Самостоятельная творческая познавательная деятельность учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении.

Познавательная деятельность учащихся в обучении направлена на овладение уже сложившейся системой знаний, умений и навыков. Усвоение учащимися знаний, умений и навыков может протекать по-разному. Знания могут приобретаться формально и осмысленно, некоторые сведения могут заучиваться и творчески перерабатываться, они могут изучаться в отрыве от практики и в тесной связи с ней.

Воспроизводящая, или репродуктивная, деятельность большей частью ограничивается программно очерченным кругом знаний и сложившимися методами его изучения. Творческая познавательная деятельность, кроме того, предполагает выявление новых сторон изучаемых явлений, расширение и углубление знаний.

Учащиеся могут изучать материал в том виде, в каком он излагается в учебнике или сообщается учителем, и пользоваться теми же методами и приемами познавательной деятельности, которые им предлагают, не внося в этот процесс ничего нового. Но они же могут значительно шире и глубже проникнуть в суть предлагаемых им знаний, раскрыть новые стороны изучаемых явлений, высказать свои суждения, пользоваться более совершенными методами решения поставленных вопросов. Первый вид деятельности учащихся можно назвать воспроизводящим, а второй - творческим.

Основное отличие творческой познавательной деятельности от воспроизводящей в обучении состоит в активизации познавательных способностей и творческих сил учащихся, в более глубоком проникновении в сущность изучаемых вопросов, в большей самостоятельности учащихся, в новизне их суждений и выводов.

Воспроизводящая и творческая познавательная деятельности взаимно не исключают друг друга, а лишь отражают различие уровней протекания этой деятельности.

Воспроизводящая и творческая деятельность органически связаны между собой. Как в воспроизводящей работе содержатся творческие элементы, так и творческая работа непременно включает в себя воспроизведение знаний. Овладение учащимися знаниями в той же системе, объеме и порядке, в каких они излагаются, так же важно, как и творческая переработка и самостоятельное добывание знаний. Как стереотип в обучении имеет положительное и отрицательное значение, так и творческие работы учащихся в одних условиях оправдывают ожидаемые результаты, а в других не достигают их.

Различие видов деятельности состоит в том, что творческие, самостоятельные работы характеризуют более высокую ступень познавательной и практической деятельности.

В воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся различают объективную и субъективную стороны. Учащиеся в процессе обучения объективно ничего нового ни в предмет, ни в метод познавательной деятельности могут не вносить: они не делают новых открытий в науке, не создают новых методов исследования. В этом смысле они лишь воспроизводят некоторую сумму имеющихся в науке и в практике знаний. Субъективно же в процессе обучения они приобретают такие знания и овладевают такими методами познавательной деятельности, которыми они ранее не владели.

Воспроизводящая познавательная деятельность является непременным условием творческой деятельности, которая опирается и включает в себя знания и методы работы, основанные на образцах и указаниях учителя. Творческая познавательная деятельность учащихся включает в себя самостоятельность в решении поставленных вопросов, учащиеся в работе не ограничиваются запоминанием изучаемого материала, самостоятельно его осмысливают, в объяснение и пересказ материала вносят свои собственные мысли, постоянно совершенствуют методику своей работы. По мере перехода учащихся с одной ступени образования на другую, более высокую, творческая познавательная деятельность учащихся все более и более сближается с научно-исследовательской работой.

Таким образом, творческая деятельность предполагает более высокий уровень познавательной деятельности, характеризующейся тем, что учащиеся не ограничиваются простым воспроизводством, а высказывают свои собственные суждения и оценки, ставят вопросы, сравнивают и сопоставляют изучаемые явления, обобщают их, предлагают оригинальные пути решения поставленных задач, выдвигают новые проблемы, создают свои собственные работы: рецензии, критические очерки, рассказы и т. д.

Творческая познавательная деятельность учащихся.

Педагогика сотрудничества ученика и учителя реализуются в творческой деятельности. Творческое начало в деятельности учителя и учащихся способно вскрыть внутренние резервы обучения, революционизировать весь учебно-воспитательный процесс в школе и вывести практику на качественно новые конечные результаты.

Слово “творчество” происходит от слова “творить”, и в общеизвестном смысле означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном или общественном.

Соответственно и творческая познавательная деятельность учащихся есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта (в индивидуальном опыте ученика - нового, неизвестного для него научного знания или метода, но известного, как правило, в общественном опыте).

Следовательно, основными критериями творчества в познавательной деятельности ученика являются: самостоятельность (полная или частичная); поиск и перебор возможных вариантов движения к цели (в полном или частичном объеме); создание в процессе движения к цели нового продукта (в полном или частичном виде).

Степень полноты самостоятельности, поиска и создания продукта определяет уровни творчества — низкий, средний, высокий.

