Цели урока:
Образовательные:
- закрепить знания учащихся по данной теме;
- повторить написание слов с непроверяемой безударной гласной;
- закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать одноклассников.
Развивающие:
- способствовать развитию внимание, мышление, память.
Оборудование:
- индивидуальные карточки с текстом,
- карточки с заданиями для исследовательской работы;
- презентация 12 слайдов (среда POWER POINT),
Рабочая тетрадь по русскому языку “Пишем грамотно” М.И. Кузнецова. Москва “Вентана-Граф”, 2005 год (программа “Начальная школа ХХI века”).
ТСО: проектор, экран, компьютер.
Ход урока
1. Орг. момент.
Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
Как вы ее понимаете?
Дети. Мы узнаем что-то новое.
У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.
2. Чистописание.
- Прочитайте, какое слово написано в показе?
- Что о нем можете сказать?
- Вставьте пропущенную букву и поставьте ударение.
- Подберите к этому слову однокоренное имя существительное 1 склонения, 2 склонения. Запишите. Выделите орфограмму.
- Каким способом образованы однокоренные слова?
- Что общего между записанными словами?
- О какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?
- Какие слова мы называем именами существительными?
- Какое слово лишнее? Почему?
- Чем каждое слово отличается слова друг от друга?
- Над каким склонением мы сегодня будем работать?
- Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к 1 склонению?
- Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
3. Подведение к теме урока.
А сейчас давайте проведем маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание. Работаем.
1 группа.
Задание.
У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.
А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность.
1. | Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е. | |
2. | Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание – е. |
Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________
Воспользуемся для доказательства опорными словами
Р.п.___________________________________окончание
Д.п. ___________________________________окончание
П.п. ___________________________________окончание
Следовательно утверждение, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – …., в дательном и предложном падеже окончание –…. является верным..
2 группа.
Задание.
У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.
А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.
1. | Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е. | |
2. | Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и. |
Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________
Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________
П.п. ___________________________________окончание
Следовательно утверждение, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание –…. является верным, а второе утверждение будет неверным.
3 группа.
Задание.
У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.
А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.
1. | Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е. | |
2. | Имена существительные 3 склонения имеют в имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и . |
Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________
Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________
Р.п.___________________________________окончание
Д.п. ___________________________________окончание
П.п. ___________________________________окончание
Следовательно утверждение, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падеже окончание –…. является верным.
Проверка.
Какой вывод сделала 1 группа, 2 группа, 3 группа?
На доске появляется:
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
Р.п. | – И | - | - И |
Д.п. | –Е | - | - И |
П.п. | –Е | -Е | - И |
Какова тема нашего урока?
Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свое умение писать безударные окончания имен существительных.
Что у вас вызывает трудности?
Над этим мы и будем работать на уроке.
Всегда ли легко определить, какую букву писать в окончании?
Как проверить написание безударных окончаний в именах существительных:
Вспомним наши шаги.
Какие слова являются опорными для каждого склонения?
4. Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных трех склонения.
1 группа с учителем, остальные – по карточкам.
Запишите слова, укажите падеж и склонение. Выдели окончание.
В деревне, по ветке, на западе, к площадке, о березе, по пустыне.
Сравни окончания. Что вы заметили?
Почему в этих словах мы написали окончание – Е?
Какое слово лишнее?
Сделайте вывод.
2-3 группы.
Задание №1. Спиши. Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания.
В холод…, о жизн…, из деревн.., к сирен…, по букв…, из шерст…, в фонтан….
Проверка 2-3 группы.
Зачитайте слова с окончанием – И.
Почему в этих словах вы написали окончание – И?
Какое слово лишнее?
Сделайте вывод по этой работе.
5. Упражнение на различие имен существительных 1 и 3 склонения.
А). Составьте предложение с именем существительным 3 склонения в дательном падеже.
Запишем. (Комментировано.)
Дайте характеристику предложения.
Разберите по членам предложения и частям речи.
Составьте предложение с именем существительным 1 склонения в дательном падеже.
Сравни окончания. Что заметили?
Почему падеж один и тот же – дательный, а окончания разные?
Значит, от чего зависит правильное написание окончаний имен существительных?
Б). Работа в парах. (У каждого варианта карточка с ответом другого варианта, после индивидуальной работы следует взаимопроверка в парах.)
Карточка. 1 вариант
Карточка . 2 вариант
Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся?
Какие ошибки допустили?
Как вы думаете, что нужно было вам сделать, чтобы избежать ошибок?
Над какой темой мы с вами работаем?
Что вы должны сегодня уяснить для себя?
Каким алгоритмом вы воспользуетесь, чтобы не ошибиться в правописании безударных падежных окончаний?
6. Тестовая проверка.
Внимательно прочитай предложения. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.
1. | У имён существительных третьего склонения окончание - и пишется в родительном, дательном и предложном падежах. | |
2. | У имён существительных второго склонения, никогда не пишется окончание -и. | |
3. | У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -и. | |
4. | У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -е. | |
5. | У имён существительных первого склонения в форме родительного падежа окончание -е. | |
6. | У имён существительных первого склонения в форме родительного падежа окончание -и. | |
7. | Словом-подсказкой для имён существительных первого склонения с безударными окончаниями может быть слово стена. | |
8. | У имён существительных третьего склонения окончание - и пишется в родительном, а в дательном и предложном падежах – окончание –е. |
7. Итог урока. Рефлексия.
Какое умение мы оценивали в начале урока?
Давайте оценим умение писать безударные окончания имен существительных еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.
Кому стало легче определять безударные окончания имен существительных?
Кто остался на том же уровне.
Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:
На мониторе помещена схема:
Сегодня на уроке | узнал, открыл для себя… | |
научился, смог… | ||
могу похвалить себя и своих одноклассников за … |
(Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.)
8. Домашнее задание.
В рабочей тетради №2 на странице 19 упражнение № 5.
(Урок построен с использованием презентации)