Цель урока: Повторить и обобщить знания по теме “Тип. Членистоногие”.
Задачи урока:
- Обобщение знаний по классификации типа Членистоногие; определения места Членистоногих в естественной системе животного мира; закрепление навыков и умений в анализе и синтезе знаний по особенностям морфологического и физиологического строения представителей типа Членистоногих классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые; продолжение формирования понятийного аппарата по данной теме.
- Воспитание интереса к предмету и к процессу обучения; эстетическое воспитание, пропаганда идей охраны Членистоногих, как неотъемлемая часть окружающей нас среды.
Программа: Захарова В. Б., Сонина Н. И. Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 2-е изд. – М. : Дрофа, 1999. – 248 с. : ил.
Форма урока: урок-игра.
Методы:
- Словесный: вводная беседа, блиц-опрос, “Да-нет-ка”;
- Алгоритмический метод: работа с карточками названий; “волшебные окошки”.
- Моделирование: создание модели “систем органов”
- Наглядный: тематические таблицы, высказывания, видеофрагменты, слайд-фильм
Оборудование:
- Наглядность: таблица “строение ракообразных”, “паукообразных”, “насекомых”, Наглядное пособие “внешнее строение ракообразных”, “паукообразных”, “насекомых”, коллекции насекомых.
- ТСО: мультимедийный кинопроектор, компьютер, экран, телевизор и видеомагнитофон.
Вступительное слово учителя.
(демонстрируется слайд-фильм о разнообразии представителей типа членистоногих). Презентацию можно взять у автора.
В пятой книге И. Акимушкина из цикла “Мир животных” есть такие слова: “Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают, их на Земле 1018! Миллиард миллиардов! Больше, чем звёзд в нашей Галактике! О ком написаны эти строки? (О Членистоногих) Кто такие Членистоногие? Насколько необходимы Членистоногие в системе животного мира?
Сегодня у нас с вами заключительный повторительно-обобщающий урок-игра по теме “Членистоногие” и вы сегодня не обычные ученики, а “знатоки-теоретики”. Вы разделены на группы, каждая группа специализируется на знании морфологии и физиологии только одного класса Членистоногих.
Группе необходимо расшифровать своё название на карточке и вписать вместо цифр буквы алфавита. (Рисунок 1)
- 1 группа - КРУСТОЛОГИ (Ракообразные)
- 2 группа – АРАХНОЛОГИ (Паукообразные)
- 3 группа - ЭНТОМОЛОГИ (Насекомые)
Оценивать вашу работу и вести строгий учет ваших баллов будет уважаемое жюри. (идёт представление жюри)
Конкурс “Узнай меня” или “Волшебные окошки”.
Каждой команде раздаются три конверта, внутри которых находится изображение определённого вида Ракообразных, Паукообразных и Насекомых. На внешней части конверта вырезано небольшое окошко и видна небольшая часть изображения, ребятам необходимо по фрагменту определить вид животного.
Конкурс “Объясни факты”.
Ещё встречаются в жизни непонятные явления, которые рождают легенды, суеверия, страхи…
Не многие из таких явлений, непонятных ранее, человек уже может объяснить… Вам предоставляется такая возможность. Каждой команде даётся по три факта.
1 команда:
- Какую роль играет хитиновый покров у ракообразных?
- У одного из высших раков – омара – клешни неодинаковые: одна – лёгкая тонкая, другая мощная, тяжёлая с тупыми зубцами. Различаются они не только внешне, но и по толщине панциря, силе мышц. Если омаров выращивать в неволе, в определённых условиях, клешни вырастают одинаковыми. Почему?
- Объясните, почему, если раков обнаруживают в водоёме, это показатель экологической чистоты данного водоёма?
2 команда:
- Некоторые паукообразные способны издавна звуки в виде стрекотания, писка, жужжания, шипения. Все эти звуки имеют разное биологическое значение. Какое?
- Этот паук живёт в Северной Азии, на Кавказе, в Крыму. Он очень ядовит – от его яда часто гибнут лошади и верблюды. На овец яд паку не действует. Его имя с тюркского на русский переводится как “чёрная смерть”. О ком идёт речь? (каракурт)
- Некоторые паукообразные живородящие. Кто это и каковы их преимущества перед остальными собратьями? (скорпионы)
3 команда:
- Самку ночной бабочки подержали в садике и поместили в геометрически закрытый прозрачный сосуд. Прилетевшие самцы скапливались около садика и не обращали внимание на самку, банка которой находилась рядом. Объясните, какой раздражитель является главным для ночных бабочек и почему?