Творческая деятельность невозможна без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, к самостоятельному поиску, без воображения и эмоций.

В основе любой творческой деятельности лежит прогноз - предвидение ее вероятных результатов. Поэтому усвоение учащимися теоретического материала на творческом уровне предполагает его прогнозирование. Примером такого прогнозирования на элементарном уровне может служить поиск и воссоздание слов в кроссворде: этот поиск осуществляется на основе заданных ориентиров и “перебора” ранее усвоенных знаний.

Главное в творческой деятельности учащихся - процессуальная сторона, методы овладения знаниями. Учащиеся могут не только более глубоко и всесторонне изучать те или иные явления, не только выражать свое отношение к изучаемому, высказывать свою точку зрения, не только переносить известные способы решения в новые условия, но и находить принципиально новые способы. Чтобы учащиеся успешно овладели этим опытом, чтобы у них постепенно формировались такие качества, как познавательная самостоятельность, способность творчески решать задачи, необходимо не только рассказать им о творческом процессе, не только знакомить с результатами исследовательского поиска других людей, но и включать их в такую деятельность, которая побуждала бы к проявлению активности и самостоятельности самого высокого уровня.

Чтобы правильно решать задачи развития творчества в процессе обучения, следует помнить: с какой бы степенью самостоятельности ни осуществлялась познавательная деятельность учащегося, какой бы характер ни носила (репродуктивный или прогностический), она является производной, зависимой от деятельности учителя, то есть ведомой, а деятельность учителя — организующей, ведущей.

Одновременно деятельность учителя является и прогнозирующей, учитель прогнозирует развитие прогностической деятельности учащихся.

Составными частями познавательной деятельности учащихся являются цель и мотивы деятельности, содержание, уровни, приемы, способы, процедуры, отношение, результаты. Чтобы успешно управлять этой деятельностью, динамикой составных элементов, необходимо четко представлять главные задачи прогноза: что прогнозировать и как прогнозировать.

Общая задача прогноза — это предвидение тех условий, средств, форм и содержания деятельности, которые являются наиболее благоприятными и оптимальными для развития и совершенствования личности в целом, в том числе ее материалистического мировоззрения, научных знаний, творческого мышления, познавательных интересов, потребностей и способностей, высоких моральных качеств, физического совершенства, эстетических вкусов и взглядов.

Частные задачи можно свести к двум. Первая задача - это прогнозирование познавательной деятельности по содержанию, или предвидение всего того, что создает благоприятные условия для экономного, глубокого и прочного усвоения той или иной системы научных знаний. Вторая задача - это прогнозирование познавательной деятельности по ее способам, или предвидение движения учащихся от элементарных уровней и форм деятельности к более сложным и высоким.

При решении первой задачи существенным представляется отбор и создание таких логических конструкций знаний, которые бы могли быть орудием или способом познавательной деятельности и которые могли бы обеспечить ее переход от репродуктивной деятельности к прогностической, от эмпирического уровня к теоретическому, от абстрактного к конкретному, от общего к частному. При решении второй частной задачи существенно важным является создание и отбор таких способов деятельности, которые бы могли быть использованы учащимися при усвоении теоретического материала на творческом уровне.

В ходе исследования сформулированы и обоснованы основные закономерности соотношения репродуктивной, или воспроизводящей, и творческой познавательной деятельности:

  • репродуктивное и творческое познание соотносятся между собой как два самостоятельных звена единого целого, причем репродуктивное познание выступает как подготовительное звено, а творческая - как основное;
  • данные два типа познания соотносятся между собой как целое с элементом в каждом звене: в первом звене в качестве целого выступает репродукция, а в качестве qvo элемента - творчество; во втором звене - наоборот;
  • оба типа познания соотносятся между собой диалектически динамично, со взаимным переходом друг в друга.

Граница между репродукцией и творчеством является условной и подвижной, она проявляет себя по-разному в различных зонах и видах деятельности, в том числе и познавательной.

В процессе творческого освоения материала перед учащимися возникают две последовательные задачи. Первая - распознать явление (объект), его признаки, стороны, составные элементы, связи и отношения, алгоритмы преобразования; вторая - описать его объяснить причину или способ существования, сформулировать правило (там, где это необходимо) на предмет преобразования.

Решение каждой из задач требует использования соответствующего набора общих и специфических методов познания.

