Цель: воспитывать у детей бережное отношение к родной природе, развитию умения эстетического ее восприятия.
Оборудование: коллекция осенних листьев, поделки из природного материала, картина И.Левитана «Золотая осень»; дары осени (овощи, фрукты)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель: Сегодня мы собрались на праздник золотой осени.
1-й ученик:
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около деревьев.
Золотым ковром лежат.
2-й ученик:
Куда-то жаворонки делись
В лиловой дымке цепи гор
Гляди, деревья все оделись.
В багряно-пламенный убор.
3-й ученик:
Редеют тополя густые
Сквозь ветви синева видна
Качает листья золотые
Темно-зеленая вода.
4-й ученик:
Дорогой знакомой
Я в школу иду
Какую-то песню
Свищу на ходу.
5-й ученик:
Лист клена кружится,
Шурша надо мной,
Как желтая птица
На лапке одной.
Танец листьев. Выходит осень.
Осень: Здравствуйте, ребята! Много хорошего я услышала о себе, а теперь порадуйте меня своими знаниями. Отгадайте мои загадки.
А) Чем радует человека золотая осень? (Хлебом, овощами, фруктами, ягодами, грибами, золотом лесов и парков).
Б) Пусты поля
Мокнет земля
Дождь поливает
Когда это бывает. (Осенью)В) Пришла без красок
И без кистьев
И разукрасила все листья. (Осень).Г) Кто осенью улетает, а весной возвращается. (Птицы)
Ученица:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли
Улетают, улетели, улетели журавли.
Ученик:
Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Песня «Скворушка прощается». Под звуки медленного вальса появляются три осенних месяца.
Осень: Ребята! Сколько в году месяцев?
Дети: 12.
Осень: А сколько осенних месяцев.
Дети: Три.
Осень: Назовите их.
Дети хором: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Братцы месяцы: Здравствуйте ребята, Вы нас узнали?
Ребята: Узнали. Вы – осенние месяцы.
Сентябрь:
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села
Мчатся птицы за моря –
И открылась школа.
Песня о школе.
Октябрь: А я месяц Октябрь, месяц первых холодов.
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе,
На лугах мертва трава
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
Отгадайте мои загадки:
А) Одних наградила
Других погубила (Осень)Б) Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает (Лес)В) Без рук, без ног, стучит, в дверь просится (Ветер)
Ноябрь:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора
Осень: Ноябрь – месяц последний осенний, ворота зимы. Тихо в лесу. Голые деревья дрожат от холода, ждут теплого зимнего покрывала.
Ученик:
Ветки голые стучат
Галки черные кричат
В тучах редко просинь
Наступила осень.
Ученица:
Льдинка хрустнет звонко.
Крикнет птица тонко,
Будто есть попросит
Наступила осень.
Ученица:
Гнезда птичьи пусты,
Меньше сделались кусты,
Ветер листья носит
Осень, осень, осень
Исполняется романс Чайковского «Осень».
Ученик:
Здравствуй осень!
Здравствуй осень!
У тебя мы осень спросили
Что в подарок принесла?
Осень: Принесла я вам муки Значит, будут пироги Принесла вам гречки Каша будет в печке. Принесла вам овощей И для супа и для щей, Рады ли вы грушам?
Дети: Мы их впрок посушим.
Осень: А уж яблоки, что мед! Принесла вам меду Целую колоду.
Ученик: Ты и яблок, ты и меду Ты и хлеба принесла А хорошую погоду Нам в подарок принесла.
Осень: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
Игра «Дождик».
Осень: Молодцы ребята! Но я то знаю, что вы любите дождик, а особенно лужи. И пока папы и мамы не видят, мы побегаем по лужам.
Игра «Бег по лужам»
Осень: Ребята! Вы славно потрудились и пора нам повеселиться, объявляю танец.
Игра «Соберите цветы».
Танец «Маленьких утят».
Осень: Ну, что мне пришла пора с вами проститься. Но вначале я вручаю вам задание, а вы пообещайте мне, что выполните эти задания:
а) очищать школьный двор от листвы;
б) собрать корм для зимующих птиц;
в) охранять зеленые насаждения;
г) изготовить и развесить кормушки;
д) подкармливать птиц.
А на память о себе я подарю вам яблоки. Кушайте на здоровье.