Цели:
1) Учить выявлять причинно-следственные связи в природе, формировать умения систематизировать и обобщать, делать выводы об изменениях в природе, о жизни растительного и животного мира зимой.
2) Развивать логическое мышление, умение анализировать, высказывать свои мысли, расширять кругозор детей.
3) Воспитывать бережное отношение к природе, культуру учебного труда, аккуратность в работе, сплочение детского коллектива, доброжелательность, уважение друг к другу через атмосферу в малых группах сотрудничества.
Оборудование.
Для учителя: отрывки м/ф “Снежная королева”, таблица “Транспорт”, картинки с перелётными и зимующими птицами, с животными, рисунки трёх домиков, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, отрывок музыкального произведения “Тройка” Свиридова.
Для учащихся: конверты с заданиями, картинки с изображением животных.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Прозвенел звонок, урок начинается. Давайте улыбнёмся друг другу и подумаем, как хорошо, что сегодня мы все вместе.
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель читает стихотворение.
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Об осени)
- Какие признаки осени вам известны?
(Солнце светит, но не греет, дует холодный ветер, часто идут дожди, листья на деревьях желтеют и опадают, некоторые птицы улетают в тёплые края).
(Учитель вывешивает картинки с изображением термометра, дождевой тучки, осеннего дерева и улетающих клином птиц)
- А что происходит в природе в настоящее время? (Температура воздуха почти всегда ниже нуля, идёт снег, на деревьях нет листьев, перелётные птицы улетели, некоторые животные впали в зимнюю спячку)
- То, что вы сейчас назвали, это признаки какого времени года? (Зимы)
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в сказку “Снежная королева”. Скажите, что произошло с героями этой сказки Каем и Гердой? ( Кая увезла Снежная королева)
- А какое время года было, когда это произошло? (Зима)
- Зиму называют самым суровым временем года. А почему? Вы ответите мне в конце нашего путешествия.
- Герда, маленькая девочка, и конечно ей страшно одной добираться до царства Снежной королевы, давайте отправимся вместе с ней.
III. Проверка домашнего задания.
- В путешествии нам могут понадобиться различные виды транспорта. Какие виды транспорта вы знаете? (Таблица “Транспорт)
- Скажите, все ли виды транспорта нам могут пригодиться в зимнем путешествии? (Водный транспорт лишний, потому что водоёмы зимой покрыты льдом)
IV. Закрепление знаний учащихся.
- Давайте вспомним на каком виде транспорта начинала свой путь Герда? (На водном транспорте, это – лодка). Показ отрывка их м/ф “Снежная королева, где Герда в лодке подъезжает к домику старушки.
- Где оказалась девочка? (В саду у старушки, которая умела колдовать, у неё в саду всегда было лето. Старушке очень хотелось, чтобы девочка осталась у неё, поэтому она расчесала волосы Герды волшебным гребнем и девочка забыла о Кае)
- Чтобы помочь Герде выбраться из сада, надо сделать так, чтобы туда пришла зима. Для этого давайте обобщим, что мы знаем об этом времени года.
Оперативный контроль (работа в малых группах сотрудничества).
ВЗАИМОПРОВЕРКА. Награждение группы победителя снежинкой.
Физкультминутка.
- Вы наверное устали? Да.
- Ну тогда все дружно встали.
- Когда зимой по улицам в белоснежных санях проезжает Снежная королева, то какие дуют ветры? (Сильные, северные). Дети дуют, изображая ветер.
- Какие наметаются сугробы? (Огромные, большие). Дети разводят в стороны руки и показывают большие сугробы.
- А с неба вместо дождя падают лёгкие пушистые снежинки. (Дети поднимают руки и кружатся, изображая снежинки)
- К какому виду транспорта относятся сани, на которых так стремительно движется Снежная королева? (Наземный)
- Отправляемся с Гердой дальше, давайте посмотрим, кто встретился нам на пути? (Показ отрывка м/ф)
- Ворон попросил Герду помочь ему распределить название зимующих и перелётных птиц.
- Какие птицы улетают в тёплые края? (Водоплавающие и насекомоядные). Почему? (Голодно, холодно)
- Как мы можем помочь птицам перенести трудное время? (Сделать кормушки, повесить на дереве, положить туда корм: ягоды, семечки, хлебные крошки. Подвесить у форточки кусок сала – для синиц)
Групповая работа.
- Названия перелётных птиц приклеить на листе под солнышком, а названия зимующих птиц приклеить под снежинкой.
(ласточка, дикая утка, лебедь – перелётные)
(дятел, сорока, воробей – зимующие)
ВЗАИМОПРОВЕРКА. Награждение группы победителя снежинкой.
- Молодцы, справились с заданием, но и во дворце, где жил ворон Кая не оказалась.
- Давайте посмотрим, куда дальше попала Герда? (отрывок из м/ф)
- Девочка попала к маленькой разбойнице, у которой в неволе жили дикие животные. Если вы сможете правильно распределить по домикам этих животных, она их отпустит на волю.
1 домик – животные, которые к зиме делают запасы. (Белка, бобры, мыши)
2 домик – животные, которые зимой впадают в спячку. (Медведь, барсук, ёж)
3 домик – животные, которые зимой ищут корм в природе. (Заяц, олень, лиса)
Награждение групп за правильные ответы снежинкой.
- Молодцы, справились с заданием. Освободила разбойница зверей. А помочь Герде попросила северного оленя, чтобы он доставил девочку в снежное царство. В нашей местности у коренных народов олень является основным средством передвижения. (Показ иллюстрации)
- С вашей помощью добралась Герда до дворца Снежной королевы, но отдаст ли королева зимы Кая?
Входит Снежная королева. (Звучит музыка “Тройка” Свиридова)
- Здравствуйте ребята. Долго я за вами наблюдала, понравились вы мне. Много знаете, вы об окружающей нас природе и с заданиями справлялись дружно. Придётся опустить Кая.
Учитель:
- Ребята, давайте проверим, отпустила ли Снежная королева мальчика? (Показ фрагмента м/ф)
Итог урока.
- Ребята, почему же зима является самым суровым временем года?
- Ваши знания, сплочённость помогли вам в путешествии.
- Какая же команда набрала больше всех снежинок? Учащиеся группы победительницы получают “5”, а также ребята активно работавшие на протяжении всего урока. Индивидуальные задания в конвертах я проверю, и поставлю отметки за вашу работу.
Снежная королева:
- Я с вами не прощаюсь, надеюсь на скорую встречу на Новогоднем карнавале.