"Путешествие в зимнюю сказку". Мир вокруг нас, 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

1) Учить выявлять причинно-следственные связи в природе, формировать умения систематизировать и обобщать, делать выводы об изменениях в природе, о жизни растительного и животного мира зимой.

2) Развивать логическое мышление, умение анализировать, высказывать свои мысли, расширять кругозор детей.

3) Воспитывать бережное отношение к природе, культуру учебного труда, аккуратность в работе, сплочение детского коллектива, доброжелательность, уважение друг к другу через атмосферу в малых группах сотрудничества.

Оборудование.

Для учителя: отрывки м/ф “Снежная королева”, таблица “Транспорт”, картинки с перелётными и зимующими птицами, с животными, рисунки трёх домиков, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, отрывок музыкального произведения “Тройка” Свиридова.

Для учащихся: конверты с заданиями, картинки с изображением животных.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Прозвенел звонок, урок начинается. Давайте улыбнёмся друг другу и подумаем, как хорошо, что сегодня мы все вместе.

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель читает стихотворение.

Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.

- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Об осени)

- Какие признаки осени вам известны?

(Солнце светит, но не греет, дует холодный ветер, часто идут дожди, листья на деревьях желтеют и опадают, некоторые птицы улетают в тёплые края).

(Учитель вывешивает картинки с изображением термометра, дождевой тучки, осеннего дерева и улетающих клином птиц)

- А что происходит в природе в настоящее время? (Температура воздуха почти всегда ниже нуля, идёт снег, на деревьях нет листьев, перелётные птицы улетели, некоторые животные впали в зимнюю спячку)

- То, что вы сейчас назвали, это признаки какого времени года? (Зимы)

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в сказку “Снежная королева”. Скажите, что произошло с героями этой сказки Каем и Гердой? ( Кая увезла Снежная королева)

- А какое время года было, когда это произошло? (Зима)

- Зиму называют самым суровым временем года. А почему? Вы ответите мне в конце нашего путешествия.

- Герда, маленькая девочка, и конечно ей страшно одной добираться до царства Снежной королевы, давайте отправимся вместе с ней.

III. Проверка домашнего задания.

- В путешествии нам могут понадобиться различные виды транспорта. Какие виды транспорта вы знаете? (Таблица “Транспорт)

- Скажите, все ли виды транспорта нам могут пригодиться в зимнем путешествии? (Водный транспорт лишний, потому что водоёмы зимой покрыты льдом)

IV. Закрепление знаний учащихся.

- Давайте вспомним на каком виде транспорта начинала свой путь Герда? (На водном транспорте, это – лодка). Показ отрывка их м/ф “Снежная королева, где Герда в лодке подъезжает к домику старушки.

- Где оказалась девочка? (В саду у старушки, которая умела колдовать, у неё в саду всегда было лето. Старушке очень хотелось, чтобы девочка осталась у неё, поэтому она расчесала волосы Герды волшебным гребнем и девочка забыла о Кае)

- Чтобы помочь Герде выбраться из сада, надо сделать так, чтобы туда пришла зима. Для этого давайте обобщим, что мы знаем об этом времени года.

Оперативный контроль (работа в малых группах сотрудничества).

ВЗАИМОПРОВЕРКА. Награждение группы победителя снежинкой.

Физкультминутка.

- Вы наверное устали? Да.

- Ну тогда все дружно встали.

- Когда зимой по улицам в белоснежных санях проезжает Снежная королева, то какие дуют ветры? (Сильные, северные). Дети дуют, изображая ветер.

- Какие наметаются сугробы? (Огромные, большие). Дети разводят в стороны руки и показывают большие сугробы.

- А с неба вместо дождя падают лёгкие пушистые снежинки. (Дети поднимают руки и кружатся, изображая снежинки)

- К какому виду транспорта относятся сани, на которых так стремительно движется Снежная королева? (Наземный)

- Отправляемся с Гердой дальше, давайте посмотрим, кто встретился нам на пути? (Показ отрывка м/ф)

- Ворон попросил Герду помочь ему распределить название зимующих и перелётных птиц.

- Какие птицы улетают в тёплые края? (Водоплавающие и насекомоядные). Почему? (Голодно, холодно)

- Как мы можем помочь птицам перенести трудное время? (Сделать кормушки, повесить на дереве, положить туда корм: ягоды, семечки, хлебные крошки. Подвесить у форточки кусок сала – для синиц)

Групповая работа.

- Названия перелётных птиц приклеить на листе под солнышком, а названия зимующих птиц приклеить под снежинкой.

(ласточка, дикая утка, лебедь – перелётные)

(дятел, сорока, воробей – зимующие)

ВЗАИМОПРОВЕРКА. Награждение группы победителя снежинкой.

- Молодцы, справились с заданием, но и во дворце, где жил ворон Кая не оказалась.

- Давайте посмотрим, куда дальше попала Герда? (отрывок из м/ф)

- Девочка попала к маленькой разбойнице, у которой в неволе жили дикие животные. Если вы сможете правильно распределить по домикам этих животных, она их отпустит на волю.

1 домик – животные, которые к зиме делают запасы. (Белка, бобры, мыши)

2 домик – животные, которые зимой впадают в спячку. (Медведь, барсук, ёж)

3 домик – животные, которые зимой ищут корм в природе. (Заяц, олень, лиса)

Награждение групп за правильные ответы снежинкой.

- Молодцы, справились с заданием. Освободила разбойница зверей. А помочь Герде попросила северного оленя, чтобы он доставил девочку в снежное царство. В нашей местности у коренных народов олень является основным средством передвижения. (Показ иллюстрации)

- С вашей помощью добралась Герда до дворца Снежной королевы, но отдаст ли королева зимы Кая?

Входит Снежная королева. (Звучит музыка “Тройка” Свиридова)

- Здравствуйте ребята. Долго я за вами наблюдала, понравились вы мне. Много знаете, вы об окружающей нас природе и с заданиями справлялись дружно. Придётся опустить Кая.

Учитель:

- Ребята, давайте проверим, отпустила ли Снежная королева мальчика? (Показ фрагмента м/ф)

Итог урока.

- Ребята, почему же зима является самым суровым временем года?

- Ваши знания, сплочённость помогли вам в путешествии.

- Какая же команда набрала больше всех снежинок? Учащиеся группы победительницы получают “5”, а также ребята активно работавшие на протяжении всего урока. Индивидуальные задания в конвертах я проверю, и поставлю отметки за вашу работу.

Снежная королева:

- Я с вами не прощаюсь, надеюсь на скорую встречу на Новогоднем карнавале.