Повышение мотивации учащихся

Разделы: Иностранные языки


Давайте начнем с аксиомы: если детей любого возраста не подготовить к любому испытанию, результаты окажутся далеки от желаемых. Подтверждение тому можно видеть хотя бы на ежегодных олимпиадах разного уровня, в которых участвуют школьники, имеющие отличные оценки по данному предмету. Зачастую учителя возмущаются тем, что их ученик не занял призового места, обвиняют комиссии в том, что они "неправильно оценивают" работы, или в том, что "задания не так составлены". Из года в год, видя одинаковые проблемы на всех олимпиадах по иностранному (английскому) языку, начиная с районных, я понимаю, что многие педагоги тренируют школьников лишь на выполнение заданий по двум аспектам из четырех. Конкурсанты хорошо делают задания на чтение, прилично выполняют письменные разделы - грамматику, но безнадежно запутываются при прослушивании и говорении. Разговаривая с учителями, я спрашиваю, как они готовят учащихся не только к олимпиадам, но и к экзаменам, к административным контрольным. Часто выясняется, что собственно подготовки по всем четырем аспектам просто нет. Прослушивание британской речи практически отсутствует, свободное говорение по теме подменяется вызубренным "топиком". Даже в старших классах уроки часто ведутся на русском языке. Какие бы оценки ученик ни имел у данного учителя, на олимпиаде, на ЕГЭ по английскому языку отличной оценки он не получит.

Сегодня существует достаточно много пособий, источников, которые помогают ученикам и учителям найти требуемые материалы, повысить свой уровень владения иностранным языком. Любой педагог при желании может вписать в свой учебный план уроки, на которых используются электронные образовательные ресурсы, интернет. Мотивация учащихся при этом резко повышается, участие в уроке и выполнение домашних заданий достигают отметки 100 %.

Давайте посмотрим на конкретные аспекты обучения иностранному языку.

Начнем с письма, как традиционно нелюбимой части. Придя в класс, попробуйте сказать старшеклассникам, что им предстоит написать эссе в 150-180 слов, - и вы услышите стоны, возражения. Предложим то же самое задание в новой форме.

Ступень 1. Посмотрите на свой учебный план. Какая у вас идет тема? Мои выпускники в апреле повторяли тему "Путешествие". Вокабуляр без проблем вспомнили, тексты в учебнике прочитали, сделали упражнения, прослушали диалоги и составили свои по образцам. Письменное задание не пошло. Школьники стали просить меня "дать что-нибудь другое". Известно, что дети иногда не могут выполнить письменное задание, написать эссе, сочинение просто потому, что им не хватает идей, мыслей. Даже самые способные ученики, мучительно пытаясь написать 150 слов, к концу урока могут выжать из себя всего 30-50. Вторая основная причина невыполнения задания - боязнь дать неверный ответ. Отвечая устно, школьник всегда может тут же исправить ошибку. Если же письменное задание сдается учителю на проверку, шансов на исправление меньше.

Ступень 2. Нужно было придумать новый образец, дать иную мотивацию. Для чего из года в год в учебниках английского языка неоднократно дается задание "Напиши воображаемому другу"? Где тут мотивация? Как объяснить подросткам, что так они усваивают новые слова, понятия, активизируют лексику, грамматику? Дети воспринимают все иначе, чем взрослые. Любое письменное задание для них - письмо учителю. Написал, получил оценку за грамотность, - и забыл.

Я решила сделать новый образец эссе по теме "Путешествие": письмо инопланетянина о его визите на Землю. Постаралась сочинить достаточно забавный текст, показать непривычное в обычном. Например, посетив зоопарк, инопланетянин перепутал обезьян с людьми; решил, что Эйфелева башня - это дом; не понял, чем отличаются младенцы-мальчики от девочек. Его поразило неумение землян контролировать погоду, и так далее.

Ступень 3. Способ подачи материала в компьютерном классе должен отличаться от традиционного. Набрав текст на компьютере для того, чтобы принести его в класс, положить на доступный всем школьный диск и провести урок, я задумалась: как сделать урок более увлекательным? По моему глубокому убеждению, текст остается текстом независимо от того, читаем мы его в книге или на экране. Современные дети не видят особой разницы между бумажным учебником и

электронным, если последний в основном является текстом с механически вставленными в него иллюстрациями. Глядя на электронную доску или на экран компьютера, они должны видеть нечто иное, чем страницу привычного (и часто наскучившего) учебника. Я разбила текст на части, подобрала картинки-гифы, сделала небольшую презентацию. Включив "Показ слайдов", учащиеся могут работать в своем режиме, возвращаясь на нужный слайд. Эффекты и переход к следующему слайду включаются нажатием мышки (on click).

Ступень 4. Откройте программу PowerPoint и поэкспериментируйте с ней. Вы можете создать столько слайдов, сколько вам нужно. Выберите разный фон для каждого слайда. Вставьте текст и картинки, добавьте эффекты. Сделайте несколько вариантов одной и той же страницы, убедитесь, что анимация не перегружает восприятие. Принцип "один слайд - один небольшой текст+один гиф" поможет соблюсти меру. Засеките время. Если у вас ушло 15 минут на упражнение, умножьте на два для сильных учеников и на три - для слабых. Значит, у вас достаточно материала на урок.

Ступень 5. Полезно добавить звук. Нажимая на правую кнопку, вы увидите, как это сделать. Можете начитать текст сами или попросить знакомого с хорошей дикцией. Не беда, если у говорящего будет акцент, ведь ваш "автор" - инопланетянин. Если нет возможности использовать микрофон и записать звуковые файлы самому, не переживайте. Электронный урок тем хорош, что дает возможность по-новому показать знакомый материал. Кроме того, вам будет легко осуществить личностно-ориентированный подход. Сильные ученики сделают упражнение и домашнее задание за урок; слабые потратят больше времени на восприятие и понимание упражнения, а домашнюю работу сделают дома, к следующему уроку.

