Открытый урок по музыке в 3-м классе "Рождество Твое, Христе Боже наш…"

Разделы: Музыка


Цель: обобщить знания о праздновании Рождества на Руси, о воплощении в музыке религиозных и бытовых традиций.

Задачи:

  • способствовать обобщению знаний о музыке Рождества религиозной и бытовой;
  • способствовать развитию музыкального мышления, умения анализировать, сравнивать;
  • способствовать развитию вокально –хоровых навыков в процессе пения a, capella, под аккомпанемент учителя, под фонограмму;
  • способствовать формированию интереса и любви к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия композиторской музыки, русского народного песенного творчества;
  • способствовать формированию чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.

Ход урока

Под спокойную музыку дети входят в класс и рассаживаются по своим местам.

В исполнении ансамбля “Мир чудес” (руководитель Трухина И.И.) звучит песня

“Рождественская ночь” муз. С.Ведерникова. Ансамбль уходит.

У.: Ребята, как вы думаете, какой будет тема урока?

Д.: Мы сегодня говорим о Рождестве.

У.: Верно. (открывает доску. На доске тема урока). Скажите, так что же произошло две с лишним тысячи лет назад?

Д.: В пещере родился младенец Иисус.

Д.: В момент его рождения на небе зажглась звезда.

Д.: Свет этой звезды привёл пастухов и волхвов к колыбели младенца.

Р.:

В ту ночь далёкую,
Когда в степи безбрежной,
В душистой южной мгле,
В тиши паслись стада, -
Раздался в небесах
Звук гимна тихий, нежный,
И в облаках зажглась
Лучистая звезда.
Хор светлых ангелов
Спустился по эфиру,
Тем гимном возвестил,
Что родился Христос.
Саша

У.: В день рождения Христа люди славят его, и праздник этот ничем не омрачённый, считается “матерью всех праздников”, “честнейшим и важнейшим”. Все спешат принести свои дары младенцу в этот праздник и композиторы также своей музыкой славят Рождество Христово.

У.: Многие композиторы писали музыку, посвящённую Рождеству.

Вот и мы сейчас попробуем представить себя в роли композитора.

Скажите, какой должна быть музыка Рождества?

(на доске слова с определением настроения музыка)

Светлая Радостная Громкая Задумчивая Напевная
Торжественная

Тихая

Торжественная

Дети выбирают подходящие, по их мнению, слова. Объясняют свой выбор.

У.: А какие исполнители, по вашему мнению, смогут исполнить эту музыку?

Дети высказываются, обосновывают свой выбор.

У.: Сегодня мы послушаем на уроке произведение русского композитора Лядова

“Рождество твое, Христе Боже наш” и сравним с нашим представлением о музыке Рождества.

Слушание: А. Лядов “Рождество твое, Христе Боже наш…”

У.: Какие чувства у вас возникли?

Д.: Радостно, торжественно.

У.: Какое чувство было у композитора, когда он писал это произведение?

Д.: Светлое, праздничное. Но радость спокойная.

У.: Какие чувства выразил композитор?

Д.: Радость оттого, что родился Христос и надежду на то, что всё впереди будет хорошо.

У.: Какое настроение эта музыка вызывает у тебя?

Д.: Светлое, возвышенное.

У.: Кто исполняет?

Д.: Хор.

У.: С сопровождением или нет?

Д.: Без сопровождения.

У.: Такое исполнение называется a capella. А на что похоже подобное исполнение?

Д.: На пение ангелов.

Р.:

Ночь тиха, ночь свята
В небе свет и красота.
Божий сын пеленами повит.
В Вифлеемском вертепе лежит
Славит радостный ангелов хор,
Далеко оглашая простор.
Эля

Исполнение: “Рождество Христово” (рождественская колядка)

У.: Ребята, а как вы думаете, можно ли использовать для сопровождения инструменты?

Д.: Конечно, можно.

У.: Тогда скажите, какие это будут инструменты?

Д.: Это может быть колокольчик, треугольник, металлофон.

У.: А почему именно эти инструменты?

Д.: Потому, что звук этих инструментов тихий, нежный и соответствует настроению музыки.

Повторное исполнение (с использованием детских инструментов)

У.: Рождество – праздник семейный. Это подарки, игры, веселье и ещё один непременный участник Рождества – зелёная красавица ель.

Вечнозелёная ель – символ неувядающей жизни, символ рая. Но рождественская елка отличается от новогодней.

Д.: У неё на макушке серебристая звезда, в память о той самой звёздочке, что указала путь мудрецам, возвестила рождение сына Божия.

У.: В Рождество вся природа радуется, ликует! Этот день был праздничным задолго до распространения христианства, так как знаменовал собой день зимнего солнцестояния, после которого дни начинают прибывать, и солнце как бы рождается заново.

С незапамятных времён на Руси люди в это время рядились, пели специальные песенки. Как они называются?

Д.: Колядки.

У.: Дети пели колядки и славили Коляду. Коляда - это древний бог зимнего солнцеворота. Люди радовались тому, что хоть зима и долгая, но впереди весна, солнце, радость, жизнь.

Д.: И ещё желали друг другу благополучия.

Д.: Здоровья, богатства.

У.: А как поступали хозяева, которым пели колядки?

Д.: Они давали угощение, деньги.

У.: Мы сейчас с вами посмотрим, как ходили, колядовали молодые парни и девушки.

(Просмотр видеофрагмента “Святочные игрища”)

У.: Ребята, а как можно охарактеризовать исполнение?

Д.: Весёлое, радостное.

Д.: Озорное, удалое.

У.: Отличается от исполнения произведения Лядова?

Д.: Конечно.

У.: А чем?

Д.: В произведении Лядова светлое, тихое, задумчивое, восторженное.

Д.: А в колядках весёлое, удалое, озорное.

У.: Подберите определения для народных колядок из слов расположенных на доске.

Д.: Выбирают, учитель располагает их на доске.

Д.: А, инструменты те же самые, что и для рождественской песни?

У.: Нет, здесь нужны громкие, звонкие инструменты – ложки, бубны, трещотки.

Дети выбирают инструменты и выходят для исполнения.

Р.:

Приходила Коляда,
Накануне Рождества,
Мы ходили, мы искали,
Коляду святую,
По всем дворам, по проулочкам,
Нашли Коляду
У Петрова-то двора.
Алина
Р.: Сеем – веем, повеваем,
С Рождеством вас поздравляем,
Уродись, пшеничка,
На поле – копами,
На гумне – стогами,
На столе - пирогами!
Люда

Исполнение: “Ой, Коляда, Коляда” (колядка)

У.: Наша Россия – уникальная страна. В России празднование Рождества – особенное.

Д.: У нас есть и нежное пение ангелов.

Д.: У нас есть и весёлые колядки.

У.: Да, в России всё переплетено, всё сжилось, сроднилось, друг друга не отрицая, а дополняя. И в этом своеобразие Российского Рождества.

У.: Я хочу поздравить всех с Рождеством. Будьте счастливы, здоровы, добры, радуйтесь подаркам и радуйте друг друга. Любите и будьте внимательны к своим родным и друзьям. Мира и счастья! Весёлого Рождества!

Исполнение: “Мы свечи зажжём” муз. С.Ведерникова.