Вычитание из числа 10. Урок-путешествие

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Показать детям прием вычитания чисел из десяти; отрабатывать навыки вычисления;
  • Работать над составом числа 10 (закрепление)
  • Развивать внимание, логическое мышление, воображение, умение рассуждать;
  • Воспитывать умения работать в коллективе, аккуратности при выполнении работы;
  • Прививать интерес к уроку математики.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Урок начинается с выразительного чтения стихотворения:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Доброе утро длится до вечера. (В.Кривошеев).

2. Сообщение темы и целей урока.

- Дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, сколько у нас гостей. Все они хотят увидеть, как вы работаете на уроке, как вы любите математику.

Утром, когда я шла к вам на урок, в наш класс спешил почтальон. Он передал письмо. Давайте его прочитаем.

(Один ученик читает письмо)

Дорогие ребята!

Я слышал, что вы смелые, дружные и сообразительные дети, хорошие математики. Вы умеете решать задачи, примеры, увлекаетесь головоломками. Сегодня я приглашаю вас в морское путешествие к острову сокровищ.

Во время путешествия вы узнаете, как вычитать числа из 10, будете решать задачи, примеры, поможете тем, кто нуждается в вашей помощи.

Мой корабль находится на пристани. А его название вы сможете узнать, решив примеры и расставив ответы в порядке возрастания.

Капитан Врунгель

II. Устный счет.

1.

Ребята, вы хотите отправиться в путешествие?

Тогда давайте решим примеры.

Дети решают примеры.

8–2 2+ 5
3 + 6 7 – 3
9–1 8 – 5

А теперь расставьте ответы в порядке возрастания.

3 4 6 7 8 9
П о б е д а

- Как же называется наш корабль?

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием, и сейчас нас ждет следующее испытание.

2. Устный счет

Для того чтобы попасть на корабль, необходим билет. Ваш билет - правильное
решение примеров. Будьте очень внимательны, показывая ответ задания. (Ребята показывают ответы флажками, как на корабле, на которых написаны цифры)

Увеличьте 7 на 2;

Уменьшите 9 на 4;

Покажите число, предшествующее числу 9;

Покажите число, следующее за числом 2;

Найдите сумму чисел 4 и 2;

Найдите разность чисел 9 и 2;

На сколько 3 меньше, чем 7?

На сколько 9 больше 8?

Какое число на 3 меньше 5?

9,5,8,3,6,7,4,1,2

Ребята, а кто из вас был самым внимательным и заметил, какое число мы ни разу
не использовали при устном счете? (Число 10)

А что вы можете сказать об этом числе? (Число 10 - двузначное число, четное, круглое, самое маленькое двузначное)

Да, ребята, число 10 - самое маленькое двузначное число.

А кто может назвать самое большое двузначное число? (99).

С числом 99 вы познакомитесь позже, а сегодня мы поговорим о двузначном числе
10, научимся вычитать из него числа.

Мы поднимаемся на корабль, занимаем свои места. Проверьте, чтобы на кораблебыл порядок, все вещи лежали аккуратно. Вы видите перед собой бортовой журнал. (На столе перед  ребятами лежит подготовленные учителем бортовые журналы)

Бортовой журнал - главный документ на корабле. В нем записываются все события, которые происходят. Вести бортовой журнал надо красиво, аккуратно, чисто. Кто аккуратен, тот людям приятен. А моряки всегда приятный народ.

III. Работа по теме урока.

1. Повторение состава числа 10. Наш корабль подплывает к острову, где нас встречает умная черепаха. Она подготовила интересное задание.

- Откройте свои бортовые журналы.

- Посмотрите 1 задание. Чтобы его выполнить, нам надо вспомнить состав числа 10.

(Дети выполняют 1 задание в журналах самостоятельно, а один человек - на индивидуальной доске).

10

9  
  2
7  
  4
5  
   

- Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием.

У черепахи разложены морские звезды.

Сколько синих звездочек?

Сколько красных звездочек?

Сколько всего?

Как получили число 10?

- У черепахи 10 звездочек. 4 звездочки она подарила своей внучке. Сколько звездочек осталось у черепахи?

Как вы это узнали? (Из 10-4 = 6)

Как вы узнали, что получится именно 6? (10 - это 4 и 6; если из 10-4 = 6)

Так что же нам надо знать, чтобы из 10 вычесть число? (Состав числа 10).

