Методическая разработка "Конкурсно-игровая программа «Виртуальное многоборье»"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Спорт является неотъемлемой частью жизни любого человека. Каждый школьник хоть когда-нибудь принимал участие в спортивных мероприятиях, эстафетах, беговых кроссах, многоборьях, и т.д. В этих спортивных мероприятиях необходимо продемонстрировать силу мышц, быстроту ног, т.е. физическое развитие. Поэтому спортивные мероприятия являются наиболее любимыми и популярными формами организации досуга. Также интересной формой являются интеллектуальные игры. “Виртуальное многоборье” - является синтезом спортивного мероприятия и интеллектуальной игры. Здесь учащиеся должны показать свои знания по курсу “Пользователь ПК” за II учебную четверть в сочетании с несложными физическими упражнениями.

Конкурсно-игровая программа “Виртуальное многоборье” рассчитана на учащихся 9-11 классов в возрасте от 15 до 17 лет и проводится в объединении “Пользователь ПК” в дни школьных каникул после II учебной четверти (см. Приложение 2).

Цели игры:

1. Учебная:

Обобщение и систематизация знаний, приобретенных во II учебной четверти по темам “Операционная система WINDOWS”, “Работа с папками и файлами в ОС WINDOWS”, “Работа в графическом редакторе Paint”, “Программа Microsoft Word”.

2. Развивающая:

Развитие коммуникативных способностей учащихся, навыков межличностного общения в коллективе.

3. Воспитательная:

Воспитание познавательного интереса учащихся.

Оформление мероприятия:

Оформление кабинета:

На центральной стене на листах ватмана размещены надписи: “Виртуальное многоборье”, “Оле-оле-оле, Россия – Чемпион!”, “Юзеры – вперед!” (юзер (англ.) – пользователь), “ДЮЦовцы идут!”, “О, спорт! Ты – мир!”, укреплены флажки России и флажки с эмблемой ДЮЦа.

На доске расположено спортивное табло для учета набранных каждой командой очков.

В центре кабинета установлены 2 стола и стулья для работы двух команд. На столах стоят таблички с названием команд: “Виктория” и “Факел”.

В левом углу кабинета на журнальном столике располагаются награды победителям (медали, грамоты, призы).

Атрибуты конкурсов:

  • Красочно оформленный плакат с названием игры “Виртуальное многоборье”, таблички со слоганами;
  • Таблички с названием команд “Виктория” и “Факел”, цветные фишки для разбивки на команды;
  • Карточки с буквами К, О, М, П, Ь, Ю, Т, Е, Р, Д, И, С, К, Е, Т, А, П, Р, И, Н, Т, Е,Р, Б, Ф, У, М;
  • Две эстетично оформленные коробки, где будут находиться задания командам для конкурса “А ну-ка, наклонись!”;
  • Конверты с заданием для каждого члена команды (по числу участников) для конкурса “А ну-ка, наклонись!”;
  • Конверты с заданием для каждого члена команды (по числу участников) для конкурса “А ну-ка, дотянись!”;
  • Задание командам интеллектуального поединка “А ну-ка, угадай!”
  • Табло для учета набранных каждой командой очков;
  • Медали, грамоты, призы (для награждения);
  • Фишки для игры со зрителями.

Действующие лица:

  • Спортивный комментатор (ведущий) — проводит конкурсы, комментирует ошибки команд при их выполнении;
  • Главный судья — фиксирует время, данное игрокам на обдумывание вопроса, учитывает заработанные очки на спортивном табло;

Музыкальное оформление:

  • “Спортивный марш” из кинофильма “Первая перчатка”, композитор В.П. Соловьев-Седой;
  • “Ну-ка, солнце, ярче брызни!”, композитор Дунаевский;
  • Торжественные фанфары на открытие и на закрытие “Виртуального многоборья”, туш для победителей на награждение.

План проведения многоборья:

1. Первый этап. Организационный (приветствие, разбивка на команды, объявление условий игры)

2. Второй этап. Основной (проведение конкурсов “Виртуального многоборья).