При решении первой задачи используются следующие методы (как общие, так и специфические):

  • распознавание существенных, достаточных и необходимых признаков и свойств явлений, лежащих на поверхности и не требующих доказательств, с помощью наблюдения, пробных преобразований, разложения на составные части (анализа) и их объединение (синтеза), сравнения (различия и отличия), аналогии, противопоставления, отвлечения;
  • распознавание закономерных связей и отношений с помощью наблюдения, пробных преобразований, схем, ключевых идей и принципов, индукции и дедукции, восхождения от абстрактного к конкретному построение “идеальных” объектов и “примерка” их к эмпирическим;
  • распознавание правил и алгоритмов преобразования явления с помощью наблюдения, пробных преобразований и нахождения ключа алгоритма.

Данная группа методов имеет три области использования: область распознавания признаков, область распознавания связей и отношений, область распознавания правил и алгоритмов.

При решении второй задачи - конструирование, изложение и развертывание знаний - используются:

  • методы описания распознанных признаков явлений с помощью определений (свернутых описаний) и повествования (развернутых описаний);
  • методы объяснения распознанных связей и отношений с помощью формулирования утверждений, тезисов, законов, принципов, теорем, формул, раскрывающих связи и отношения, и с помощью обоснования и доказательства закономерного характера связей и отношений;
  • методы выведения предписаний с помощью формулирования правил, алгоритмов, рекомендаций и применения их на практике с помощью самых различных способов, в том числе по образцу, аналогии и т.д.

Таким образом, общие и специфические методы используемые на этапе формулирования теоретических знаний, имеют также свои области применения: описания, объяснения выведения предписаний и применения их на практике.

Большую роль в учебном познании, в особенности творческом, играют чувственные и рациональные, экспериментальные и логические методы.

Мыслительные операции совершаются за пределами видимого, поэтому обучение этим операциям крайне затрудняется. Словесно-логические и предметные операции можно наблюдать, фиксировать, корректировать, поэтому обучение этим операциям может стать предметом специальной деятельности учителя.

Творческая познавательная деятельность учащихся характеризуется тем, что они самостоятельно раскрывают новые стороны изучаемых явлений, приобретают знания о новых фактах, умеют видеть новое в уже известных им фактах. В процессе этой деятельности учащиеся овладевают такими приемами деятельности, как умение наблюдать, сравнивать, обобщать, намечать порядок работы, а затем упражняться в применении названых приемов.

Познавательная деятельность учащихся зависит от их подготовки, от характера и объема учебного материала. Деление познавательной деятельности на уровни условно, оно отражает в обобщенном виде ступени расхождения учащихся от воспроизводящей, или репродуктивной, к творческой деятельности.

Самостоятельная творческая познавательная деятельность учащихся в обучении.

Умения и навыки.

Умение в узком значении образуются и функционируют на основе приобретенных знаний, при постоянстве и повторении определенной части внешних условий. Общая структура таких действий, способы их выполнения не варьируются, они остаются неизменными. Действие на уровне умений еще недостаточно отработано и закреплено, выполняется медленно. В результате последующего повторения оно может быть доведено до уровня навыка. По психологическому признаку действие на стадии умения совершенствуется всегда при сосредоточении произвольного внимания и волевых усилий, под контролем сознания, проявляющегося в постановке цели, в обдумывании способов выполнения операций, достигаемых результатов.

Навык образуется на основе знаний, по мере его совершенствования осуществляется постепенный переход к обобщенным рассуждениям. Действие на уровне навыка совершается быстро, легко, экономно, уверенно, при постоянстве и повторении определенной части внешних условий. Общая структура таких действий, способы их выполнения не варьируются, они остаются неизменными. По психологическому признаку навык образуется на основе сознательного выполнения действий, функционирует при отсутствии или минимуме затрат умственных и волевых усилий, ослаблении произвольного внимания, снижении физического и нервного напряжения.

Оптимизация процесса формирования у учащихся умений и навыков связана с совершенствованием методического аппарата учебных пособий, с разработкой комплекса дидактических материалов, применение которых в большей мере расширяет сферу активной деятельности учащихся с учебным материалом, содействует повышению качественных показателей обучения.

Под умениями самостоятельной работы понимается осознанное владение способами и приемами учебной деятельности, основанное на использовании знаний о сущности и методах организации учебной деятельности. Под навыками самостоятельной работы понимается автоматизированное владение способами и приемами учебной деятельности. Выработка у учащихся навыков самостоятельной творческой работы - одна из центральных задач обучения.

Важнейшими навыками самостоятельной творческой деятельности являются описание, объяснение и работа с учебником.

Научить ученика самостоятельно описывать наблюдаемые предметы и явления значит избавить учащегося от необходимости заучивать на память все определения, а также запоминать подробные тексты. Если научить учащихся самостоятельно наблюдать явления, распознавать их существенные признаки сходства и отличия, на основании этого формулировать определения и строить рассказы, то этим самым они научатся овладевать описательным материалом на основе его прогнозирования. Им остается сравнивать результаты своего прогностического описания с теми данными, которые изложены в учебниках, и в случае ошибок вносить соответствующие поправки и коррективы.

