Цели:
- Привитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к истории, культурным традициям Краснодарского края.
- Воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к природе.
- Расширение кругозора младших школьников, пополнение их словарного запаса.
Ход проведения внеклассного мероприятия
Учитель:
- Ребята, Краснодарский край, где мы с вами живём, по праву называют жемчужиной России. В этом понятии ёмко и красиво отразились удивительная природа и бескрайние хлебные просторы, трудолюбие людей и древнейшая история, плеск волн двух морей и здоровье целебных вод. Краснодарский край - это южные ворота страны, которая может гордиться своим самым солнечным регионом. Кубань постепенно становится настоящей культурной столицей юга России. А в 2014 году Кубань будет принимать Олимпийские игры в городе Сочи.
…И всё это только штрихи к жизни огромного южного края, жители которого своей работой, творчеством, оптимизмом делают его неповторимым. Краснодарский край самый южный регион России. Он занимает площадь 76 тысяч кв. км. С юго-запада наш край омывается Чёрным морем, с северо-запада – Азовским морем и Керченским проливом. Граничит с Ростовской областью и Ставропольским краем, Карачаево-Черкесией, имеет внутренние границы с республикой Адыгея. Край делится рекой Кубань на две части: северную – равнинную (2/3 территории) и южную – горную (1/3 территории). “Кубань – моя, степная дочь России” именно так обозначена тема нашего первого урока в наступившем учебном году, а любое начало доброго дела на Кубани стало традицией открывать гимном нашего края. Гимном Краснодарского края стали стихи полкового священника Константина Образцова, положенные на народную музыку в обработке профессора Виктора Захарченко.
(Звучит гимн Краснодарского края, дети исполняют гимн под фонограмму)
Ученик:
Кубань земля такая:
От хлеба золотая
Степная сторона.
Гостей она встречает,
И песни запевает,
И душу открывает
Прозрачную до дна.
Казачка огневая
Красива, молода,
Кубань - земля такая:
Однажды приласкает –
Полюбишь навсегда!
Учитель:
Нынешний год юбилейный, в 2007 году отмечается 215 лет со дня освоения казаками кубанских земель.
Человек начал осваивать эту территорию почти миллион лет назад. С тех пор за право владеть на редкость щедрым уголком земли спорили греки и скифы, меоты и хазары, генуэзцы и половцы. Они оставили после себя уникальнейшие археологические и исторические памятники мирового значения – половецкие каменные изваяния, античный город Горгиппию, шедевры Боспорского царства, загадочные дольмены (слайд 2,3).
Более двух веков назад на Таманский полуостров высадились черноморские казаки, и это стало точкой отсчёта новейшей истории Кубани. Давайте вместе вспомним эту дату. Каждый самостоятельно на предложенных вам карточках запишите её, а проверим мы это задание, ответив на следующие вопросы. (слайд 4) (Приложение 1)
- Назовите наименьшее число в натуральном ряду чисел.
- Назовите количество дней в неделе.
- Если к этому числу прибавить единицу, то получится круглый десяток.
- Эта цифра похожа на букву русского алфавита, которой предшествует буква Ж, а последующей является буква И.
А теперь закройте свои глазки и давайте перенесёмся на главную улицу нашего города к уже известному нам памятнику (слайд 5).
Ученики:
Во время экскурсии по городу мы наблюдали смену почётного караула у памятника, который создал дедушка нашего одноклассника Васи Аполлонова – выдающийся скульптор А.А.Аполлонов.
Пока жива людская память
И каждый день прошедший свят -
Жива история Кубани!
Кубань - цветущий вечно сад!
И предлагаю оглянуться,
Всмотреться в дым и пыль веков –
И перед нами развернутся
Полки отважных казаков!
Литературный монтаж
1-й ученик
Аромат степей бескрайних,
Шелест стройных тополей,
Звоны жаворонков ранних-
Звуки Родины моей (слайд 6).
2-й ученик
Всюду вольные станицы,
Свежесть бархатной земли,
Хлеб душистый колосится,
Песня слышится вдали.
(Вокальная группа исполняет песню о Кубани)
3-й ученик
На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром,
Сочной сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах…
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко…пшеницей?
Т.Голуб
Учитель:
Ребята, подумайте и ответьте, почему пшеничный запах автор прозвучавших строк, кубанская поэтесса Т.Голуб назвала главным запахом Кубани? По сей день край остаётся главной житницей России. Кубань занимает первое место в России по сбору зерна и производству мяса, ведущее место по производству молока и яиц. Этот год выдался сложным для земледельцев, засуха не дала в полной мере “налиться” колосу и только героическими усилиями хлеборобов удалось собрать урожай в 6,9 млн. тонн кубанского зерна, это на 400 тысяч тонн больше, чем в предыдущем году. Это самый высокий результат в нашей стране.