  • Разминка “А ну-ка, разомнись!”;
  • Спринтерский забег “А ну-ка, догони!”;
  • Эстафета “А ну-ка, наклонись!”;
  • Эстафета “А ну-ка, дотянись!”;
  • Интеллектуальный поединок “А ну-ка, угадай!”

3. Третий этап. Заключительный (подведение итогов, награждение победителей).

Ход мероприятия

Первый этап

Спортивный комментатор:

- Внимание, внимание! Наши микрофоны установлены в объединении “Пользователь персонального компьютера” Детско-юношеского центра. Мы ведем прямой репортаж о суперигре по виртуальному многоборью. Встречаются команды “Виктория” и “Факел”. Название команды “Виктория” звучит обнадеживающе, виктория – это победа! Команда “Факел”! Я думаю, факел зажжет в нас огонь, азарт борьбы. Трибуны переполнены болельщиками и гостями, специально прибывшими, чтобы стать свидетелями этого уникального поединка. До начала игры остаются считанные секунды… Судить сегодняшний матч по виртуальному многоборью будет судья высшей категории (называется Ф.И.О.). Но вначале предоставляем нашу спортивную площадку группе поддержки из объединения спортивно-бального танца “Элегия” для приветствия.

Девочки из объединения спортивно-бального танца “Элегия” исполняют танец-приветствие.

Второй этап

Спортивный комментатор:

- Спасибо девочкам за хорошее настроение, которое они нам всем подарили! Итак, объявляем старт “Виртуальному многоборью” и начнем мы его с разминки.

Судья дает свисток для старта, первый конкурс начинается.

1. Разминка “А ну-ка, разомнись!”

На столах у каждой команды лежит набор карточек с буквами К, О, М, П, Ь, Ю, Т, Е, Р, Д, И, С, К, Е, Т, А, П, Р, И, Н, Т, Е, Р, Б, Ф, У, М. Педагог называет определение, учащиеся должны набрать с помощью карточек с буквами термин. Команда, составившая слово первой и при этом правильно, получает 1 очко. Таких определений в данном конкурсе будет три. Значит, максимальное количество очков за этот конкурс будет также три.

Устройство, предназначенное для хранения и переработки информации (К О М П Ь Ю Т Е Р);

Переносной накопитель информации, представляющий собой гибкий магнитный диск, упакованный в пластиковую коробку (Д И С К Е Т А);

Периферийное устройство, предназначенное для вывода информации на бумагу (П Р И Н Т Е Р).

Спортивный комментатор:

- Мы слышим финальный свисток судьи: закончилась разминка “А ну-ка, разомнись!”. Сейчас судья подведет итоги, которые мы увидим на нашем табло через несколько секунд. Тем временем команды готовятся к спринтерскому забегу.

Спринтерский забег “А ну-ка, догони!”

Теоретический опрос по темам WINDOWS, PAINT, MS-WORD. Конкурс позволяет повторить теоретические знания терминологии по вышеизложенным темам. Каждой команде поочередно предлагается брать любую карточку с вопросом из предложенных 20, громко и четко его зачитать и дать правильный ответ. Для каждой команды подготовлено 10 карточек. Команда, ответившая на вопросы более результативно, получает 1 очко. Итоги конкурса фиксируются на табло.

