Сочетание различных музыкальных инструментов в музыкальной форме

Разделы: Внеклассная работа


Цель: увидеть, как различные, нередко противостоящие друг другу образы создают единую, цельную картину.

Задачи:

  • показать сопоставление образов в музыкальном произведении, укрепить представление уч-ся о венгерской и одновременно советской музыке,
  • расширить представление учащихся о поэтах и композиторах Калининграда.

Музыкальный материал: “Венгерские напевы” А. Эшпая, песня “Калининград” З. Куприянова

Оборудование: портреты композиторов, магниты, музыкальный словарь, маркеры, бланки “анализ пр-ия”, карта Венгрии, Марийская Республика, текст песни, диск.

Ход урока

Музыка – это язык души,
Это область чувств и настроений,
Это в звуках выражение жизни души.

В. Серов

1. Преодоление барьеров в общении, раскрепощение учащихся

- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вздохните и выдохните….

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгни на белое, пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои спина, ноги удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Путешествие начинается… твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь как ветер овевает твое лицо?

Здесь высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя в волшебную страну, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно увидеть эту страну как можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти, что-то чудесное и волшебное.

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и будь бодрым и внимательным. (1.30)

- Ну а теперь, давайте посмотрим, с каким настроением вы пришли на этот, необычный урок. Я пришла к вам сегодня с таким настроением (играю фрагмент любого произведения под свое настроение).

- А вы?

- Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение; поднимите руку те, у кого в классе есть друзья; поднимите руку те, кто знает, что мы сегодня будем делать; поднимите руку те, кто не знает, что мы сегодня будем делать.

2. Введение в тему урока

(за ответы уч-ся выдаю секретные карточки)

- Вы размышляли о музыкальном образе произведений и, я уверена, пришли к выводу, что любое музыкальное произведение содержит образ, все музыкальные образы, с которыми вы знакомились, изображали жизнь в разных ее проявлениях.

- Из тех произведений, которые вы слушали, какой музыкальный образ вам больше всего запомнился, понравился?

- А я напомню, чью музыку вы слушали. (вывешиваю портреты композиторов Шуберта, Рахманинова, Бетховена, Равеля, Шостаковича, Глинки)

- Сейчас мне хотелось бы поразмышлять с вами над другой проблемой. Если в произведении не 1, а 2 образа и они находятся толи в согласии, толи в конфликте, тогда как это называется?

- Есть такое понятие, как “музыкальная драматургия”. Как вы понимаете это, каково ваше мнение? (ответы, работа с кратким муз. словарем)

Объявляю тему урока, цель, записываем тему урока в тетрадь.

3. Новый материал

- Сегодня мы познакомимся с произведением, которое расширит наше представление о венгерской и одновременно советской музыке. О венгерской - потому, что в основу его положены интонации венгерской народной песенности (музыка венгерских цыган и крестьянская народная песенность). О советской - потому, что написал это произведение советский марийский композитор А. Эшпай и назвал его “Венгерские напевы”. (вывешиваю портрет Эшпая)

- Жизнь семьи композитора всегда была связана с марийской народной песней. Его отец - композитор и фольклорист, посвятил ей всю жизнь. Сам Эшпай с удовольствием изучал и венгерский фольклор. В результате знакомства с одним из сборников народных песен были написаны “Венгерские напевы”, получившие широкую известность в Венгрии.

- Вы, наверное знаете, из уроков географии, что существует группа славянских языков и, соответственно, славянской музыки, германских, прибалтийских, кавказских языков.

- Калининград это многонациональный, многоязычный город, здесь можно встретить многие народы – русских, украинцев, белорусов, литовцев и др.

- Ребята, а кто из вас славяне, кто из вас относится к прибалтийской группе? (поднимают руки)

- Кто может назвать эти страны, или показать на карте? (Россия, Болгария, Чехия, Словакия, Беларусь, Украина, Польша)

- Существуют другие группы языков, например, финноугорская, распространившаяся в Венгрии, Финляндии и в нашей стране, в марийской республике. (Подходим все к карте, находим Венгрию и Марийскую республику)

- И вот, что интересно: первую книгу о марийской народной музыке написал венгерский композитор Золтан Кодан. А советский марийский композитор А. Эшпай написал “Венгерские напевы”, где использовал народные венгерские интонации и родственные им марийские.

- А с каким венгерским композитором вы знакомы? (Лист – его музыка пронизана той же венгерской песенностью и танцевальностью, запись в тетрадь)

- “Венгерские напевы” состоят из 6 частей, идущих друг за другом без перерыва. Разные по своему характеру.

- Это значит какие? (Эти части контрастны).

- Ребята, а какие вы знаете произведения, где образы также контрастны, но не конфликтны?

- Ребята, а с помощью каких средств муз выразительности композиторам удается создать музыкальные образы?

4. Слушание пьесы и обсуждение

- во время слушания произведения поднимать руку каждый раз, когда звучит новая часть

- иллюстрация по окончании звучания по желанию

- подобрать литературный образ или строчка из стиха так же по желанию

- заполнение схемы анализа произведения (весь класс по окончании звучания произведения)

Средства музыкальной выразительности “Венгерские напевы” А.Эшпая
Темп  
Динамика  
Ритм  
Солирующие инструменты  
Настроение, характер  
Драматургия произведения  

Обсуждение произведения:

- Что же объединяет это произведение? (главную роль играет скрипка, нарастание темпа непрерывное – от медленного до быстрого, разрастание общей звучности – от скрипки до полного оркестра)

- В чем же заключается драматургия данного произведения? (в контрастном сопоставлении образов).

- Вывод – хотя все эти части разные по темпу, ритму, но все они рисуют одну целую картину венгерского народного быта. (Просмотр иллюстраций уч-ся, слушание строчек из стихов)

5. Снятие мышечного напряжения и настрой на дальнейшую работу

- А сейчас давайте все вместе попробуем станцевать элементы народного венгерского танца – чардаш, чтобы расслабиться, снять мышечное напряжение.

- Ну а теперь, чтобы настроить вас на дальнейшую работу мы с вами устроим “джаз – концерт”. (Начинаю издавать какой либо звук, напр. щелкать пальцами, стоящий справа добавляет свой звук и так далее все участники вступают в общее исполнение)

- Какой национальности мы не были, на каком языке не говорили бы, нас всех объединяет любовь к родине, к нашему городу. О нашем родном городе сложено очень много песен, которые написали наши калининградские композиторы.

6. Знакомство с песней поэта и композитора из Калининграда Куприяновой Зои Александровны.

- исполняю песню

- Ребята, вам понравилось? Какое настроение этой песни?

- Каковы ваши ощущения?

- А теперь попробуем разучить эту песню! (работа над песней.)

7. Обратная связь вопрос- ответ

- вот и завершается наш урок и давайте вспомним, что же мы сегодня делали и какие вы открытия для себя сделали. (Вопрос - ответ на листочках:

Какова музыкальная драматургия произведения?

Что объединяет части произведения?

На какую музыку опирался в своих напевах Эшпай?

Какие средства музыкальной выразительности создают образ?

Назвать произведения, где образы также контрастны, но не конфликтны?)

8. Рефлексия

- Закройте глаза. Представьте шкалу от 1-10 баллов, не открывая глаз поднимите то количество пальцев, которое соответствует вашему эмоциональному состоянию от сегодняшнего урока.

- Мне очень понравилось с вами работать! (выставление оценок на основе секретных карточек)

- Может, музыка для того и существует, чтобы выразить то, что нельзя выразить словами? Подумайте над этим ребята.