Урок чтения в 1-м классе. М.Коршунов "Дом в Черемушках" (отрывок)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Учить читать осознанно, плавно, целыми словами.
  2. Развивать речь учащихся.
  3. Воспитывать интерес к урокам чтения; доброе отношение к животным.

Ход урока

Вызов.

Прочитайте, пожалуйста, название рассказа на стр. 155 и внимательно рассмотрите иллюстрацию к рассказу.

1. Подумайте и расскажите о ком или о чём пойдёт речь в рассказе?

- о коте, доме, людях.

2. Как кот выглядит?

- глаза и уши большие, худой, тощий, грязный, так как с подбородка что-то капает, неухоженный. Сидит в такой позе, будто его только что побили.

3. Откуда мог взяться кот? – его подарили, сам пришёл, нашли, отобрали от хулиганов.

Из книги М. Коршунова “Дом в Черемушках” зачитываю отрывок, где говорится о том, как Гарька и Леонид Аркадьевич нашли кота под корытом, когда ловили птиц. (Гарьке захотелось поймать сойку, поглядеть на неё вблизи).

4. Что дальше произойдёт с котом?

- кота возьмут с собой в дом.

Комментарии: первоклассники активно работали, высказывали предположения заинтересованно, им не терпелось прочитать текст.

5. Осмысление.

1 остановка.

Ребята сейчас будем читать текст. Читайте вдумчиво, внимательно, старайтесь читать целыми словами, плавно. Совпадут ли наши предположения с текстом. По моему сигналу начинаем читать до первой остановки.

1. Прочитайте текст и докажите.

2. Что не совпало с нашими предположениями? – мы говорили, что глаза большие, кот грязный, неухоженный, испуганный. Сидит в такой позе, будто его только что побили. Об этом в тексте не сказано.

3. Что ещё мы узнали о коте? – кот был облысевшим, с тонким и вытертым хвостом, несимпатичен.

4. Какие слова в тексте не понятны? – молочница, несимпатичен.

Словарная работа.

Молочница – женщина, торгующая молоком вразнос по домам или с рук.

Несимпатичен – некрасивый.

Физкультурная пауза.

Шли по крыше три кота
Три кота Василия (шагают)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее (руки вверх).
Сели птички на карниз
Посмотрели вверх и вниз (присели голову вверх и вниз)
И сказали три кота
“Красота! Красота! (встают).

5. Как вы думаете, что произойдёт дальше?

- коту нальют молока, накормят супом, ляжет в теплое место и уснет, свернется калачиком.

2 остановка.

1. Совпали ли наши предположения? – кота действительно напоили молоком

- после еды он завалился спать.

2. Что не совпало?

- накормят супом, что свернулся калачиком.

3. Что вас удивило?

- кот был наглый.

4. Докажите

Выборочное чтение: - вылакал все молоко, забрался под стол, завалился спать. Живот на столько вздулся, что не было видно даже головы.

5.Какие слова не понятны? – бесцеремонность.

Бесцеремонность – беззастенчивый и развязный, выходящий за границы вежливости.

Как будут развиваться события дальше?

- кот принесётся, будет зевать, выгибать спину, пойдёт на улицу, пойдёт по дому, с ним что-то произойдёт смешное.

3 остановка.

1. Оправдались ли наши предположения? Докажите.

Выборочное чтение: - кот проснулся, зевнул, потянулся на своих тонких ногах, т.е. “сделал верблюда”, отправился изучать комнату.

2. Как вы понимаете “сделал верблюда”?

- сильно выгнул спину.

3. Что не совпало?

- пойдет гулять на улицу.

4. Каким кот здесь показан?

- любопытным.

Докажите, подтвердите текстом.

Выборочное чтение: - Он обнюхал мебель, пристально и долго смотрел в поддувало печки, наставив туда усы и брови, дважды прикоснулся носом к метелке, а когда добрался до комнаты Леонида Аркадьевича, то заглянул в чемодан.

Словарная работа: Поддувало – отверстие в печи под топкой оно нужно для того, чтобы огонь в печке лучше горел.

5. Что, как вам кажется, произойдёт дальше?

- Кот попадёт в интересную или весёлую историю, его обидят, с ним приключится несчастье.

4 остановка.

1. Что на самом деле произошло с котом?

- он случайно толкнул крышку чемодана и она захлопнулась и захватила голову кота.

2. Кто помог коту?

- Горька и Леонид Аркадьевич вызволили его.

3. Что можете сказать о Гарьке и Леониде Аркадьевиче? – они были добрыми?

4. Каким оказался кот? – Крикливым и обидчивым.

5. Как его прозвали? – за большие уши Леонид Аркадьевич и Гарька окрестили его Ушастиком.

Комментарии: в процессе урока активность детей возрастала. Этот приём даёт возможность выявить у детей первичные знания о предмете, развивать речь, мышление и технику чтения.

Рефлексия:

1. Что мы узнаем из этого рассказа? Почему рассказ так называется?

- Леонид Аркадьевич и Гарька жили в Черемушках в деревянном доме. Гарьке захотелось своими глазами увидеть рядом живую сойку. Но вместо птицы под корытом оказался кот.

2. Что хотел сказать нам автор?

- Что животные очень доверчивы и без помощи людей им было бы трудно жить. Животных надо любить такими какие они есть. В конце урока детям захотелось нарисовать кота и прочитать продолжение рассказа.