- Если пчелиная семья погибает от холода, то почему первыми гибнут рабочие пчёлы?
- Сколько видов насекомых насчитывается в мире? Что, по вашему мнению, способствует такому широкому распространению насекомых?
Конкурс “Системы органов”.
(демонстрируются слайды со строением представителей типа членистоногих)
Каждая команда получает по 6 силуэтов представителя своего класса. На каждый силуэт следует нанести одну из указанных систем органов. Результаты работы поместить на магнитную доску и обсудить. (Рисунок 2)
Системы:
- Пищеварительная
- Нервная
- Кровеносная
- Дыхательная
- Выделительная
- Органы чувств
- Половая
Конкурс “Капитанов”.
Конкурс проходит по принципу “Ты – мне, я – тебе”, ребята спрашивают по очереди друг друга термины и их определения по теме Членистоногие. Победитель окажется тот, кто последний даст определение термину. Конкурс Капитанов проходит одновременно с конкурсом “Система органов”.
Конкурс “Светофор”.
(используются карточки - семафоры с зелёной и красной стороной, если ученик согласен с высказыванием, то он поднимает зелёную сторону, если не согласен, то красную)
- Один из основных признаков членистоногих – наличие членистых конечностей. (да)
- Тип Членистоногие объединяет два класса. (нет)
- Тело рака состоит из трёх отделов. (нет)
- Хитин – это минеральное вещество. (нет)
- Большинство раков имеет пару сложных глаз. (да)
- Выделительная система представлена двумя парами железистых органов – зелёных желёз. (да)
- Головогрудь у паука несёт четыре пары конечностей. (да)
- Все пауки – хищники. (нет)
- Органом дыхания всех пауков являются лёгочные мешки. (нет)
- Все пауки строят паутину – ловчую сеть. (нет)
- Насекомые насчитывают более 1,5 млн. видов. (да)
- Тело насекомых состоит из трёх отделов. (да)
- Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев. (нет)
- Насекомые дышат всей поверхностью тела. (нет)
- У насекомых чётко виден половой диморфизм. (да)
Конкурс “Экологический видеоклип”.
(используются видеофрагменты из учебного фильма по Зоологии, часть 2)
“Берегите всех зверей внутри природы;
Убивайте лишь зверей внутри себя”.
Каждой команде показывается небольшой неозвученный видеосюжет из жизни Ракообразных, Паукообразных и Насекомых. Ребятам необходимо внимательно просмотреть сюжет и придумать текст для озвучивания, в котором пропагандировалась бы защита и охрана видов данного класса. При повторном просмотре идёт озвучивание текста.
Домашнее задание (заранее оформляется выставка): творческое задание в форме сообщений и рефератов, биологические стихи и сказки учащихся.
Подведение итогов:
После конкурса “Экологический видеоклип” учитель подводит итоги урока-игры, выявляет победителей, слово предоставляется жюри.
- Вспомните проблемный вопрос, поставленный в начале урока, и ответьте на вопрос о значении Членистоногих в системе животного мира? Что на ваш взгляд нам удалось, а что не удалось выполнить на уроке?
Если позволит время можно провести конкурс “Рекордсмены”, который не будет оцениваться. Сведения о рекордах записаны на вырезанных из цветной бумаги “листочках и “бабочках”, прикреплённые скрепками к ветке дерева, установленной в цветочном горшке. От каждой команды вызывается по одному человеку и, которые по очереди снимают эти листочки с дерева и зачитывают их.
“Рекордсмены”
- В 1900 году в Париже на Всемирной выставке демонстрировался канат из паутины для удержания воздушного шара. Масса каната составляла всего 300 грамм.
- Размах клешней гигантского японского краба достигает 3 метра.
- Иксодовые клещи, являющиеся переносчиком энцефалита, способны голодать 7 лет.
- На Земле примерно 1018 экземпляров насекомых, то есть по 250 млн. на каждого человека.
- Самое большое насекомое – Вета – обитает в Новой Зеландии. Его вес – до 80 грамм, размер – с мышь.
- Самая крупная муха в мире обитает в Южной Америке. Длина её тела – 5,5 см, а размах крыльев 10 см. Тело мухи длиной 5 см.
- Летним днём корова бывает укушена 3-500 раз в день и теряет при этом 1 литер крови.
- Самым крупным скоплением муравьёв на планете считается царство красных муравьёв на берегах одного из заливов японского моря. Там имеется 45 тыс. муравейников, каждый площадью по 1 квадратный метр. Все муравейники соединены между собой подземными коридорами.
На этом урок-игра заканчивается. Спасибо всем за внимание, урок окончен!