Сбережем энергию сегодня, сохраним природу в будущем

Разделы: Начальная школа


Девиз проекта: Бережливость лучше богатства. (Рус. пословица)

Тип проекта: практико-ориентированный

По количеству участников: коллективный

Возраст участников: 4 класс

Учебный предмет: ОБЖ, изобразительное искусство, математика, окружающий мир Продолжительность: длительный

Цели и задачи проекта; воспитание экологического сознания у детей и привлечение внимания общественности к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды.

Важно не только дать детям знания об энергии и ее взаимосвязи с окружающей средой, но и создать мотивацию для сбережения ресурсов и энергии, воспитать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни, вовлечь их в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению, так как сегодняшние школьники завтра станут специалистами, принимающими решения.

Проект дает большие возможности работы с детьми как в школе, так и за ее пределами. Из опыта работы по проекту можно предложить различные формы работы, направленные на изучение вопросов энергии и окружающей среды, на практическую оценку энергоэффективности школьных зданий и классных помещений, на развитие творческих наклонностей и устремлений детей, создание мотивации к социально-активным действиям.

Познавательная деятельность учеников:

  1. Поиск материалов в библиотеке, Интернете
  2. Сбор материалов и их классификация
  3. Написание текста, составление и заполнение таблиц.
  4. Подбор рисунков и фотографий к тексту.
  5. Обсуждение вопросов, связанных с энергией, на урока математики, окружающего мира, изо, ОБЖ, на занятиях экологического кружка.
  6. Составление и обсуждение энергетических цепочек.
  7. Разработка экскурсионных маршрутов, экологических троп, раскрывающих тему энергетики, энергосбережения, связи их сохранением природы
  8. Экскурсии на энергетические предприятия, изучение источников электро- и теплоснабжения своего города, района.
  9. На уроках ИЗО - изготовление аппликаций, конкурсы рисунков “Пусть всегда будет свет”,
  10. На уроках развития речи - сочинение и обсуждение сказок об энергии.
  11. Проведение конкурса детских творческих работ. Спектр номинаций конкурса может быть очень широк: отчеты об энергопотреблении в школе и дома, исследовательские и реферативные работы, фантастические проекты и модели энергоустановок и экологически чистых предприятий, рисунки, листовки, стенгазеты.

Практические задания для учащихся, формы исследовательских работ.

Результаты таких работ имеют большое прикладное значение, обращают внимание детей и тех, с кем они взаимодействуют, на реальные ресурсы и пути энергосбережения. Кроме того, при выполнении практических исследований происходит применение знаний, полученных на школьных уроках.

1. Наблюдения и измерения расходования энергии в школе и дома.

2. Составление энергетического паспорта школы.

3. Выращивание растений на биотопливе в школе, дома (“Огород на подоконнике”).

4. Экологический подход к организации собственной жизни.

5. Исследовательские работы по результатам экскурсий на энергетические объекты.

6. Выявление и исследование причин потери энергии в микрорайоне (например, утечки горячей воды), в школе, дома.

7. Оценка окупаемости приборов контроля расхода воды, газа, тепла.

8. Анализ использования природных ресурсов города через призму времени: в прошлом, в наши дни, прогноз на будущее.

9. Анализ влияния энергетических объектов на окружающую среду (реферат или исследование на примере влияния энергетических объектов в вашей местности на воду, воздух, почву, живых существ).

10. Создание карты “горячих точек”, примеров потерь энергии. Это могут быть утечки из теплотрассы, дымящие котельные, дома со сломанными входными дверями и т. д.

11. Разработка индивидуальных проектов по теме: “Я хозяин будущего”.

12. Выступление перед младшими школьниками, привлечение старших к бережному отношению к электроэнергии.

ЦИКЛ БЕСЕД О ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ.

Беседа 1.

В 1992 г. в Бразилии, в Рио-де-Жанейро состоялась конференция Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде и развитию. На ней присутствовали представители 197 стран мира. На конференции была принята так называемая “Программа устойчивого развития”. Основная идея этой программы состоит в том, что на всех уровнях современного общества — межгосударственном, государственном, местном, индивидуальном — должны быть приняты срочные меры по предотвращению всемирной экологической катастрофы. То есть каждый из нас должен осознать свою ответственность за будущее планеты.

Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение. Проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. Современная экономика основана на использовании энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются. Но это даже не главное. Современные способы производства энергии наносят непоправимый ущерб природе и человеку. Медики считают, что здоровье людей на 20% зависит от состояния окружающей среды.