Работа в бортовых журналах.

* Аналогичная работа проводится с примерами: 10-7, 10-5, 10-8 . (Второй и третий примеры комментируют дети).

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданиями. Поблагодарим черепаху и попрощаемся с ней, ведь мы с вами вежливые культурные люди.

- Наш корабль отправляется дальше. А чтобы наше путешествие было веселее, мы отдохнем и потанцуем.

IV. Физкультминутка. (Под музыку “Яблочко” выполняются упражнения (перетягивание каната, лазание по канату, танец моряка)

V. Закрепление и повторение пройденного материала.

- Наш корабль подплыл к острову слонов. Нас встречает Мудрый Слон, который предлагает разгадать шараду, чтобы узнать, какое будет следующее задание.

Первое - предлог,
Второе - летний дом.
А целое порой
Решается с трудом. (Задача.)

- Молодцы, ребята. А теперь решаем задачи:

Маленькому слоненку исполнилось 10 лет. Сколько лет ему было 4 года назад?

Слоненок, стоя на двух ногах, весит 10 кг. Сколько он будет весить, если станет на 4 ноги?

У одной мартышки было 4 банана, у второй - 6. Мартышки очень дружили и решили разделить бананы поровну. Сколько бананов стало у каждой мартышки?

Маленький слоненок подготовил для вас примеры, а хулиганка обезьянка унесла некоторые числа. Ребята, возьмите свои бортовые журналы и поможем слоненку расставить правильно числа.

Посмотрите на задание.

- Что надо знать, чтобы правильно его выполнить?

10-___-3 10-___=8
10-___-6 10-___= 4

Проверка решений в бортовых журналах и на индивидуальных досках.

VI. Физкультминутка на релаксацию.

Тихо играет музыка. Под музыку спокойным медленным голосом учитель говорит:

Корабли по морю плыли,
К чудо-острову спешили.
Ждали там давно гостей
Первоклассных малышей.

Морской ветер гладит вам щеки и волосы. Ласковое солнышко улыбается и посылает свои яркие лучи. Галдят летящие над кормой чайки, указывают путь к острову. Им тихонько вторят дельфины. Морская прохлада помогла нам восстановить силы. Мы подплыли к острову сокровищ.

VII. Работа по пройденному материалу. Повторение и закрепление изученного.

Ой, ребята, посмотрите, что случилось... Наш корабль захватили пираты. (Картинка пиратов). Если мы не выдержим их испытание, они на нашем корабле увезут сокровища с острова.

Ребята, быстрее за работу.

1. Даны разные по цвету и форме геометрические фигуры.

Давайте рассмотрим фигуры и постараемся их запомнить.

Какая фигура была второй?

Какая фигура была перед синим кругом?

Какая фигура была после синего круга?

Какая фигура была последней?

Какой по счету она была?

2. Задача на внимание.

На острове рос дуб. На дубе было 4 ветки. На каждой ветке - по две маленькой веточки. На каждой маленькой веточке по 2 яблока. Сколько яблок росло на дубе?

Молодцы, ребята, вы победили пиратов, выполнив их задания. Корабль снова наш.
А пираты так быстро убежали, что оставили сундук с сокровищами.

На сундуке висит замок. А чтобы его открыть, надо разгадать код.

Возьмите бортовые журналы. Найдите задание, в котором надо продолжить ряд чисел.

1, 3, 5, …

1, 4, 7,…

- Подумайте, какая закономерность в продолжении 1 ряда? Назовите следующее число.

- Подумайте, какая закономерность в продолжении 2 ряда? Назовите следующее число.

VIII. Итог урока.

- Мы разгадали код. И сейчас откроем сундук. (В сундуке находятся сокровища – шоколадные медали в блестящей фольге).

Наше путешествие подходит к концу. Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные, дружные. Вы очень хорошо поддерживали порядок на корабле - на своих рабочих местах, аккуратно вели записи в своих бортовых журналах.

- Ребята, а вам понравилось путешествие?

- Что понравилось?

- Что не понравилось?

- На каких островах останавливались? А что мы узнали от умной черепахи?

В конце урока детям вручаются "сокровища" из сундука.