Научить учащихся наблюдать и описывать явления — это первоначальная задача. Следующая задача — научить учащихся переходить от описания к объяснению, то есть к раскрытию связей, отношений и обоснованию их закономерного характера. Если учащиеся овладеют процедурой объяснения, ее основными операциями, то они окажутся действительно способными самостоятельно находить закономерные связи и отношения ранее описанных явлений, формулировать на основе этого законы, теоремы, принципы, свойства, доказывать их справедливость для заданных условий, то есть смогут усваивать определенные элементы теоретических знаний на основе их прогнозирования.

Задача школы - научить учащихся рационально работать с системой научных знаний. Учебник в деятельности учащегося — главный источник научной информации, и нужно заложить такой опыт работы с ним, который мог бы быть использован в освоении любой необходимой системы научных знаний. Главная точка опоры в работе с учебником - запас ранее усвоенных знаний и сведений, а рычаг - познавательный аппарат, умения и опыт использования этого аппарата, заинтересованное отношение ученика, его устойчивость, воля, целеустремленность. На этапе применения учащимися усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной практической работе используются творческие упражнения. Действие на уровне навыка может совершаться в обстановке, отличной от условий его формирования, становится важным средством осуществление сложной творческой деятельности, решения более важных жизненных задач, достижения новых, более широких целей.

Выполнение разнообразных работ практического характера базируется на системе ранее усвоенных знаний, умений и навыков. Сформировавшиеся навыки становятся необходимой техникой для любой деятельности. Чтобы то или иное содержание могло быть сознательно контролируемым в условиях, когда актуально сознаваемым является другое содержание, нужно, чтобы оно раньше занимало структурное место непосредственной цели действия. Если затем оно войдет в состав деятельности в качестве одной из осуществляемых ее операций, тогда на это содержание и будет обращаться внимание в порядке контроля.

Исследования психологов показали, что выполнение учащимися частных действий в учебной деятельности необходимо не только для того, чтобы обеспечить совершенствование выполнения той или иной операции, но и для того, чтобы обеспечить возможность совмещения, а за тем замещения частных действий другими, более сложными. Для того, чтобы этого достигнуть, нужны дополнительные упражнения, преследующие цели координации отдельных частных действий. Поэтому необходимо реализовать одну из основных задач школы - научить школьников не только воспроизводить и совершенствовать усваиваемые знания, умения, навыки, но и свободно ими оперировать в разнообразных работах творческого характера, совмещать выполнение тренировочных и творческих упражнений.

Процесс выполнения работ творческого характера содействует развитию познавательных сил и способностей учащихся, непрерывному их совершенствованию. Рациональное использование учащимися усваиваемого учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих эмоциональные переживания, положительное и отрицательное отношение к учебе. Все это содействует успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что, в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом.

Через творческие упражнения учителям представляется возможность установить насколько эффективно усвоены знания, умения и навыки, в какой степени они устойчивы, прочны и действительны при приложении их в разнообразной практической и творческой деятельности.

Использование многочисленных знаний и навыков в процессе выполнения творческих упражнений становится важным средством приобретения учащимися более обобщенного умения, формирование которого является конечной целью педагогического процесса, по мнению К. К. Платонова.

Упражнение творческого характера необходимо при обучении любому учебному предмету. Систему творческих упражнений можно разделить на несколько видов.

Одни из них носят художественно-образный характер, другие - служат цели приобщения учащихся к учебно-практической деятельности, третьи — носят непосредственно практический характер, четвертые - включают учащихся в конструкторско-техническую деятельность, пятые - приобщают их к опытнической работе, шестые - включают в творческую деятельность и т. п.

Творческие упражнения, вводимые в обучение, организуются и проводятся по-разному, поскольку различен характер знаний, умений и навыков в творческой и практической деятельности. Однако всем видам творческих упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приемы их подготовки и проведения:

Во-первых, процесс выполнения всех видов творческих упражнений носит сознательный характер. Необходимым условием успешного решения поставленных в них творческих, практических задач является осознание цели, всестороннее понимание возникшей проблемы, содержание, структуры и результатов выполнения предстоящей деятельности.

Во-вторых, в процессе подготовки учащихся к выполнению творческих упражнений проводиться тщательный анализ задания, наличие данных, рациональные способы самостоятельного осуществления практической деятельности, мобилизации имеющихся знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работ творческого характера.

В-третьих, предстоящей творческой деятельности предается строгая логичность, составляется план последовательности выполнения задания.

В-четвертых, проводится непосредственная реализация намеченного плана.

В-пятых, полученный результат сопоставляется с заданием, проверяется правильность решения творческой задачи.