  1. Человек, который работает за компьютером. (Пользователь)
  2. Другое название каталога, используемое в WINDOWS? (Папка)
  3. Основной объект WINDOWS, в котором выполняются все программы. (Окно)
  4. Как называется область, которая появляется на экране после автоматической загрузки ОС WINDOWS? (Рабочий стол)
  5. Как называется меню, вызываемое щелчком правой кнопки мыши? (Контекстное меню)
  6. Кто создает ярлыки и для чего они предназначены? (Ярлыки создает пользователь для наиболее часто используемых программ, папок и файлов. Ярлыки создаются для удобства работы.)
  7. Какой интерфейс имеет операционная система WINDOWS? (Графический)
  8. Что отображается на Панели задач? (Работающие программы, открытые папки и файлы)
  9. Основное правило работы в ОС WINDOWS? (Сначала нужно выделить объект, затем производить с ним действие)
  10. Что содержит папка Мой компьютер? (Дисковые устройства, здесь осуществляется выбор текущего диска)
  11. Для чего предназначены Диалоговые окна? (Для диалога с пользователем)
  12. Для чего нужен Проводник? (Для выполнения операций с папками и файлами)
  13. Что такое Буфер обмена? (Это специальная область памяти, предназначенная для временного хранения помещенных в него данных с тем, чтобы воспользоваться ими в другом месте)
  14. Какие операции можно производить с папками и файлами в ОС WINDOWS? (Создания, переименования, перемещения, копирования, удаления, редактирования (только для файлов)
  15. Какое расширение имеют файлы, созданные в программе Блокнот? (Расширение txt)
  16. Для чего предназначен графический редактор PAINT? (Для создания и редактирования графических файлов)
  17. Какое расширение имеют графические файлы, созданные в графическом редакторе PAINT? (Расширение bmp)
  18. Для чего предназначен текстовой редактор Microsoft Word? (Для создания, редактирования и обработки текстовых документов)
  19. Редактировать документ – значит… (вносить изменения, добавления, исправления)
  20. Форматировать документ – значит… (придавать ему красивый внешний вид)

Спортивный комментатор:

- Финальный свисток судьи оповещает нас о том, что закончен спринтерский забег команд и вот мы уже видим результаты на табло. Тем временем команды готовятся к эстафете “А ну-ка, наклонись!”. Команды должны продемонстрировать слаженность, четкое взаимодействие между всеми игроками. Уважаемые болельщики, поддержим аплодисментами команды!

Звучит свисток судьи, начинается эстафета “А ну-ка, наклонись!”

III. Эстафета “А ну-ка, наклонись!”

Данный конкурс позволяет повторить тему “Работа в графическом редакторе Paint”. Каждой команде предлагается нарисовать в графическом редакторе Paint новогоднюю открытку согласно следующему алгоритму: солнце —> снежные сугробы —> ель —> на ели новогодние игрушки шарики. Карточки с заданиями для каждой команды спрятаны в эстетично оформленные коробки. Конкурс носит характер эстафеты. Каждый из участников команды подходит к коробке и достает карточку с заданием для себя, выполняет ее на компьютере, передает эстафету второму участнику команды и т.д. Оценивается скорость выполнения задания, оригинальность и эстетика оформления новогодней открытки.

Спортивный комментатор:

- Прозвучал финальный свисток судьи, и эстафета закончена. Перед судьей стоит нелегкая задача оценить результаты этой эстафеты. Но как бы ни было тяжело, решение принимается и результаты отображаются на табло. Вперед вырывается команда (название команды).

IV. Эстафета “А ну-ка, дотянись!”

Данное задание позволяет систематизировать знания по работе в текстовом редакторе Microsoft Word. Каждой команде предлагается набрать текст, состоящий из 4 предложений (каждому участнику команды – по предложению). Свитки с заданиями подвешены к потолку на нитке. Каждый из участников команды должен дотянуться до свитка, прочитать и выполнить задание на компьютере. Оценивается скорость и правильность выполнения задания.

Текст-задание:

Мы изучаем текстовой редактор MS-WORD. Эта программа открывается в обычном окне WINDOWS. Файлы, созданные в этой программе, называются документами. Создание документа в WORD состоит из трех этапов: набор текста, его редактирование и форматирование.

Спортивный комментатор:

- Итак, финальный свисток судьи возвестил нам об окончании эстафеты “А ну-ка, дотянись!” и мы с нетерпением ждем результатов. Лидирует команда (название команды). Наконец-то команды выходят на финишную прямую. Сейчас состоится последний этап многоборья – интеллектуальный поединок “А ну-ка, угадай!”

Интеллектуальный поединок “А ну-ка, угадай!”

Данное задание позволяет повторить знания по теме “Операционная система WINDOWS”. Каждой команде выдаются листы-задания, которые выполняется всей командой (см. Приложение 1).

