Уроки кубановедения – это уроки развития
патриотизма и чувства гордости, уроки
эмоционального сопереживания трагедиям истории
Кубани прошлого и стремления понять, принять
участие в решении проблем сегодняшнего дня.
Уроки кубановедения, как никакие другие,
побуждают к поисковой, творческой деятельности,
«добыванию» знаний о малой Родине и поиска
своего места в ней. В методической разработке
представлен опыт работы с программой курса
«Кубановедение» в начальной школе Департамента
образования и науки Краснодарского края
ККИДППО. Проиллюстрирован принцип, определяющий
структуру программы: краеведческий материал,
соответствующий возрастной проблематике
ученика, укрепляет его патриотические чувства, и
формирует свободное мышление.
Урок структурирован по смысловым разделам. В
завершении каждого учитель ориентирует учеников
к творческой индивидуальной или парной работе в
зависимости от возраста: ребята отвечают на
вопросы викторин размещенных на гиперссылке
к слайду № 4, слайдах № 10, 11, гиперссылке к слайду
№ 15, составляют эссе или делают набросок рисунка
к увиденному. Домашнее задание побуждает
учащихся ознакомиться со школьным библиотечным
фондом по кубановедению.
Незаменимым помощником учителю на этом уроке
является мультимедиа. Мультимедийное оснащение
урока помогает учителю решить важные
педагогические задачи: развивать
наглядно-образное мышление, эстетический вкус,
формировать информационную культуру ученика и
культуру учебной деятельности. Благодаря
использованию средств мультимедиа, участникам
урока открыт доступ к большому объему
информации, представленному в занимательной
форме.
Тема урока: «Край, в котором я живу» (урок, посвященный 215 годовщине освоения кубанских земель)
Вид урока: библиотечный урок.
Класс: 2, 3, 4, 5.
Испоользуемый УМК:
- Программа курса «Кубановедение» для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Краснодар 2006.
- Путешествие по родному краю. Природоведение. Учебное пособие для учащихся 4 класса начальной школы. ОИЦП «Перспективы образования» Краснодар. 1999.
- История Кубани в рассказах и иллюстрациях. Учебник для 4, 5 классов общеобразовательных учреждений. ОИЦП «Перспективы образования» Краснодар. 2002.
Цель урока: Обучать умению анализировать особенности природы Краснодарского Края; историческое развитие своей малой родины, хозяйственную деятельность жителей края.
Задачи урока:
- Помочь найти важные отличительные черты развития Краснодарского края от других регионом России путём сравнительного анализа.
- Воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм.
- Формировать эстетический вкус учащихся, развивать интерес и уважительное отношение к культурам разных народов проживающих на Кубани.
- Развивать мыслительную деятельность учащихся, их творческие способности.
- Способствовать развитию умения исследовать, анализировать, сопоставлять, обобщать.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Мой друг, что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы,
Там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее.
Николай Языков
II. Объявление цели и темы урока
(СЛАЙД № 1, 2 музыкальное сопровождение)
– На уроках кубановедения мы с вами открыли для
себя удивительный мир нашего края, отметили
яркие черты характера кубанских казаков и
приблизились к главной цели сегодняшней встречи.
Я предлагаю вам постараться понять, чем уникален
наш регион, всегда вызывавший неподдельный
интерес у людей, проживающих за его пределами.
Чем же привлекает к себе кубанская земля, что она
значит для России?
Запишите в тетрадях тему урока и эпиграф.
III. Вступительное слово учителя
– Уникальна природа Краснодарского края: это высокие горы с лесными массивами, ледниками, пещерами. Горные реки сначала бурно текущие по ущельям переходят в широкие равнинные. Бескрайны степи, возделанные тружениками края. Берега двух морей являются границей Кубани на с северо-запада до юго-запада. (СЛАЙД № 3 музыкальное сопровождение)
Краснодарский край расположен в пределах
Северо-Западного Кавказа. Протяженность с севера
на юг составляет 400 км. С запада на восток 360 км.
Северная и центральная части края заняты
Кубанской равниной., а южная – горами большого
Кавказа. Уникальность природы заключается в
разнообразии ландшафтов и их чередовании.
На территории Краснодарского края расположен и
Кавказский государственный биосферный
заповедник. Этот научный природный комплекс
занимает 236,5 тыс. гектаров и является частью
международной сети заповедников биосферы. (СЛАЙД
№ 4)
На кубанской земле выращивается более 100 видов
сельскохозяйственных культур. Здесь получают
высокие урожаи пшеницы, подсолнечника, сахарной
свеклы, овощных культур. Основные объемы
российского производства риса, цитрусовых
винограда с основном сосредоточены на Кубани.