Творческим упражнением одного вида присуща вариативность задания. В процессе составления и решения разнообразных задач, содержащих в себе элементы новизны, учащиеся овладевают широким кругом приемов их решения. К самостоятельному применению усваиваемых знаний, умений и навыков в работах творческого характера необходимо готовить учащихся постепенно, планомерно, с учетом их возрастных возможностей и подготовленности.

Таким образом, в процессе выполнения творческих упражнений учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности. Выполнение творческих упражнений характеризуется самым высоким уровнем познавательной деятельности учащихся, которая проявляется в более вдумчивом и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями и процессами, в раскрытии практической значимости усваиваемого учебного материала.

Выполнение творческих упражнений имеет большое значение для совершенствования применяющихся в них знаний, умений и навыках, приобретения учащимися новых, более глубоких знаний, овладения более сложными обобщёнными умениями.

Сложные действия на уровне обобщённого умения образуются и базируются всегда на системе ранее усвоенных знаний и простейших умений и навыках. Обобщённые умения отвечают разнообразным изменяющимся условием деятельности.

Общая структура и способы их выполнения не остаются постоянными, на одном уровне, они варьируют и не связаны с приобретением свойств навыка, не могут быть автоматизированными. Совершенствование их выступает как всё более успешное и самостоятельное использование учащимися наиболее рациональных приёмов и способов действия в постановке и решении новых задач. На основе этих умений возможно формирование новых оригинальных творческих действий. По психологическому признаку обобщённое умение из-за наличия в составе его общей структуры автоматизированных неизменных компонентов выполняется всегда при сосредоточении произвольного внимания, волевых усилий, под контролем сознания, проявляющегося в планировании деятельности, установлении связи между условиями и средствами её достижения, проверке правильности выполнения задания.

Самостоятельная творческая познавательная деятельность на уроке.

1. Творческая познавательная деятельность учащихся при изучении нового материала.

Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся при изучении нового учебного материала находятся в постоянном взаимодействии и развитии: овладев одними методами и приемами познавательной деятельности, учащиеся переходят к другим, более совершенным. Виды той и другой познавательной деятельности определяются в основном спецификой нового для них учебного материала: при изучении фактов, понятий, формировании умений и навыков преобладает воспроизводящая познавательная деятельность, а при изучении различных суждений, взглядов, оценок - творческая.

Виды воспроизводящей и творческой деятельности при изучении нового учебного материала зависят от уровня познавательной деятельности учащихся. Под уровнем познавательной деятельности подразумевается степень восхождения учащихся к научному, техническому и художественному творчеству. Для приближения к этой деятельности необходимо пройти ряд этапов в овладении научными знаниями и методами познавательной и практической деятельности. При изучении гуманитарных дисциплин были выявлены следующие уровни подготовительной деятельности учащихся:

а) Уровень, связанный с необходимостью простого воспроизведения: запоминание хронологических дат, пересказ событий, явлений, решение различного рода заданий по имеющемуся образцу.

б) Уровень, на котором воспроизведение нового материала включает в себя элементы творчества: самостоятельное составление примеров на изученные правила, письменное и устное изложение событий, явлений с их последующей самостоятельной оценкой, решение заданий, связанных с самостоятельной деятельностью (составление развернутого плана, самостоятельный подбор цитат, комментирование текста и т. д.).

в) Уровень, характеризующий воспроизведение и творчество более высокого качества: различного рода сочинения, требующие для самостоятельной и творческой оценки событий, явлений, их воспроизведение, поиск наиболее рационального решения заданий, самостоятельный анализ явлений, событий, образов.

г) Уровень, на котором преобладает самостоятельная творческая деятельность: критические очерки, сочинения на свободную тему, сочинение собственных произведений (стихов, рассказов и т. д.).

Уровни познавательной деятельности учащихся зависят от их подготовки к творческой деятельности, и от объема и характера изучаемого нового материала. Они не являются чем-то застывшим, их деление в какой-то мере условно. В таком случае, если учащиеся достаточно подготовлены к творческой деятельности, первый и второй уровни выступает как единый, а четвертый является основным.

2. Творческая познавательная деятельность учащихся при закреплении учебного материала. Закрепление - одно из важнейших звеньев учебного процесса. Его главная цель - дальнейшее

осмысливание, более глубокое усвоение изучаемого материала, уяснение и уточнение вопросов, недостаточно хорошо понятых при первичном ознакомлении, формирование и упрочнение необходимых умений и навыков.

При закреплении учебного материала целесообразно использовать сочетание воспроизводяще-творческих и творческих работ с акцентом на первые из них. Творческие работы в этих случаях применяются, прежде всего, по материалу, на который новая тема опирается и который известен учащимся из предшествующих тем, а также при обобщении всего материала темы урока. Сочетание воспроизводяще-творческих и творческих работ повышает активность учащихся, вызывает интерес к предмету и в результате способствует повышению теоретического уровня знаний, создает благоприятную основу для формирования прочных умений и навыков.