Спортивный комментатор:

- Звучит финальный свисток судьи… Закончен интеллектуальный поединок и скоро мы узнаем его результаты. Пока работает главный судья, подводя итоги всего многоборья, я предлагаю и болельщикам немного поиграть. Я буду задавать вопросы, вы – на них быстро отвечать. За правильный ответ игроки награждаются фишкой. Тот игрок, который заработал в процессе игры наибольшее количество фишек, награждается призом.

ВОПРОСЫ для игры со зрителями:

Вопросы предусматривают знания из области спорта и ориентированы на средний уровень эрудиции.

  1. Место для соревнования боксеров. (Ринг)
  2. Как называется вид спорта, куда входит выполнение упражнений с лентой, скакалкой, мячом, булавами и т.д.? (Художественная гимнастика)
  3. Как называется вид спорта, в котором с горы едут на санках? (Бобслей)
  4. Сколько игроков в футбольной команде? (11)
  5. Как называется скоростной спуск с гор на лыжах? (Слалом)
  6. Как называется сочетание лыжных гонок со стрельбой? (Биатлон)
  7. Как иначе называется культуризм? (Бодибилдинг)
  8. В каком году проводились Олимпийские игры в Москве? (1980 г.)
  9. Как выглядит олимпийский флаг? (Белое полотнище с 5 переплетенными кольцами)
  10. Каков девиз Олимпийских игр? (Быстрее, выше, сильнее)
  11. Какие награды вручаются олимпийским чемпионам? (Олимпийские медали)
  12. Как называется игра в мяч на воде? (Водное поло)
  13. Через сколько лет проводятся Олимпийские Игры? (Через 4 года)
  14. Как называется вид спорта, в котором борьба идет на рапирах, саблях или шпагах? (Фехтование)
  15. Продолжите девиз Пьера де Кубертена: “Главное – не победа, главное – …” (участвовать)
  16. Как называется борьба на руках? (Армреслинг)
  17. Что относится к олимпийской символике? (Олимпийский флаг, огонь)
  18. Сколько фигур в шахматах? (32)
  19. Кому принадлежат стихи: “Нет на свете прекрасней одежды, чем бронза мускулов и свежесть кожи”? (В.В. Маяковский)
  20. Как называют бегуна на короткие дистанции? (Спринтер)
  21. В какой игре пользуются самым тяжелым мячом? (В баскетболе)
  22. Сколько игроков в баскетбольной команде? (5)
  23. В какой игре пользуются самым легким мячом? (В настольном тениссе)
  24. Назовите средства закаливания. (Солнце, воздух и вода)
  25. В каком виде спорта судья произноси команду “Брэк!”? (В боксе)
  26. Какая эмблема была на Олимпийских играх в Москве? (Мишка)
  27. Что такое серфинг? (Катание на доске по волнам)
  28. Неправильно взятый старт. (Фальстарт)
  29. Как называют вратаря? (Голкипер)
  30. Как называют судью в боксе? (Рефери)
  31. Как еще называется передача мяча? (Пас)
  32. Чем награждались победители древних Олимпийских игр? (Лавровым венком)
  33. За применение на соревнованиях каких средств дисквалифицируются спортсмены? (За допинг)
  34. Как называют спортсмена, поднимающего штангу (Штангист)

По окончании игры со зрителями подводятся итоги (подсчитывается количество фишек, заработанных каждым зрителем), награждается участник, получивший наибольшее количество фишек. Если нет зрителей, эти вопросы можно разыграть в командах.

Третий этап

Спортивный комментатор:

- Дорогие болельщики и игроки, наступил самый волнующий момент: сейчас главный судья объявит результаты “Виртуального многоборья”…

Объявляются результаты игры, называется команда-победитель, каждому члену которой вручаются медали “Победителю “Виртуального многоборья”. Все участники команд получают поощрительные призы (звучит туш на награждение).

Приложение 1

Приложение 2

Список используемой литературы

  1. О.В. Белоножкина, Г.В. Егунова и др. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе – Волгоград: Учитель, 2005 г.
  2. Е.И. Ромашова. Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе – Москва: Школьная пресса, 2003 г.
  3. Ю.А. Шафрин Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003 г.