Выдающиеся селекционеры современности академик
П.П. Лукьяненко, академик В.С. Пустовойт, академик
М.И. Хаджинов, член-корреспондент Г.С.Галеев жили
и работали на территории края. Родина и мир
высоко оценили их творения, которые и сегодня
продолжают служить человечеству.
IV. Актуализация знаний
1. Блиц викторина «Узнай меня» (СЛАЙД № 4, гип. ссылка) (СЛАЙД № 5, гип. ссылка) (для 1, 2, 3 кл.)
– Со стороны деловых кругов зарубежных стран
заметно растет интерес к Кубани, к ее ресурсам и
возможностям. Предприниматели 600 стран мира
вкладывают свои капиталы в развитие экономики
края. И это понятно. Выгодное географическое
положение, исключительное богатство и
разнообразие природных условий, научный
потенциал, значительный потребительский рынок –
надежная гарантия в экономических отношениях.
Кубань имеет выход в моря и мировой океан через
порты Новороссийск, Туапсе, Сочи, Ейск, Порт
Кавказ, Темрюк. Океанские крупнотоннажные
танкеры и сухогрузы от черноморских берегов
Кубани принимают около 300 портов мира в таких
государствах как Индия, Куба, Япония, Австралия, в
странах Америки, Африки и многих других.
Кубань также мощный железнодорожный узел Юга
России. Крупными портами воздушного транспорта
являются Краснодар, Сочи, Анапа. Они осуществляют
пассажирские и грузовые перевозки и могут
принимать современные лайнеры. Словом, на Кубани
есть все для развития и процветания (СЛАЙД № 6)
2. Исследовательская разноуровневая групповая (парная) работа с учебным пособием «Путешествие по родному краю» И.П. Лотышев, физической, административной картой Краснодарского края (для 3, 4, 5 кл.)
- Определите количество районов, на которые разделен Краснодарский край;
- Найдите города, в которых есть аэропорты:
- Покажите города морские порты;
- Найдите республику Адыгея и её столицу;
- Определите маршрут по железной дороге:
- Из Армавира в Краснодар;
- Из Ейска в Тимашевск;
- Узнайте маршрут по описанию: представьте, что мы выезжаем из Краснодара: переезжаем реку Кубань, попадаем в предгорную зону, проезжаем горный массив, попадаем в прибрежный город. (Краснодар-Туапсе).
V. История освоения кубанских земель (СЛАЙД № 7, 8, 9 музыкальное сопровождение)
– По мнению ученых первые люди на Кубани
появились более 500 тыс. лет назад,
пройдя с юга по рекам и горным перевалам
Кавказа.
Кубань – земля древних цивилизаций с мировой
культурой. 2500 лет назад, когда
Приазовье населяли меоты, Таманский
полуостров – синды, возникли греческие
колонии.
Из греческих государств древности на юге России
было Боспорское царство, города
которого возникали там, где есть удобные бухты
для кораблей, плодородные земли. В южнорусских
курганах открыты богатейшие сокровища античной
цивилизации, которые рассказывают о жизни
исчезнувших народов, их культуре, обычаях.
Идут века кочевые племена сменяют друг друга: скифы,
сарматы, аланы, болгары, хазары, печенеги, возникает
русское Тмутараканское княжество. Новые
захватчики половцы разоряют русское
княжество и вытесняют соседние племена адыгов
со степной части в северо-западные предгорья
Кавказа. В XIII в. обрушивается шквал монголо-татарского
нашествия, Мамай и Тамерлан опустошительным
смерчем прошли по этой земле, угоняя в рабство
тысячи людей. В конце XIII-XVвв. итальянские
торговцы осознав выгодность рынка товаров
занимают Черноморское побережье. С середины XV в.
правобережье р.Кубань стало частью Крымского
ханства полностью зависевшего от Турции,
влиявшей и на свободные племена ногайцев и
адыгов.
– Укрепляя Российское государство, Петр I начал
длительную борьбу с Турцией за овладение
черноморскими и приазовскими землями, которая
продолжалась долгие десятилетия. И лишь в
царствование Екатерины II по Кучук-Кайнарджийскому
мирному договору 1774 г. к России
отошли земли правобережья реки Кубани. Для
укрепления южной границы 16 января 1778г. на Кубань
в редут Копыл прибыл А.В. Суворов. За
небольшой период под его руководством по правому
берегу Кубани были построены 5 крепостей и 20
редутов. В феврале 1792г в С-Петербург отправилась
депутация от казаков во главе с войсковым судьей Антоном
Головатым с просьбой о разрешении
переселиться на земли Кубани.