На специальных уроках закрепления имеются значительные возможности для организации творческой познавательной деятельности учащихся. В целях повышения ее эффективности усилия учителя как организатора и руководителя учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на оптимальный выбор методов и приемов обучения, на целесообразное сочетание воспроизводяще-творческих и творческих работ учащихся с увеличением количества работ собственно творческого характера в соответствии с особенностями учебного предмета и спецификой конкретного материала.

3. Творческая познавательная деятельность учащихся обобщающем повторении.

Уроки обобщающего повторения имеют особую роль в решении задач не только упрочнения, углубления и расширения знаний учащихся, совершенствования их умений и навыков, но и приведения знаний в определенную систему. Поэтому важное место здесь занимают творческие задания, непосредственно направленные на обобщение и систематизацию знаний. Практика показывает, что эффективность познавательной деятельности учащихся бывает более высокой, если работа по упорядочению и обобщению знаний организуется учителем не только на самих повторительно-обобщающих уроках, но и на каждом из уроков по той или иной теме программы.

Особенности повторительно-обобщающих уроков, такие как отсутствие новизны в содержании учебного материала и охват материала, значительного по объему, делают особенно существенным для успешной организации творческой познавательной деятельности учащихся обеспечение учителем необходимых условий как для осознания ими учебно-познавательного процесса в целом, так и для глубокого понимания значения работы, проводимой на уроках данного типа.

4. Творческая познавательная деятельность учащихся при выполнении лабораторных и практических работ.

Творческая познавательная деятельность при выполнении лабораторной работы рассматривается как умение учащихся самостоятельно раскрывать новые стороны изучаемых явлений, умение приобретать знания о новых фактах, видеть новое в известном.

Творческая познавательная деятельность характеризуется тем, что учащиеся в процессе обучения овладевают основными логическими и техническими приемами учебной работы. Они приобретают умение сравнивать, обобщать, работать с учебником, таблицей, самостоятельно наметить порядок или план работы и его выполнить, и, наконец, умение перенести известные им приемы деятельности на решение других задач.

Особую дидактическую ценность имеют такие практические работы, которые вооружают учащихся умением творчески применить знания на практике. При этом понятие “применение знаний” характеризуется как целенаправленный перевод знаний из потенциального состояния в актуальное в процессе выполнения практических работ. Таким образом, знания (как внутреннее достояние учащегося) получают выход в практическую деятельность в определенных условиях. Применяя знания, учащийся использует раннее усвоенную научную информацию, свой жизненный опыт, важнейшие логические операции, а также специальные знания о том, как, какими приемами и средствами можно реализовать приобретенные знания на практике. Одновременно он овладевает умениями самостоятельно добывать новые знания, доказывать истинность или ложность того или иного теоретического положения, искать и находить целесообразные способы выполнения практических работ.

Умение творчески применять знания на практике требует от человека высоко развитой интеллектуальной и практической самостоятельности. Он должен уметь планировать свою деятельность, формулировать ее цель, выдвигать гипотезы, доказывать и обосновывать их.

В самостоятельной работе учащийся может по новому решить задачу, применить усвоенные знания в новых условиях. Самостоятельное применение знаний можно определить как активный поиск учащимися новых путей решения познавательных задач в процессе выполнения практических работ. В этом случае самостоятельность выступает как критерий умения учащегося творчески применить знания в определенных условиях для достижения полезного результата.

В самостоятельном применении знаний главным является способность видеть в предложенной практической работе познавательную проблему, разработать план ее решения, выполнить практическое задание, получить и проверить результат. Формулировка цели, размышление о плане, результатах работы, а также анализ процесса применения знаний и полученного результата - все это помогает ученику с помощью мышления и воображения предвосхитить процесс и результаты применения знаний, развивает способность замечать в предметах и явлениях то, что существенно важно для практической деятельности.

Самостоятельно применяя ранее усвоенные знания учащийся одновременно приобретает новые. Единство применения знаний и их приобретения - характерная черта процесса выполнения учащимися самостоятельных практических работ. Приобретая новые знания, учащийся одновременно овладевает методикой и техникой наблюдения и эксперимента, которые помогают ему успешно реализовать знания на практике, ознакомится с некоторыми доступными элементами научного исследования. Сознательно овладев в школе таким умением, учащиеся подготовятся к современному творческому труду.