Кто же они - герои жатвы? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка:
Утром в жёлтый океан
Выплывает великан.
Он безделья не выносит –
День и ночь пшеницу косит.
От мальчишек нету тайн -
Все зовут его…комбайн (слайд 7)
Но комбайн – это машина, а главным всё же является человек. Это – комбайнёр.
4-й ученик
За околицей станичной,
Между рощей и рекой,
Начинается пшеничный
Ярко-бронзовый прибой.
5-й ученик
С каждым колосом высоким
Дружат солнце и дожди
Сколько зёрен крутобоких
В каждом колосе – гляди!
6-й ученик
Полюбуйся полем этим -
Щедрым будет урожай,
Краше места нет на свете,
Чем знакомый с детства край.
Учитель:
Отгадайте, ребята, ещё одну загадку:
Будет щедрый урожай
Будет вкусный … (каравай)
Физминутка
Разминка проходится по правилам детской игры “Море волнуется…” тему предлагают сами ребята.
Учитель:
Кубань – самый плодородный регион России. Перечислите дары щедрой кубанской земли (слайд 8).
7-й ученик: | 8-й ученик |
Т.Голуб |
В.Бардадым |
Учитель:
- На свете есть много чудесных стран и удивительных мест, где живут люди.
И для каждого из них самым замечательным местом является то место, где они родились, где они живут. Кубанский поэт и прозаик Евгений Александров писал:
Мне дороги кубанские рассветы
И свежий запах скошенных полей,
Степных цветов красивые букеты,
Пуховые седины тополей (слайд 9).
Мне дороги кубанские равнины,
Сады и реки, горы и моря –
Все эти живописные картины
Живут с любовью в сердце у меня! (слайд 10)
9-й ученик
Сквозь лунный свет и шелест тополей
Я слышу песню области моей.
Через Кубань несётся, через бор
Я слышу:
То поёт станичный хор (слайд 11).
И слёзы на глаза от чистоты
И радость от казачьей простоты.
Гуляй, да пой кубанская душа,
Казачья песня, до чего ж ты хороша!
(Звучит запись песни в исполнении Кубанского казачьего хора)
Учитель:
2007 год ознаменован ещё одной круглой датой – 70-летием образования Краснодарского края это произошло в 1937 году.
В состав Краснодарского края входят 38 районов, 26 городов, из них 15 – краевого и 11 – районного подчинения, 21 посёлок городского типа, 389 сельских административных округов, объединяющих 1717 сельских населённых пунктов. (Приложение 2)
- Какой же город является административным центром Кубани?
Учащиеся:
Краснодар - столица Кубани. Это сердце нашего края.
(Показ административной карты Краснодарского края) (слайд 12)
Учитель:
Кубань – многонациональный регион, который населяют представители более 100 национальностей. Кто же является руководителем нашего Краснодарского края?
Учащиеся:
Губернатор Краснодарского края Александр Николаевич Ткачёв (слайд 13).
Учитель:
Высокие горы, степные просторы,
Приморского берега грань.
Леса и поляны, сады и лиманы –
Всё это вместила Кубань.
10-й ученик
Родные станицы, разливы пшеницы,
Плывёт за комбайном комбайн,
Огни городские, гудки заводские –
Всё это вместила Кубань.
Учитель:
Сегодня в Краснодарском крае открыто более 60 видов полезных ископаемых – это газ, мрамор, мергель, каменная соль, марганцевая руда и другие, а добыча нефти ведётся уже более полутора веков.
11-й ученик
Дары свои щедро открыли нам недра.
Осталась в былом глухомань.
Здесь труд величавый сроднился со славой,
И всё это наша Кубань.
12-й ученик
Растёт год от года богатство народа,
И всё здесь, на что ты не глянь,
Мы создали сами – своими руками,
Чтоб стала счастливой Кубань.
13-й ученик
По песням и танцам узнаешь кубанцев,
Светла их большая судьба.
И нету красивее края России,
Чем наша родная Кубань.
Учитель:
- Подошёл к концу наш классный час. Какие же основные даты в истории нашего края вам необходимо запомнить?
- Чем славится наша родная Кубань?
- Каким вам запомнилось кубанское лето? Давайте, отобразим свои воспоминания в рисунках и поделках, и это будет первая выставка ваших творческих работ в новом учебном году. Удачи вам друзья!
(Задание может быть выполнено дома или на уроках изобразительного искусства и трудового обучения)