30 июля 1792 г. Екатерина II
подписала грамоту о пожаловании Черноморскому
казачьему войску «В вечное владение»
правобережье р. Кубань. В обязанности войску
вменялось «бдение и стража пограничья».
Викторина по истории кубанского казачества (СЛАЙД № 10, 11)
(для 3, 4, 5 кл.)
6. Духовность и культура на Кубани. (СЛАЙД № 12 музыкальное сопровождение)
– Сейчас Краснодар – не только
административный, но и православный центр
Кубани, в котором находятся управление
Краснодарской и Новороссийской епархией,
действующие храмы: храм Александра Невского,
Свято-Екатерининский кафедральный собор,
Свято-Троицкий, Свято-Георгиевский,
Свято-Ильинский, храм Рождества Христова.
В храмах, в связи со знаменательными событиями в
жизни русской православной церкви, с участием
священнослужителей и православных верующих,
проводятся праздничные богослужения и
концерты духовной музыки. При храмах созданы
детские воскресные школы и интернаты для
обездоленных детей. (СЛАЙД № 13
музыкальное сопровождение)
Кубань, Кубань – души моей отрада,
Сияньем гор налитые поля.
Мне в целом мире ничего не надо,
Твоя бы песня в вышине плыла.Сергей Хохлов
(СЛАЙД № 15 музыкальное сопровождение)
– Музыкальное искусство Кубани признано и многогранно. Всему миру известен Государственный казачий хор, художественным руководителем которого является заслуженный деятель искусств России, народный артист, лауреат государственной премии России, профессор В.Г.Захарченко. На базе этого профессионального коллектива организован Центр народной культуры Кубани. Детская музыкальная школа Центра на международном конкурсе, проведенном ЮНЕСКО, получила звание лауреата и диплом 1 степени. (СЛАЙД № 14 музыкальное сопровождение)
– Краевая филармония объединяет такие музыкальные коллективы как: Краснодарский музыкальный камерный хор, Государственный камерный оркестр, Государственный ансамбль песни и пляски «Казачья вольница» и др. Краснодар имеет муниципальный Дворец искусств, муниципальный концертный зал, в котором можно послушать концерт органной музыки. При творческом объединении «Премьера» организованы музыкальный шоу-театр, Кубанский симфонический оркестр, ансамбль классического танца, казачий духовой оркестр, оперная студия, хореографическое училище, театры юного зрителя, кукольный, ветеранов сцены. «Премьера» известна и ведет большую концертную деятельность за пределами края.
(СЛАЙД № 14)
К.Обойщиков, В.А. Лаптев, Г.Ф. Пономаренко, С.Д. Воржев, С. Хохлов, В.Г. Захарченко, И. Варрава, И.Иванов, В.Б. Бакалдин, Н. Ярошенко,В.Лихоносов Т. Голуб, И.П. Шмагун, О.А. Коломойцев, Г.М. Плотниченко, В. Неподоба, Н.Языков
- На экране вы видите фамилии известных людей, деятелей кубанской культуры. На какие группы по роду занятий их можно распределить? (поэты, писатели, композиторы. художники, скульпторы)
- Назовите кубанских поэтов, писателей; (В.Лихоносов, К.Обойщиков, В. Неподоба. И. Варрава, С. Хохлов, Т. Голуб, В.Б. Бакалдин, Н.Языков)
- Назовите композиторов Кубани; (Г.Ф. Пономаренко В.Г. Захарченко Г.М. Плотниченко В.А. Лаптев)
- Кто из них является художником, скульптором? (И.Иванов, Н. Ярошенко, С.Д. Воржев, И.П. Шмагун, О.А. Коломойцев)
- Что интересного вы знаете об этих людях?
VII. Курорты и места отдыха, спортивные надежды Кубани
(СЛАЙД № 16)
– Как хороша природа, как манит
неизвестность…. И сколько было радости! А
сколько воспоминаний! Благодатный климат, теплые
моря, уникальные природные минеральные
источники и лечебные грязи, горные и морские
красоты– все это определило рост Краснодарского
края как крупнейшего курортного туристического
региона России и СНГ.
В крае сосредоточены основные морские курорты
России: Сочи, Анапа, Геленджик, Ейск, Тамань , а
также живописные курорты в предгорьях Кавказа:
Горячий Ключ, Апшеронск, Красная Поляна,
Хадыженск.