Чтобы выполнять выполнение практических работ развивало умение творчески применять знания, необходимо шире использовать такие из них, которые учащиеся могут выполнить самостоятельно. Необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно применяли знания во всех основных звеньях процесса выполнения практических работ, чтобы применение знаний было непрерывным и последовательным. Оно должно развивать у учащихся умение ставить цель, планировать процесс и результат практической работы, умение самостоятельно подбирать и использовать учебное оборудование в практической работе.

Самостоятельные творческие работы.

Для развития творческой активности и самостоятельности каждого учащегося в процессе обучения применяются различные виды индивидуальных самостоятельных работ. Под индивидуальными самостоятельными работами понимаются такие самостоятельные работы, которые индивидуализированы по содержанию или по способу выполнения.

Под индивидуальными самостоятельными работами с одинаковым содержанием понимаются работы, которые по содержанию являются общими для всех учащихся класса, но каждый выполняет их в соответствии со своими индивидуальными особенностями, уровнем подготовленности.

Под индивидуальными самостоятельными работами с одинаковым способом выполнения понимаются такие работы, которые по своему содержанию соответствуют индивидуальным особенностям отдельных учащихся, а по способу выполнения одинаковы для всех учащихся.

Формированию положительного отношения к изучаемому предмету, развитию познавательного интереса к нему способствуют индивидуальные самостоятельные работы, содержащие элемент творчества, которые обостряют эмоционально-мыслительные процессы учащихся, обостряют наблюдательность, память и т. д. Индивидуальные самостоятельные работы, содержащие элемент творчества, могут быть использованы при обучении с целью повышения эмоционального тонуса учебной деятельности, активности и самостоятельности отдельных учащихся. Такие работы создают условия для воздействия в процессе обучения на чувства учащегося, которые являются основой для проявления интереса, внимания.

В организации творческой познавательной деятельности на уроке ведущей является коллективная деятельность. Она определяет направленность индивидуальных самостоятельных работ учащихся.

В организации самостоятельных работ ведущим является процессуальная основа деятельности. Индивидуальная форма организации самостоятельных работ является вторичной. Если в классе не создана атмосфере коллективной творческой деятельности на уроке, то применение индивидуальных самостоятельных работ творческого характера может не дать желаемых результатов. Если же такая

атмосфера создана, то недостатки индивидуализации компенсируются тем, что учащиеся самостоятельно начинают работать на уровне своих возможностей, то есть при выполнении только фронтальных заданий достигают высокого уровня творческой деятельности.

Глава III. Руководство творческой познавательной деятельностью учащихся. Творческая познавательная деятельность учащихся характеризуется следующими особенностями:

а) оно находится иод контролем учителя и по ходу развертывания может им корректироваться и регулироваться заданными ориентирами и соответствующими подсказками;

б) все творческие акты учащихся предварительно проигрываются учителем в его сознании и воображении, тщательно им подготавливаются.

Следовательно, учитель может не только осуществлять систематическое и целеустремленное руководство познавательной деятельностью учащихся, но и специально готовит их к творческому способу усвоения научной информации. В системе данной подготовки большое место принадлежит обучению учащихся методам той или иной науки.

И. Я. Лернер, выступая за построение системы обучения, которая бы создавала простор для оптимального развития природных задатков и творческой деятельности, говорил о необходимости целенаправленного руководства формированием творческих потенций человека, утверждая, что достижение одинаковых результатов в этом процессе невозможно, так как творческие задатки у разных людей различны, как различен и доступный им потолок успехов при любом обучении. Творчество как о процессе создания человеком объективно или субъективно качественно нового рождается посредством специфических творческих процедур, не поддающихся представлению как точно описываемая и регулируемая система операций или действий.

Руководство познавательной деятельностью проходит на различных уровнях. Под уровнями познавательной деятельности подразумевается степень восхождения учащихся к научному, техническому и художественному творчеству. Для приближения к этой деятельности необходимо пройти ряд этапов в овладении знаниями и методами познавательной и творческой деятельности.

Существуют следующие уровни руководства творческой познавательной деятельностью:

Воспроизведение изучаемого материала;

Включение материала, в котором имеются элементы творчества;

Включение творческих элементов, причем творческая деятельность преобладает;

IV. Приобщение учащихся к самостоятельному и творческому добыванию знаний. Уровни познавательной деятельности учащихся зависят от их подготовки, от объема и характера учебного материала. Деление это условно, оно отражает в обобщенном виде ступени восхождения учащихся от воспроизводящей к творческой деятельности.

Одним из аспектов руководства творческой познавательной деятельностью учащихся является опора на их жизненный познавательный опыт. Корректировка познавательного жизненного опыта учащихся способствует создания проблемных ситуаций, в основу которых положено расхождение между этим опытом и проблемами, которые заложены в новом материале.

