«A foreign country teaches you to love your own. Go and marvel at foreigners and return with a Russian heart».
I. Turgenev
«Чужеземная страна учит вас любить вашу собственную. Поезжайте и восхищайтесь иностранцами, но–возвращайтесь с русским сердцем».
И.Тургенев
Пояснительная записка
Система непрерывного образования в России в
настоящее время претерпевает значительные
изменения. Данный курс но американистике (American
Studies) проводится на базе элективных курсов
Детского Дома Творчества п. Чульман Саха (Я). По
своей социально-педагогической сути он
соответствует задачам модернизации российского
образования. Наши школьные учебники в силу
требований программы и методической
целесообразности, не всегда содержит
достаточное количество материала, который
позволял бы полноценно обучать различным
аспектам иноязычной культуры.
В настоящее время филологический профиль не
входит в число наиболее востребованных
учащимися из-за неверного понимания его
профессиональной направленности и
потенциальных возможностей. Надеюсь, что данный
курс поможет: во-первых, расширить и углубить
содержания профиля, во-вторых, будет
способствовать реализации межпредметных связей
английского языка и других предметных областей.
Цели и задачи. «Вводный курс по американистике»
Специфической составляющей программы является:
- создание условий для формирования у учащихся умений самостоятельно ставить цели и задачи по отношению к дальнейшему изучению английского языка (облегчает изучение курса «Американское страноведение»);
- создание возможностей для приобретения учащимися практическою использования английского языка для реализации интереса к проблеме «Какие мы?»;
- создание условий для приобретения общеучебных и общепрофессиональных умений, определенных государственных стандартом изучения иностранных языков и примерными программами начального, основного и среднего (полного) общего образования, английский язык;
- ориентация учащихся на включение в мир реальных проблем современной общественной жизни:;
- расширение рамок изучения базового учебного предмета «Английский язык» в аспекте внутри профессиональной ориентации старшеклассников;
- развитие практических навыков использования английского языка в качестве инструмента получения новых знаний для продолжения и обучения в высших учебных заведениях, для профессионального общения, сдачи ЕГЭ.
Требования к старшеклассникам по окончанию курса:
Основная задача обучения – достичь продвинутого уровня, определенных БУП. В сфере общекультурного общения (General English):
- Чтение и перевод текстов по американистике:
- тексты средней трудности без словаря.
- повышенной трудности более 1000 знаков (со словарем) за I час при форме проверки письменными ответами в разделах: Pre-reading. Self-evaluation. Extantion Activities; 1000 за 15 мин. – при проверке устным переводом.
- Говорение и аудирование:
- уметь выражать свои мысли на заданную тему с использованием усвоенной лексики и грамматики:
- делать сообщения, вести беседу на культурно-бытовые и общественно политические темы;
- понимать со слуха оригинальные тексты средней трудности, уметь интерпретировать и обобщать основные содержания услышанного;
- Письмо:
- писать сообщения, делать презентацию проспектов, делать записи, аргументировать;
- обобщать, писать письмо, конспектировать;
- разрабатывать и выполнять проекты, вопросники различного виды.
Таким образом, участники курса увеличат объем знаний за счет информации, предоставленной страноведческими пособием «American Studies», журналом «Speak Out». газетами «School Еnglish», «Первое сентября», «Английский язык» и другими, которые носят профильно-ориентированный характер.
В социально-культурной сфере старшеклассники:
- расширят объём знаний о социально-культурной специфике Америки;
- научатся адекватно понимать и интересовать изученные лингвокультурные факты;
- практически применять усвоенные навыки в ближайшей зоне личных интересов;
- узнают азы профессиональной этики.
В учебно-познавательной сфере данный курс способствует:
- углублению учебных знаний, умений и навыков;
- обогащению словарного запаса, развитию стилистического чутья, языковой интуиции;
- развитию умения решать информационные проблемы
(находить, систематизировать,
обрабатывать необходимую информацию, владеть различными способами се презентации) ; - в целом развивает умение использовать английский урок для продолжения образования и самообразования в рамках филологического профиля.
«Вводный курс по американистике» также способствует:
- формированию активной жизненной позиции;
- развитию таких личных качеств, как культура
общения, умения работать в
сотрудничестве; - приобретению опыта творческой деятельности/проектно-исследовательской работы с использованием английского языка в русле филологического профиля.
Для обеспечения максимальной эффективности образовательного процесса пособия «Social Studies» снабжено системой самооценки, само и взаимоконтроля «Self-evaluation» и «Extantion Activities».
Содержание «Вводного курса по американистике»
«Social Studies» авторов Mary Ann Christison, Sharron Bassano
является вводным курсом но американистике, г. е. к
детальному изучению предмета «Американского
страноведения» на высшем уровне изучения
английского языка. Отличительная черта –
обучение американистики через действенное
чтение. Новизна заключается в том, что учебное
пособие именно такого тина отсутствует в
базисном плане обучения английскому языку. Курс
рассчитан на 60 часов, при нагрузке 6 часов занятий
в неделю коллективных группах филологического
профиля на базе Дома Детского Творчества
п.Чульман. Нашe творческое Объединение
«Английский в подарок» посещает 12
старшеклассников 10-х классов из 3-х школ
п.Чульман.
