Урок изобразительного искусства в 5-м классе "Возрожденные традиции «писанки»"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: знакомство детей с древнерусским искусством «писанки», формирование и развитие навыков миниатюрной росписи, составление декоративной композиции, работа открытым мазком без предварительного рисунка.

Задание: расписать свою заготовку яйца руководствуясь предложенным рядом символов сохраняя традиции писанки.

Материалы: деревянное, пластилиновое или вареное яйцо, гуашь, кисти.

Домашнее задание: подготовить сообщение о народных промыслах: хохлома, гжель, городецкая роспись, жестово.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

В 1 четверти мы познакомились с древними образами наполняющими жизнь русских людей.

  1. Назовите предметы, украшаемые древними образами.
  2. Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта?

3 Формирование новых знаний

Сегодня мы с вами поговорим об искусстве «писанка». Тема нашего урока звучит так: «Возрожденные традиции «писанки».
С незапамятных времен яйца не только красили, но и рисовали на них (расписывали) магические знаки, тем самым, устанавливая связь с силами природы. Их называли писанками. Яйца расписывали не только в Пасху. У славян было множество обычаев, так или иначе связаны с расписанными яйцами. В свадебных обрядах ими благословляли молодых на семейное счастье, и называлось оно «Рушничок».
Считалось, что писанка помогает при болезнях, берегут дом от худого слова, сглаза, от несчастий, сохраняют посевы. При постройке дома яйцо закладывалось в фундамент, чтобы оно оберегало дом и всех его домочадцев от бед.
В старину писанки делали только женщины. Надев чистую рубаху с чистыми мыслями, чистыми руками начинали работу. Пока мастерица создает свою писанку, она держит в руке яйцо около трех часов и постоянно думает о том , для кого оно пишется. Яйцо как бы вбирает в себя всю положительную энергию этих добрых пожеланий.
Мастерицы писанок черпали замыслы своих рисунков из природы. Рисунки эти исполнялись в стилизованной форме.
Узоры писанок наделялись глубоким смыслом, были символичны. Эту символику разделяют на несколько групп. Ы уже на предыдущих уроках с вами об этом говорили.

  1. Какие группы вы знаете? (Солнечные, растительные и животные, геометрические)
  2. Что обозначают солнечные символы? (Свет, тепло, разгоняет темные силы, дает жизнь на земле)
  3. А среди животных символов есть символы, которые являются символами солнца? (Волк, сокол, пчелка)
  4. Всегда ли их изображают полностью? (Нет не всегда, могли использоваться одна деталь – усики пчелки, крылышки, брюшко и т.д.)

Среди растительных символов чаще всего встречаются подсолнухи, дубовые листочки, яблоньки, елочки, сосновые веточки. Все это символизирует пожелание силы, здоровья, чистоты, нежности, красоты.
Животные символы встречаются реже и необязательно изображать животное полностью, как уже говорилось ранее и несет в себе пожелание долгой и плодородной жизни как хозяину писанки, так и его живности.
Геометрические символы (узоры) например треугольники, ромбы и др. фигуры. Писанки с такими узорами дарились с пожеланием счастья желаний, каждый треугольник – это одно пожелание.
Круги – это символ поиска лучшего житья; решетка– символ разделения добра и зла, символ переплетения нитей судьбы; дорожка – вечность движения. Цвет в писанках также символичен.
Белый цвет – основной цвет яйца, цвет чистоты.
Голубой – цвет небесный, духовного начала.
Красный – радости жизни.
Бордовый или коричневый – принадлежность к земле.
Синий – связь с небом и ночью.
Черный – неизвестность, бесконечность.
Любую писанку можно прочитать, учитывая символику.
Особо значимым писанкам давались названия. Например: «БОГАТСТВО», «ЧАРОВНИЦА», «УЗЕЛ СЧАСТЬЯ» и др.
Толкование писанок звучит как поэтическое сказание заключающие в себе глубочайший смысл.
Например «БОГАТСТВО», такая табличка есть у вас у всех на столах, давайте ее прочитаем. Зеленый цвет – это пожелание здоровья, белый – чистота; в основу паутины входит символ солнца – значит пожелание добра, света и тепла, паутина трудолюбие и достаток, полоски по бокам – дорога.
А все вместе звучит так: «Я желаю от чистого сердца тебе крепкого здоровья, тепла и света в твоем доме, а на пути к успеху, чтобы с тобой было только добро, и миновало тебя зло.
Множество легенд и поверий связанно с этим удивительными яйцами – писанками.
Вот одна из них: « Давным-давно в далеких местах жил злой дух Ирод, который сеял среди людей вражду, нес  им горе, болезни, смерти. Боги наказали этого Ирода, приковав его на вершине самой высокой скалы двенадцатью крепкими цепями. Но каждый год Ирод посылал из тех мест по всей земле своих слуг узнать, как живется людям.
Когда слуги возвращались назад, дух спрашивал: «как живут люди на земле в добре, в мире? Уважают ли дети отцов своих?». И если слуги отвечали, что в мире еще много зла, зависти, вражды, то злой дух радовался, а цепи его слабели, и казалось, что он сейчас разорвет, эти цепи его слабели, и казалось, что он сейчас разорвет эти цепи и снова вырвется на свободу. Еще спрашивал дух: «А пишут ли люди свои писанки?». Если ему отвечали, что пишут, то он захлебывался от слез, а цепи становились крепкими – крепкими. Сила злого духа слабела, и не мог он разорвать свои путы.
 До тех пор, пока дети почитают старших, люди живут между собой в мире и согласии, придерживаются своих обычаев, а мастерицы пишут свои писанки, до тех пор злой дух будет прикован к скале. Как только люди перестанут это делать, ирод сорвется с оков и на земле восторжествует зло».
А теперь ребята, я просила дома заранее на своих заготовках заложить цвет, теперь руководствуясь табличками которые лежат у вас  на столах, попробуйте расписать свою писанку, можно составить самостоятельно свой узор, применив таблицу символов, можно воспользоваться таблицей, где показан порядок нанесения рисунка.
Необязательно чтобы фон рисунка на таблице совпадал с вашим выбранным фоном, просто толкование рисунка  будет немного иным.

4. Практическая работа

5. Анализ 2 –3  работ

6. Задание

Список используемой литературы.

1. Л.Н.Герук , Е.Ю.Бондарь «100 поделок из яиц» Ярославль Академия развития 2000 г.
2. П.П.Жемчугова «Иллюстративный словарик школьника» ДПИ Санкт Петербург 2006г. Издательский дом литература
3. И.А.Лыкова «Писанки» Издательский дом «Капризуля» 2003 г.
4. Советский энциклопедический словарь.
5. С.И.Ожегов «Словарь русского языка».

Приложение