Особенность данного урока определяется спецификой содержания сюжетной линии. За основу был взят сюжет известной ученикам сказки. По ходу урока воспроизводятся фрагменты сказочного повествования, и в этот процесс включается выполнение математических заданий. Литературное путешествие по страницам детской книги направлено на расширение кругозора учащихся, формирует у детей познавательную мотивацию. Сюжет сказки не сохранен в оригинальном виде и преобразован с учетом целей и содержания урока математики.
Задания урока способствуют формированию игровой атмосферы на уроке, а также создают значительный развивающий эффект. Они направлены на развитие у младших школьников восприятия, воображения, логического мышления, конструкторско-практических умений, самоконтроля.
Цели урока:
- ознакомить с решением задач нового вида и с иллюстрацией в виде чертежа;
- повторять таблицу умножения 2, 3, 4;
- закреплять знания правил о порядке действий;
- повторить признаки зимы;
- прививать любовь к сказкам;
- развивать речь учащихся.
Оборудование:
- выставка книг С.Я. Маршака,
- портрет С.Я. Маршака,
- опоры на порядок действий,
- фигурки зайца и бельчат, корзина, подснежники.
- “Ромашка” для повторения умножения,
- линейка, карандаши, циркули.
Ход урока
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. На нем мы совершим путешествие по сказке. При этом вы вспоминаете таблицу на 2, 3, 4, будете по-новому иллюстрировать задачу, решать примеры, проверите свои знания по природоведению, проявите смекалку и взаимопомощь.
Написал эту сказку С.Я. Маршак (показываю портрет). А как она называется, узнаете из загадки.
* “12 братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят!”
- Кто эти братья?
- Месяцы!
- Как называется эта сказка?
- “12 месяцев”
- Назовите их по порядку!
- Какой по счету месяц март?
- Третий!
- А август?
- Восьмой!
- Какой месяц стоит между октябрем и декабрем?
- Ноябрь
- Какое время года наступило?
- Зима!
- Назовите зимние месяцы!
- Декабрь, январь, февраль!
- Ну что ж, пора и в сказку. Ой, а там ведь зима. Как мы должны одеться?
- Тепло!
- Встали все. (Имитируем движения, действия). Надеваем валенки, пальто или шубку, застегиваемся, повязываем шарф, надеваем шапку, варежки и пошли! Входим в зимний лес. (Садитесь).
(Читаю отрывок из книги).
*Укромная полянка. Никем не потревоженный снег лежит волнистыми сугробами, покрывает деревья пушистыми шапками, очень тихо. Но вдруг появляются белки и зайчонок. Они начинают играть в “горелки”, т.е. догонять друг друга, а вам предлагают тоже поразмяться. Для этого прочтите числа.
35, | 23, | 72, | 1, | 76, | 34, | 19, | 37, | 54, | 12, | 8, | 10, | 36, | 27, | 7. |
- На какие две группы можно разделить их?
- 1-значные и 2-значные!
- А еще?
- Четные и нечетные!
- Какие числа называем 1-значными, а какие 2-значными? Причтите 1-значные числа!
- Какие числа называем четными? Какие – нечетными? Прочтите четные числа!
- Назовите самое маленькое число.
Самое большое?
- 1 и 76.
- Назовите соседей числа: 35, 23, 72.
- Состав чисел : 34, 19, 54, 36, используя слово “это”.
* Прочтите по-разному! 4 ? 2 = 8
- Что показывает число 4? Число 2?
- Как найти неизвестный множитель? Правило!
* Замените умножением!
3 + 3 +3 +3 +3 = 3 x 5
4 + 4 + 4 = 4 x 3
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 2 x 6
2 + 2 + 3 + 4 = НЕЛЬЗЯ, т.к. слагаемые разные.
- Что мы называем умножением?
* А сейчас веселые задачки!
1-ая от зайчика:
* К 2-ум зайчатам в час обеда
Прискакали 3 соседа.
В огороде зайцы сели
И по 3 морковке съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (= 15)
- Объясните, как считали? (2 + 3) x 3 = 15.
2-ая от белочек:
* 3 бельчонка маму- белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
9 шишек принесла.
Разделила на троих
Сколько каждому из них? (по 3)
9 : 3 = 3
- Последим за игрой зверушек!
(Читаю отрывок из книги).