– Благотворный климат и морские купания являются активными естественными биостимуляторами, которые оказывают на человека при правильной дозировке многогранное лечебное действие. (СЛАЙД № 17)
– Кубань – крупный российский спортивный
центр с богатейшими победными традициями и
историей. 14 кубанских спортсменов удостоены
звания олимпийского чемпиона – это самое
высокое отличие в спорте. Счет кубанским золотым
медалям был открыт в 1972 г. На Играх в Мюнхене
бегунья Людмила Брагина установила 3 мировых
рекорда. Её выступление в газетах оценили «как
сказочное». Спортивный подвиг Людмилы занесен в
Книгу рекордов Гинесса. (СЛАЙД № 18)
Монреаль 1976 г. – гандболист Валерий Гассий
сделал пять результативных мячей и принес
первое золото для нашей мужской гандбольной
команды.
Москва 1980 – борец Шамиль Сабиров, пятиборье –
Евгений Липеев, легкая атлетика Людмила Черная.
Олимпиада - 1988 Сеул - капитан сборной гандбола
Андрей Лавров привозит золото и на четырех
последующих олимпиадах приводит команду к
высшим олимпийским наградам.
Рекордной по количеству наград завоеванными
кубанскими спортсменами стала Олимпиада-2000 в
Сиднее кроме гандболистов высокой почести
были удостоены батутисты Ирина Караваева,
Александр Москаленко, борец Мурат Карданов,
теннисист Евгений Кафельников. (СЛАЙД № 19)
Наконец, нынешний чемпион мира по шахматам – наш
земляк. Это уроженец Туапсе Владимир Крамник. В
2000 г. Он отобрал шахматную корону у Гарри
Каспарова, а через четыре года в тяжелейшем
турнире отстоял свой титул. (СЛАЙД № 20)
VIII. Творческое задание (индивидуальная, парная работа)
– Какое настроение у вас сейчас?
– Какие эмоции вы испытываете?
– Сейчас мы попробуем свои силы в написании эссе
об увиденном на уроке. (для 3, 4, 5 кл.)
– Кому ближе художественное творчество может
сделать набросок, зарисовку. Разделы урока
помогут вам в выборе темы. (для 1, 2, 3 кл.)/
Показ работ, зачитывание эссе (по желанию).
IX. Итог урока. (СЛАЙД № 21)
– Территория Краснодарского края один из
уникальных уголков России. Плодородные поля с
бескрайними хлебными просторами, ухоженными
рисовыми чеками, зажиточными казачьими
станицами, громадными зеркалами рукотворных
водохранилищ, леса и горы, рыбное Азовское море и
российское Черноморское побережье – все это
благодатный Краснодарский край. Есть и другая
Кубань со своей самобытной культурой, богатейшей
историей. Самое главное достояние нашего края –
это мужественные, трудолюбивые, веселые и
гостеприимные люди.
Административным центром края является
Краснодар. Краснодар – центр культуры,
образования и научной деятельности, в нем
сосредоточены и основные лечебные центры.
Наряду с топливно-энергетическим, транспортным,
промышленным и агропромышленным комплексами
края одним из перспективных и приоритетных
является курортный, спортивно-туристический
комплекс.
Лучшим признанием природной уникальности,
экономических достижений края и, конечно же
спортивных заслуг России явился выбор г. Сочи
местом проведения Зимних олимпийских игр 2014 г.
X. Домашнее задание (СЛАЙД № 22, 23, 24, 25, 26, 27)
- В школьной библиотеке познакомиться с краеведческой литературой.
- Сделать сообщение по плану:
- Разделы, тематика.
- Книги по разделам, с указанием автора, названия, года издания:
- Периодическая печать(журналы, альманахи)
Необходимые ресурсы:
- Физическая, административная карта Краснодарского края.
- Мультимедийное сопровождение.
- Путешествие по родному краю. Природоведение. Учебное пособие для учащихся 4 класса начальной школы. ОИЦП «Перспективы образования» Краснодар. 1999.
- История Кубани в рассказах и иллюстрациях. Учебник для 4,5 классов общеобразовательных учреждений. ОИЦП «Перспективы образования» Краснодар. 2002.
- Пейзажные или сюжетные фотографии для творческой работы.
Источники информции:
- Путешествие по родному краю. Природоведение. Учебное пособие для учащихся 4 класса начальной школы. ОИЦП «Перспективы образования» Краснодар., 1999;
- История Кубани в рассказах и иллюстрациях. Учебник для 4,5 классов общеобразовательных учреждений., ОИЦП «Перспективы образования» Краснодар., 2002;
- Занимательное краеведение., В.И. Борисов., Краснодарское книжное издательство. Краснодар., 2005;
- South of Russia Краснодарский край - land of two seas.
- Сайт кубановедения http://www.kubanoved.kubannet.ru/
- Сайт культура Кубани http://kultura.kubangov.ru/
- Сайт Кавказский заповедник http://kgpbz.ru/
- Сайт юга России http://www.yuga.ru/