значимость.

Знания материала помогают включаться в диалог культур, способствуют реализации творческого и коммуникативного ориентированного обучения.

Критериями успешного освоения курса, сформированное социокультурного умения является приобретение следующих компетенций:

Коммуникативной:

  • понимания содержаний тематических текстов;
  • осознание взаимосвязи исторических, общественных процессов;
  • обмен мнениями, впечатлениями, высказывание собственного отношения к событиям, поступкам, людям.

Культурно-познавательной:

  • подготовка сообщений, докладов, писем и т.д.;
  • сбор, систематизация, интерпретация дополнительной информации;
  • использование лингвострановедческих словарей, энциклопедий, справочников, Интернета;
  • участие в проектах по культурнострановедческой тематике.

Социально-нравственной:

  • умение работать в сотрудничестве для принятия решения;
  • формированность критического мышления;
  • умение делать запрос педагогу, партнерам для прояснения вопроса, дополнительного материала, перифраз, толкования;
  • формирование отношения к страноведческой литературе как к пище для размышления.

Предлагаемые приёмы /технологии:

  • Метакогнитивный
  • Когнитивный
  • Само и взаимооценка
  • Работа в сотрудничестве, групповая, парная, индивидуальная.

Обозначение:

РД – речевая деятельность;
Ч  – чтение;
П – письмо;
Г – говорение;
Л – аудирование.

Литература:

  1. Баграмова Ы.В., Воронцов Т.Н. Соединённые Штаты Америки. Страна и люди – Издательство Союз, Санкт-Петербург, ул. Шкатина, 23.
  2. Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы. – М., ИЯП. № 3 2006 г.
  3. Гладкая И.В., Ильина С.П., Ривкина С.В. – основы профильного обучения и предпрофильной подготовки. –С-Пб., 2005 г.
  4. Магу Ann Chrisilson, Sharron Bossano-Socia Studies.
  5. Martin Tuersky, Lathed Tiesky The USA Customs and Traditions – Copyright 2001 Prentice I tall Regents Addison Wesley Longman, Inc., A Person Еducalion Compony.
  6. Методической письмо о преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.
  7. Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования 11 Вестник образования. – М., 2002 г., №12.
  8. A people and a Nation Houghton Mifftin Compony Boston New York Copyright 203.
  9. Portrait of the USA. Volumes I, II - Website at   http:/usinio.slate.gove.  September 1997.
  10. Примерные программы по иностранным языкам М., – №5 2005 г.
  11. Методическая подготовка и переподготовка учителей иностранного языка – М.. 2004 г.
  12. Words of Ages. Witnessing US History Through Literature. – Close Up Foundation 44 Canal Centre Pla/a Alexandria VA 22314–1592.

Приложение 1