Цели: развивать интерес к математике, расширить кругозор учащихся, повторить понятия цифра и число.
План урока
I. Организационный момент.
II. Беседа "Как люди научились считать".
III. Способы счета и различные нумерации.
IV. Понятие цифры и числа.
V. Занимательные задания.
VI. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Беседа "Как люди научились считать".
III. Способы счета:
- пальцы;
- камушки;
- палки и т. д.
Для записи чисел сначала использовали зарубки на куске дерева или кости. Позже для больших чисел стали придумывать новые знаки.
а) Древний Египет:
б) Древний Рим: I - 1, V - 5, X - 10, L – 50. I = 3, ХII = 12, XIV = 14.
в) Славянская система: Славянские цифры, цифры древнерусского счета, в котором каждое из целых чисел от 1 до 9, а также десятки и сотни обозначались буквами славянского алфавита с надписанным над ними знаком —
г) Арабская система
д) Индийская система
IV. а) Вопросы:
- Сколько существует цифр? (10)
- Что мы составляем с помощью цифр? (числа)
- Как называются числа, которые мы используем при счете? (натуральные)
- Назовите самое маленькое число;
- Можно ли назвать самое большое натуральное число?
- Является ли число 0 натуральным?
б) Прочитайте числа: 12, 33, 517, 2638, 913056, 400001, 999999, 1000000.
в) Запишите год своего рождения.
- Сколько записано чисел?
- А цифр?
г) Заполните таблицу в тетради:
Русский язык | Математический язык |
буквы
слова |
цифры
числа |
V. а) Учитель: На уроках математики мы с вами будем путешествовать по материку МАТЕМАТИКА. Но чтобы добраться до него, нужно переплыть ОКЕАН ЗНАНИЙ. Если вы умеете читать не только слова, но и цифры, числа, формулы, то вас с почетом примет королева ОБЪЕДИНЕННОГО СЧЕТНОГО КОРОЛЕВСТВА - Цифра. Это могущественная особа, ей подчиняются подданные трёх государств - Арифметики, Алгебры и Геометрии. В них мы побываем во время нашего путешествия. А теперь пора вам, ребята, узнать имя короля СЧЕТНОГО КОРОЛЕВСТВА. Для этого вы должны выполнить следующее задание. Разгадайте загадки и запишите ответы. Первые буквы правильных ответов образуют имя короля.
Загадки.
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку тонкую из уха,
Как паутину, я тяну. (Игла)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце её припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька)В шубе летом,
А зимой – раздетый. (Лес)
Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец)
ч | и | с | л | о |
б) Цифры – удивительные мастерицы. Они не только помогают нам считать, они даже умеют рисовать. Рассмотрите внимательно, из каких цифр составлены следующие рисунки.
в) Дополнительное задание (при наличии времени). Устно:
Клоун, чтобы посмешить публику, рассказал одну историю о том, как он ходил на рыбалку. В этой истории он нарочно перепутал все единицы измерения.
"Я встал пораньше, в 4 килограмма утра. Позавтракал плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое, 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шел быстро, со скоростью 6 литров. Пришел, закинул удочки. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большущую – длиной 50 минут и весом 3 километра в час. Отличная получилась уха!"
Найдите все ошибки, допущенные клоуном в рассказе. Перескажите его историю, правильно расставив единицы измерения.
Домашнее задание:
1) Вычислить: 1+2+3+4+…+18+19+20;
2) Нарисовать рисунок, используя только цифры.