* Белки с разгона взбираются на дерево.
Заяц: Вы куда, куда? Так нельзя, это нечестно!
Белки:
А ты, заяц, прыгни, прыгни!
Подскочи, подскочи!
Хвостом махни и на ветку!
Заяц: Да у меня хвост короткий!
Белки смеются. Девушка тоже. Зверушки быстро оглядываются на нее и прячутся.
- Что это за девушка? Кто она?
- Падчерица!
- Что значит это слово “падчерица”? Как понять?
- Неродная дочь!
- Для чего она отправилась в лес?
- Набрать подснежников!
- Почему их так называют?
- Растут под снегом!
(Читаю текст).
* Лес. На землю падают крупные хлопья снега. Густые сумерки. (что значит “сумерки”?). Падчерица кутается в рваный платок. Дует на замерзшие руки. Она еле-еле пробирается через глубокие сугробы.
- Ребята, давайте ей поможем. Сугробы исчезнут, если вы верно ответите таблицу умножения и исправите ошибки (инд. карточки) в решенных примерах.
(по несколько примеров 2, 3, 4) |
(Дети зачеркивают и пишут верный ответ).
(Читаю текст).
- В лесу все больше и больше темнеет. И вдруг девушка увидела золотой огонек. И дымком теплым как будто запахло. Неужто костер? Девушка раздвигает и приподнимает лапы густых высоких елей и видит…
- Что и кого?..
- Костер и 12 месяцев.
(Пальчиковые упражнения)
- А какой месяц сделал так, чтобы появились цветы?
- Апрель!
(Читаю текст).
- Падчерица с корзиной исчезает за деревьями.
- Поможем ей побыстрее набрать подснежников в корзину. Для этого запишем и решим примеры по 2-ум числам. Решив пример, срываете и кладете цветок в корзину.
К доске:
Сергей – 18 и 7, 40 и 14, 49 и 12, 51 и 9.
Маша – 84 и 5, 90 и 8, 36 и 25, 50 и 26.
Проверяем ответы:
“+” 25, 51, 61, 60, 89, 98, 61, 76
“-” 11, 26, 37, 42, 79, 82, 11, 24
- Молодцы! Помогли девушке собрать цветы!
- А для кого они предназначались? Куда их собирались отвезти?
- В королевский дворец.
- К какому празднику?
- К Новому году.
- А без чего не обходится Новый год?
- Без елки.
- А что с елкой делают?
- Украшают.
- А вот в одной школе ученики сами готовили украшения. Читаем задачу.
“К Новому году дети вырезали 3 снежинки, а фонариков в 2 раза больше. Сколько всего украшений для елки вырезали?”
Работа с задачей:
- Что вырезали дети?
- Снежинки и фонарики.
- Что известно о снежинках?
- Их 3.
- Что сказано о фонариках?
- Их в 2 раза больше.
- Что значит в 2 раза больше?
- По 3 взять 2 раза.
- Ребята, по условию можно сделать рисунок, а можно сделать и чертеж, беря за 1 предмет - 1 клетку.
- Снежинок было 3. Сколько клеток на чертеже?
- Три.
- А фонариков?
- Шесть.
- Прочтите еще раз вопрос задачи.
- Каким действием узнаем?
- Сложением.
- Запишем только решение по действиям с пояснением и выражением.
1. 3 x 2 = 6 (шт) фонариков
2. 3 + 6 = 9 (шт) всего
Ответ: 9 штук.
- Измените вопрос задачи, чтобы она решалась так:
3 x 2 – 3 = 3
- На сколько больше вырезали фонариков, чем снежинок?
- Что вы любите делать зимой? Какие игры предпочитаете?
- Катание на санках, лыжах, коньках, игры в снежки.
- А вот королева решила по-иному позабавиться зимой!
(Чтение текста).
* Королева хлопает в ладоши. “Подайте-ка мне шубку! Всем подавайте шубы! Да велите закладывать лошадей! Мы едем в лес и будем там на снегу собирать землянику! Это будет вроде земляники с мороженым. Лучшей новогодней забавы не придумаешь!
- Пока они собираются и блуждают по лесу, самостоятельно решим примеры с выбором ответов с доски. Вы решаете пример и находите ответ среди этих чисел. Если он есть, то решение верное, и вы можете смело записать значение выражения.