По тематической и целевой направленности
«Вводный курс по американистике» является
пробным, межпредметным ознакомительным
элективом, построен на базе краткосрочных
модулей достаточно широкой тематики, не
входящими в БУП. Модули знакомят
старшеклассников с интересующими областями
знаний, дают возможности практического
использования английского языка. Ярко выражена
тенденция развития речевых навыков (чтения,
говорения, аудирования, письма).
«Social Studies» предлагает изучение биографий
некоторых известных людей, мест. событий, которые
и формируют образ Соединенных Штатов Америки.
Старшеклассникам предложены темы по 5 вводным
вопросам страноведения:
Социология – изучение
поведения и культуры групп людей в этом курсе,
участники электива узнают о жизни в Соединенных
Штатах:
География – изучение земли и её жизни.
Дети узнают о 4-х регионах Соединенных Штатов:
Биография – записанная история жизни
личности. Дети знакомятся с тремя важными
американцами: Элеонорой Рузвельт, Цезарем
Шейвзоми, Мартином Лютером Кингом:
Политическая система – изучение
правительственных институтов и процессов.
Ознакомление с Конституцией;
История – важные люди и события,
появление и развитие. При изучении этих тем
старшеклассники выходят на ближайшую зону
личных интересов:
- люди, которые являются примером в моей жизни:
- о рождении школьной республики «Свежий ветер»;
- знакомьтесь: я – Якутская Земля.
- места, которые я бы хотел посетить в Америке.
Занимаясь в элективе, старшеклассники
развивают и совершенствуют виды речевой
деятельности: чтение, говорение, аудирование и
письмо, критические мыслительные навыки.
В процессе овладения учебно-познавательным
материалом участники принимают участие в разных
видах активной деятельности:
- Консультации друг с другом: обмен мнениями в группе сотрудничества.
- Нахождение общего решения: предложение различных вариантов ответов.
- Участие: в мозговых штурмах и дискуссиях по различным темам и мнениям.
- Понимание прослушанного: записи того, что говорят участники.
- Чтение: изучение новой информации и запоминание её.
- Классификация: распределение предметов, явлений, понятии, идей по группам или категориям.
- Сравнивание и контрастирование: выявление, определение, как и в чем одно отличается от другого, или похоже.
- Обобщают, делают выводы, анализируют, следят, осталось ли их мнение прежним, или оно изменилось.
- Учатся делать презентации проекты, доклады, сообщения, обмениваются мнениями в устной или письменной речи.
Участвуя в работе электива, ребята имеют шанс задать или ответить на вопросы:
- Как люди выбирают, где жить в Соединенных Штатах.
- Кто же те американцы, которые сделали важный вклад?
- Что такое Конституция?
- Кто создает законы в США?
- Как мы можем изменить законы, если они не работают?
- Как правительство США защищает права всех граждан, включая меньшинства?
Авторы пособия, обращаясь к студентам, говорят: «Конечно, есть намного больше областей страноведения для изучения и совершения открытий. Эта книга даст вам возможность исследовать и открыть много интересных идей и фактов о Соединенных Штатах. Оно даст вам отличную возможность начать изучение страноведения США».
Несколько слов учителю
– Где может быть использована эта книга? Она особенно подходит для специально организованных занятий, т.е. для элективных курсов.
– Какова её цель? Для обучения в сотрудничестве. Для развития критическо-аналитического мышления. Для развития познавательных знаний благодаря чтению образовательно-содержательных текстов, словарного запаса, овладения познавательными способностями изучения, поднятия уровня компетенции, мотивирования и стимулирования интереса к овладению языком, воспитания уверенности в детях., уверенности в том. что реально продвинутся па более высокий уровень обучения.
– Чем эго пособие отличается от других? Способствует продуктивному обучающему чтению и познавательным стратегиям через:
- доступный учебно-познавательный материал;
- множество ясных, легко понимаемых примеров при овладении лексикой, терминами, понятиями.
- акцент на речевую деятельность (устная речь)
через работу в сотрудничестве, парной и
индивидуальной работе, что способствует взаимозаключению и обмен информацией; - мотивация интереса детей в образовательном
пространстве; способствует созданию
индивидуальной траектории обучения, сознательному овладению познавательными
приёмами;
– Как организована каждая глава?
- Вступление, короткие обозрения, ознакомление с темой.
- Критическо-аналитичеекие мыслительные навыки, обсуждение, превосхожение, языковая догадка, сравнивание и контрастирование информации.
- Опора на первичные знания учащихся.
- Размышление.
- Обсуждение в группах, парах.