Ступень 6. Помимо образца выполнения письменного задания, я предложила ученикам и образцы выполнения письменного домашнего задания. Были взяты упражнения из британского учебника World Class. Бумажные страницы перенесены в презентацию PowerPoint . Полезно объяснить учащимся, что вы предлагаете именно образцы. Нужно четко определить рамки. Детям необязательно писать свою работу в форме ответов на предложенные вопросы. Ваша цель - помочь более слабым ученикам справиться с заданием. Также необязательно отвечать на все вопросы, можно выбрать лишь одну, наиболее понравившуюся часть. Единственное ограничение, которое вы должны поставить, - это количество слов. Так как в экзаменационных требованиях указано, что должно быть написано эссе размером 150-180 слов, именно это и нужно сказать школьникам.

Ступень 7. Результат. Такая форма работы над письменным заданием оказалась очень полезной и привлекательной. В ней участвовали 100% учащихся. Самый сильный ученик или ученица выполнят всю работу на уроке. Их эссе будет отличаться оригинальностью. Часть напишет письменные работы по образцу, но постарается изменить содержание, проявит фантазию. Самый слабый ученик сделает на уроке лишь часть упражнения, например, прочитает предложенный вами текст письма. Домашнее задание, скорее всего, будет выполнено, и оно будет отличаться от вашего образца лишь незначительными деталями. Так и должно быть. Главный результат такой работы - стопроцентное участие, преодоление страха перед ошибкой, повышение мотивации. Дети легко вспоминают подобный вид урока не только на экзамене. Вполне вероятно, что этот опыт пригодится им на многие годы.

Ступень 8. Неожиданная. После уроков школьники попросили меня научить их делать подобные презентации. Оказалось, что далеко не все получают такие нужные навыки и умения на уроках информатики. А вот пользу от них сразу осознали все. Конечно, можно ответить отказом, сказать, что в ваши обязанности обучение информатике не входит. Тогда вы зачеркнете плоды собственного труда. Можно найти время и показать учащимся, как вы создавали хотя бы один слайд. Дети учатся быстрее нас, все остальное они сумеют сами. Более половины всех учащихся после краткого объяснения и демонстрации всех ступенек создания презентации через несколько дней принесли мне свои эссе как в бумажном, так и в электронном виде. Все участники школьной научно-практической конференции также выполнили свои доклады в виде презентаций в PowerPoint.

Есть большое количество сетевых источников, веб-страниц, где можно найти и сгрузить различные материалы. Давайте попробуем их систематизировать.

1. English To Go <www.english-to-go.com>. Здесь вы найдете готовые уроки, грамматические страницы, новости, конкурсы. Образцы можно получить бесплатно, но за пользование базой данных всего сайта нужно платить. Однако ежегодно бесплатно проводится Всемирный урок английского языка The World's Largest Lesson of English. Его можно загрузить заранее, провести в удобное для вас время. Чтобы получить электронный сертификат участия, нужно зарегистрироваться на сайте в указанные сроки.

2. Teaching English <teachingenglish.com>. Бесплатный сайт для учителей и всех, кого интересует английский язык. Планы уроков, методические статьи, дискуссии, форум.

3. Voice of America <voanews.com>. Планы уроков, тексты, звуковые файлы. Если вы зайдете на страницы Special English, вы найдете множество звуковых файлов на различные темы, начитанные со скоростью две трети от обычной (значительно медленнее, чем реальная речь). Special English очень полезен на уровне Intermediate, как отработка навыков прослушивания. Записи рассчитаны на то, что слушающие их люди смогут понять и расслышать каждое слово. Это полезная тренировка, а также подготовка к более высокому уровню аудирования.

4. Конечно, массу полезных материалов можно найти через справочные системы Google, Yandex. Если вы используете материалы сами и обучаете школьников, не забудьте объяснить им понятие "копирайт" Copyright ©. На многих сайтах указано, что именно можно использовать бесплатно. Любые материалы можно использовать, если вы делаете это в некоммерческих целях (то есть не продаете чужой труд как свой с целью выгоды) и даете ссылки на источники. Например, все использованные мной в презентации картинки взяты либо из лицензионного программного обеспечения, либо на сайтах, где указано, что ими можно пользоваться бесплатно. А вот тексты, вставки, эффекты я создавала самостоятельно, поэтому в начале презентации и поставлен мой копирайт ©. Если вы скопировали мою работу и использовали на уроке, пусть ваши ученики увидят, кто автор учебного пособия. Полезно обучать школьников не только ссылаться на используемые источники, но и не забывать указывать свое авторство. Спросите любого учителя, что часто забывают сделать дети, сдавая письменную работу, контрольную и даже олимпиаду. Ответ прост: подписать свое имя.

Сегодняшний учитель должен владеть не только своим предметом, но и хотя бы началами информатики. Электронные образовательные ресурсы, компьютеры, интернет, электронная доска делают уроки насыщеннее, богаче, помогают повысить мотивацию учащихся, закрепить полученные знания. Остается мотивировать учителей. Учитель иностранного языка, ведущий уроки в интернет-классе, обучающий школьников, как пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, принимающий участие в международных сетевых проектах, должен получать по меньшей мере двойной оклад. Будем надеяться, что новая система оплаты труда поможет это осуществить.


* ЭОР - электронные образовательные ресурсы

Приложение: презентация PowerPoint по теме Travelling.