4 x 8 - 5 x 4 = 12 24 : 6 + 32 : 8 = 8 20 :(81 – 76) = 4 9 ? 4 + 36: 4 = 45 (54 – 27) : 9 = 3 (17 + 19) : 4 = 9 24 : 4 x 2 = 12 21 : 7 x 8 = 24 3 x 8 = 27 : 9 = 27 8 x (42 – 38) = 32 28 : 7 + 56 = 60 (6 x 3 : 2) + 22 = 31
Сумма значений
в 1 строке – 24
во 2 строке – 57
в 3 строке – 63
в 4 строке – 123
1 в – 1, 2 строка,
2 в – 3, 4 строка
Проверка: читаем только ответы по строчке
1 в:
12, 8, 4 = 24
45, 3, 9 = 57
2 в:
12, 24, 27 = 63
32, 60, 31 = 123
Дополнительные вопросы:
1 вариант: Сколько лап у белки? - 4
А у 2-х? У 4-х? У 7?
Дополнительные вопросы:
2 вариант: У 1 зайца 2 уха. Сколько ушей у 5 зайцев? У 7 зайцев? У 9?
- Ребята, в конце сказки в кого превратились мачеха и ее дочка?
- В собак!
- Что их погубило?
- Жадность!
- Ребята, ведь зима на дворе… Давайте их пожалеем и начертим для них конуру!
- Из каких фигур она состоит?
(Показ рисунка)
- Из
- Опуститесь вниз на 4 клетки. Стороны прямоугольника равны 3 и 8 см. Крышу дорисуйте самостоятельно! (От середины вверх 2-3 клетки).
- Чего не хватает в этой конуре?
- Входа!
- На какую фигуру он может быть похож?
- На круг!
- Возьмите циркули, отложите по линейке 1 см и начертите вход. (Окружность)
- Молодцы! Теперь им будет где укрыться от мороза!
- Какое свойство прямоугольника вы знаете?
- …
- Найдите сумму длин сторон. (3 + 8) x 2 = 22 см
- Ребята, а за что всем месяцам нравилась падчерица? Какая она?
- … … …
- Вам надо брать с нее пример, особенно девочкам.
- С.Я. Маршак написал много стихов и произведений.
(Выставка книг). Обратитесь в библиотеку или друг к другу.
- Вот и подходит к концу наше путешествие. Пора возвращаться из сказки. Для этого необходимо вспомнить признаки зимы!
- …
- Сейчас я это проверю! Я буду читать текст, а вы, если найдете ошибку, хлопните в ладоши. Приготовили руки!
* Решил я однажды сходить в зимний лес погулять. Как сейчас помню, было это в одно из воскресений декабря. А на улице мороз стоял аж +25 0С было. Взял я коньки, оделся потеплее и поехал в лес на коньках. Качусь, значит, я по лесу, а вокруг сугробы по пояс, солнце светит. И вдруг небо нахмурилось и пошел дождик, а ветер подул холодный-холодный. Поднял я воротник и посмотрел на верхушки деревьев, а там птичек видимо-невидимо и все поют. Скоро в лесу все стихло, и тихонько на землю стал опускаться снег. А снежинки все разные, похожие то на иголочки, то на звездочки. Пока я наблюдал за снежинками, сильно замерз. Думаю: надо домой возвращаться, а то так и в сосульку превратиться можно. Сел я на свой велосипед и поехал домой. Еду я, значит, вот уже вдалеке и просветы видны, скоро из леса выеду. Как вдруг слышу: сзади кто-то за мной бежит. Оглянулся, а это заяц, злой такой, при виде меня облизывается, а глаза так и сверкают. “Ну, - думаю, - съест!”. И я изо всех сил побежал. Я бегу, а он не отстает, лес кончился, полем бежим, силы мои уже на исходе. Вдруг я споткнулся и … проснулся.
Вот какой сон мне приснился. Хорошо, что это было не на самом деле!
- А теперь нам осталось только выйти из леса. Перед вами 2 тропинки: половина пойдет по этой, а другая - по той! Подумайте, какая группа выйдет быстрее из леса?
- Одинаково!
- А раз встретились, - поиграем в снежки!
1 снежок – ваше предложение о том, чем мы занимались на уроке!
- Кто больше вспомнит, - тот и выиграет.