- Чтение (тематический текст).
- Контроль – через само и взаимооценку. Проекты.
- Словарь содержит тематическую лексику, необходимую для овладения темой.
Учебно-методические рекомендации
Принципы, лежащие в основе данного лексического модуля:
- Принцип культуросообразительности. Культурное ядро содержания составляет универсальные общечеловеческие ценности, а отношение к ребёнку определяется исходя из его понимания как свободный, целостной личности.
- Принцип индивидуально-личностного подхода. Ребёнок – активный субъект УВП, личность, находящаяся в диалоге с культурой, интегрированная в ней.
- Принцип ценностно-смысловой направленности образования. Создание условий для обретения каждым учащимся смысла своей жизни.
- Принцип природосообразности. Учёт индивидуальных особенностей, принимать ребёнка таким, каким он есть, создавая ему доступные зоны развития. Воспитание в соответствии с возрастными особенностями, учётом потребности в познании, общении, творчестве.
Программа имеет несколько аспектов:
Содержательный аспект. Включение географических, социальных» исторических, политических, личностных компонентов. Восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам.
Деятельностный аспект. Данный элективный курс предполагает сочетание деятельности общения на английском языке с другими видами деятельности: учебно-трудовой, эстетический, игровой, познавательной:
- работа с текстами, поиск нужной информации;
- просмотр видеофильмов, газет и журналов;
- изготовление коллажей, плакатов;
- использование в работе интервью, сочинений, рефератов.
Языковой аспект. Включает перечень лексических единиц и словосочетаний, необходимых во время дискуссий, при анализе и интерпретации текстов.
Для реализации программы необходимо использовать личностно-ориентированные технологии, блоковую подачу материала, обучение на деятельностной основе, что означает следующий алгоритм действий:
- Введение в тему.
- Критико-осмыслительные действия
- что вы уже знаете по теме
- обдумайте от и идеи
- обсуждение в группе
- Предпочтение / чтение
- Самооценка
- Расширение поля деятельности, включая проекты
- Тематический словарь
Формы: индивидуальная, парная, групповая, работы содружестве.
Принципы подбора обучающего материала:
- Доступность – степень сложности определена уровня владения учащимися английским языком.
- Научность.
- Аудентичность (предлагаемый материал в основном подобран носителями языка).
- Гражданская значимость.
Знания материала помогают включаться в диалог культур, способствуют реализации творческого и коммуникативного ориентированного обучения.
Критериями успешного освоения курса, сформированное социокультурного умения является приобретение следующих компетенций:
Коммуникативной:
- понимания содержаний тематических текстов;
- осознание взаимосвязи исторических, общественных процессов;
- обмен мнениями, впечатлениями, высказывание собственного отношения к событиям, поступкам, людям.
Культурно-познавательной:
- подготовка сообщений, докладов, писем и т.д.;
- сбор, систематизация, интерпретация дополнительной информации;
- использование лингвострановедческих словарей, энциклопедий, справочников, Интернета;
- участие в проектах по культурнострановедческой тематике.
Социально-нравственной:
- умение работать в сотрудничестве для принятия решения;
- формированность критического мышления;
- умение делать запрос педагогу, партнерам для прояснения вопроса, дополнительного материала, перифраз, толкования;
- формирование отношения к страноведческой литературе как к пище для размышления.
Предлагаемые приёмы /технологии:
- Метакогнитивный
- Когнитивный
- Само и взаимооценка
- Работа в сотрудничестве, групповая, парная, индивидуальная.
Обозначение:
РД – речевая деятельность;
Ч – чтение;
П – письмо;
Г – говорение;
Л – аудирование.
Литература:
- Баграмова Ы.В., Воронцов Т.Н. Соединённые Штаты Америки. Страна и люди – Издательство Союз, Санкт-Петербург, ул. Шкатина, 23.
- Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы. – М., ИЯП. № 3 2006 г.
- Гладкая И.В., Ильина С.П., Ривкина С.В. – основы профильного обучения и предпрофильной подготовки. –С-Пб., 2005 г.
- Магу Ann Chrisilson, Sharron Bossano-Socia Studies.
- Martin Tuersky, Lathed Tiesky The USA Customs and Traditions – Copyright 2001 Prentice I tall Regents Addison Wesley Longman, Inc., A Person Еducalion Compony.
- Методической письмо о преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.
- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования 11 Вестник образования. – М., 2002 г., №12.
- A people and a Nation Houghton Mifftin Compony Boston New York Copyright 203.
- Portrait of the USA. Volumes I, II - Website at http:/usinio.slate.gove. September 1997.
- Примерные программы по иностранным языкам М., – №5 2005 г.
- Методическая подготовка и переподготовка учителей иностранного языка – М.. 2004 г.
- Words of Ages. Witnessing US History Through Literature. – Close Up Foundation 44 Canal Centre Pla/a Alexandria VA 22314–1592.