Руководство познавательной деятельностью учащихся и ее организация являются одной из функций методов обучения. Ю. К. Бабанский, давая общедидактическую классификацию методов обучения, первую из трех групп называет группой методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, имея в виду методы передачи и восприятия учебной информации, методы, обеспечивающие определенный характер мыслительной деятельности, методы организации практической деятельности учащихся.

Успех в организации творческой деятельности учащихся зависит от того, на сколько оптимально осуществляется учителем выбор методов обучения применительно к данным конкретным условиям, каков удельный вес методов, направленных на развитие творческих сил учащихся. Осуществление эффективного руководства творческой деятельностью учащихся зависит от соблюдения таких условий, как тщательный отбор видов творческих заданий применительно к этапу усвоения знаний и выработки умений и навыков; рациональное сочетание творческих заданий с заданиями воспроизводящего характера; продумывание и соблюдение последовательности их выполнения; учет особенностей возрастного развития учащихся и их интеллектуальных возможностей; учет специфики учебного предмета и характера изучаемого материала.

Выделяется ряд этапов руководства творческой самостоятельной деятельностью учащихся, в том числе самостоятельной индивидуальной работой:

  1. Планирование учителем творческих самостоятельных работ учеников.
  2. Подготовка учащихся к выполнению этих работ.
  3. Руководство творческой работой учащихся в процессе ее выполнения.
  4. Завершение работы, ее оценка.

На первом этапе планирования работы, учитель устанавливает сроки проведения работ творческого характера, в том числе и индивидуальных, тщательно выбирает материал, выделяет знания творческого характера в зависимости от специфики учебного материала и психологических особенностей учащихся.

Особенно серьезное внимание уделяется второму этапу, этапу подготовки учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, как групповых и фронтальных, так и индивидуальных. Чаще всего используется следующие приемы: указание списка литературы, составление плана, анализ предшествовавших работ, индивидуальная беседа и др.

На третьем этапе непосредственного выполнения работы выделяются прежде всего систематические консультации, проверка конспектов и тезисных планов.

Заключительный четвертый этап работы над заданиями творческого характера включает оценку работы и взаиморецензирование.

Перечисленные выше приемы руководство творческой деятельностью учащихся чаще всего даются не в системе.

Следует учесть, что кроме учителя при выполнении самостоятельных творческих работ учащиеся испытывают влияние родителей, братьев, сестер, товарищей по классу, других учителей, а также учебника и дополнительной литературы.

Следует выделить следующие критерии эффективности применяемых учителем приемов руководства творческой деятельностью учащихся. Это умение создать проблемную ситуацию, поставить познавательную задачу, осмыслить ее содержание, наметить и обсудить гипотезу, обеспечить условие для самостоятельного выполнения практической работы, помочь ученикам самостоятельно проверить выполненное задание, а также проверить и оценить работу ученика, его знания и навыки.

Педагогическое руководство ставит цель научить учащихся применять систему теоретических знаний для творческого решения конкретных практических задач. Для учителя важно согласовать свое руководство с самоконтролем, который осуществляют учащиеся, управляя своей познавательной деятельностью. Это уменьшает внутреннее сопротивление учащихся руководству учителя как внешнему воздействию, одновременно усиливая их причастность к процессу коллективного учебного творчества.

В педагогическом руководстве значительное место занимает способность учителя самостоятельно анализировать цель, задачи, содержание и методы реализации принятого решения, имеющиеся у учащихся необходимые знания, умения и навыки, их жизненный и учебный опыт, а также положительные и отрицательные объективные и субъективные факторы, способствующие или препятствующие достижению конечной цели, наконец, логику самого пути, ведущего к дидактическому результату, и полученный результат.

Творческая познавательная деятельность предполагает выявление новых сторон изучаемых явлений, расширяет и углубляет знания, способствует активизации познавательных и творческих сил учащихся, более глубокому проникновению в сущность изучаемого вопроса, повышает самостоятельность школьников в овладении знаниями вызывает новизны суждений и выводов.

Проблема творческого развития личности на современном этапе развития педагогики приобретает все большую актуальность. Решение проблемы всестороннего и гармоничного развития личности вне творческого развития ее не возможно. Творческое же развитие возможно только при условии включении учащихся в самые разнообразные виды деятельности.

Творческая познавательная деятельность учащихся в обучении, какой бы характер она ни носила, какой бы активной она ни была, всегда должна направляться и организовываться учителем. Это руководство зачастую имеет стихийный характер, но в тоже время необходимость его заложена в самой природе учебного процесса и тех методов, которыми пользуется учитель.

Таким образом, самостоятельность творческой деятельности условна, так как сама субъективность познания нового учащимися несет в себе обязательность контроля со стороны учителя. Учитель должен направлять творческую познавательную деятельность учащихся, вырабатываю у них умения и навыки самостоятельной работы.