Цели:
- Учить читать осознанно, плавно, целыми словами.
- Развивать речь учащихся.
- Воспитывать интерес к урокам чтения; доброе отношение к животным.
Ход урока
Вызов.
Прочитайте, пожалуйста, название рассказа на стр. 155 и внимательно рассмотрите иллюстрацию к рассказу.
1. Подумайте и расскажите о ком или о чём пойдёт речь в рассказе?
- о коте, доме, людях.
2. Как кот выглядит?
- глаза и уши большие, худой, тощий, грязный, так как с подбородка что-то капает, неухоженный. Сидит в такой позе, будто его только что побили.
3. Откуда мог взяться кот? – его подарили, сам пришёл, нашли, отобрали от хулиганов.
Из книги М. Коршунова “Дом в Черемушках” зачитываю отрывок, где говорится о том, как Гарька и Леонид Аркадьевич нашли кота под корытом, когда ловили птиц. (Гарьке захотелось поймать сойку, поглядеть на неё вблизи).
4. Что дальше произойдёт с котом?
- кота возьмут с собой в дом.
Комментарии: первоклассники активно работали, высказывали предположения заинтересованно, им не терпелось прочитать текст.
5. Осмысление.
1 остановка.
Ребята сейчас будем читать текст. Читайте вдумчиво, внимательно, старайтесь читать целыми словами, плавно. Совпадут ли наши предположения с текстом. По моему сигналу начинаем читать до первой остановки.
1. Прочитайте текст и докажите.
2. Что не совпало с нашими предположениями? – мы говорили, что глаза большие, кот грязный, неухоженный, испуганный. Сидит в такой позе, будто его только что побили. Об этом в тексте не сказано.
3. Что ещё мы узнали о коте? – кот был облысевшим, с тонким и вытертым хвостом, несимпатичен.
4. Какие слова в тексте не понятны? – молочница, несимпатичен.
Словарная работа.
Молочница – женщина, торгующая молоком вразнос по домам или с рук.
Несимпатичен – некрасивый.
Физкультурная пауза.
Шли по крыше три кота
Три кота Василия (шагают)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее (руки вверх).
Сели птички на карниз
Посмотрели вверх и вниз (присели голову вверх и вниз)
И сказали три кота
“Красота! Красота! (встают).
5. Как вы думаете, что произойдёт дальше?
- коту нальют молока, накормят супом, ляжет в теплое место и уснет, свернется калачиком.
2 остановка.
1. Совпали ли наши предположения? – кота действительно напоили молоком
- после еды он завалился спать.
2. Что не совпало?
- накормят супом, что свернулся калачиком.
3. Что вас удивило?
- кот был наглый.
4. Докажите
Выборочное чтение: - вылакал все молоко, забрался под стол, завалился спать. Живот на столько вздулся, что не было видно даже головы.
5.Какие слова не понятны? – бесцеремонность.
Бесцеремонность – беззастенчивый и развязный, выходящий за границы вежливости.
Как будут развиваться события дальше?
- кот принесётся, будет зевать, выгибать спину, пойдёт на улицу, пойдёт по дому, с ним что-то произойдёт смешное.
3 остановка.
1. Оправдались ли наши предположения? Докажите.
Выборочное чтение: - кот проснулся, зевнул, потянулся на своих тонких ногах, т.е. “сделал верблюда”, отправился изучать комнату.
2. Как вы понимаете “сделал верблюда”?
- сильно выгнул спину.
3. Что не совпало?
- пойдет гулять на улицу.
4. Каким кот здесь показан?
- любопытным.
Докажите, подтвердите текстом.
Выборочное чтение: - Он обнюхал мебель, пристально и долго смотрел в поддувало печки, наставив туда усы и брови, дважды прикоснулся носом к метелке, а когда добрался до комнаты Леонида Аркадьевича, то заглянул в чемодан.
Словарная работа: Поддувало – отверстие в печи под топкой оно нужно для того, чтобы огонь в печке лучше горел.
5. Что, как вам кажется, произойдёт дальше?
- Кот попадёт в интересную или весёлую историю, его обидят, с ним приключится несчастье.
4 остановка.
1. Что на самом деле произошло с котом?
- он случайно толкнул крышку чемодана и она захлопнулась и захватила голову кота.
2. Кто помог коту?
- Горька и Леонид Аркадьевич вызволили его.
3. Что можете сказать о Гарьке и Леониде Аркадьевиче? – они были добрыми?
4. Каким оказался кот? – Крикливым и обидчивым.
5. Как его прозвали? – за большие уши Леонид Аркадьевич и Гарька окрестили его Ушастиком.
Комментарии: в процессе урока активность детей возрастала. Этот приём даёт возможность выявить у детей первичные знания о предмете, развивать речь, мышление и технику чтения.
Рефлексия:
1. Что мы узнаем из этого рассказа? Почему рассказ так называется?
- Леонид Аркадьевич и Гарька жили в Черемушках в деревянном доме. Гарьке захотелось своими глазами увидеть рядом живую сойку. Но вместо птицы под корытом оказался кот.
2. Что хотел сказать нам автор?
- Что животные очень доверчивы и без помощи людей им было бы трудно жить. Животных надо любить такими какие они есть. В конце урока детям захотелось нарисовать кота и прочитать продолжение рассказа.