Загрязнение атмосферы при использовании невозобновляемых источников энергии ведет к всеобщему потеплению, таянию полярных льдов и повышению уровня мирового океана в течение последующих веков. Мы не знаем, когда именно скажутся эти изменения, но комиссия ООН по климату утверждает, что всеобщее потепление уже началось. Необходимо что-то делать уже сейчас для предотвращения экологической катастрофы.

Эффективное использование энергии — ключ к успешному решению экологической проблемы!

Самое простое решение

Самый простой способ уменьшить загрязнение окружающей среды — беречь энергию, или, другими словами, расходовать энергию более разумно. Одним словом это называется “энергосбережение”. Экономить энергию должно все человечество и каждый человек в отдельности. Используя меньше не возобновляемых источников энергии, мы уменьшаем количество вредных выбросов в атмосферу.

Беседа 2.

Хватает ли энергии каждому жителю Земли?

Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Разница между человеком каменного века и современным человеком огромна, особенно в использовании энергии. Пещерный человек потреблял около 1% того количества энергии, которую потребляет современный житель Земли. Значит, на Земле стало больше энергии? Нет! Она стала более доступна, но её не стало больше, чем раньше. Количество энергии в природе постоянно. Она не возникает из ничего и не может исчезнуть в никуда. Она просто переходит из одной формы в другую. Никто еще не смог доказать это теоретически, но факт остается фактом, и мы должны это признать и придерживаться этого до тех пор, пока кто-нибудь не докажет обратное.

Но использование энергии в первобытном обществе было совершенно иным, чем сейчас. Нам легче сравнить себя с людьми 1960-х годов, когда использовались такие же источники энергии, и общество было почти таким же. Так вот, еще 40 лет назад человечество потребляло только половину той энергии, которую потребляет сегодня.

По решению ООН к охране окружающей среды необходимо привлекать детей и молодежь во всем мире. Задача состоит в том, чтобы дать подрастающему поколению больше знаний об энергии и убедить молодежь в необходимости созданию общества, основанного на безопасном для окружающей среды бережном использовании энергии. Мы должны сами более рационально использовать энергию и научить этому окружающих. Теперь вместе с учителями и учениками многих стран мира мы сказали: “Да, мы согласны” принять активное участие в сбережении энергии в школе, дома, везде. На практических заданиях и примерах мы будем учиться искусству бережного, разумного энергопотребления и начнете понемногу сохранять энергию. Не ждите, что вы сразу все поймете и сможете все сделать правильно. Нашей целью является то, чтобы каждый из нас стал использовать энергию более разумно, чем сейчас. И, самое главное, начинать надо с себя и прямо сейчас!

ПРАКТИКУМ

Задание.

Тест на сбережение энергии.

Ответьте на вопросы анкеты, и проверьте, умеете ли вы беречь энергию.

В нашем доме Да Нет  

 

Сложите все ответы ДА. Если у вас получилось:

От 1 до 5 ответов ДА:

Вам еще многому надо научиться, так что начните прямо сейчас.

От 6 до 10 ответов ДА:

У вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой.

 

От 11 до 15 ответов ДА:

Вы являетесь хорошим примером всем остальным.

От 16 до 20 ответов ДА:

 

 

Кто-то из вашей семьи должен стать министром по охране природы.

Мы записываем наше энергопотребление    
Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из нее.    
Стиральная машина всегда полностью заполнена, когда мы используем ее.    
Холодильник стоит в прохладной комнате.    
Мы не ставим мебель перед обогревателями.    
Мы начали использовать энергосберегающие лампочки    
Мы используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер)    
Мы проветриваем быстро и эффективно, всего несколько минут за раз.    
Мы заклеиваем окна на зиму.    
Мы зашториваем окна на ночь.    
Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим.    
Мы часто размораживаем холодильник.    
Мы используем раковину для мытья посуды.    
Мы моемся под душем, а не принимаем ванну.    
Мы ходим пешком или ездим на велосипеде в школу и на работу.    
Мы снижаем температуру в помещении, когда выходим.    
Мы снижаем температуру в помещении ночью.    
Мы повторно используем стекло, бумагу и металл.    
Мы не покупаем товары, которые могут использоваться только один раз.    
Мы не покупаем товары в больших обертках.    
Мы чиним вещи, вместо того, чтобы заменить их.    

Беседа 3.

Энергосбережение.

Что понимают под словом “энергосбережение”? Не считая борьбы с откровенной бесхозяйственностью при использовании энергии (хотя бороться с ней, конечно же, нужно беспощадно!), можно выделить три основные направления энергосбережения:

  • полезное использование (утилизация*) энергетических потерь,
  • модернизация* оборудования с целью уменьшения потерь энергии,
  • интенсивное* энергосбережение.

Примером утилизации энергетических потерь может служить использование тепловых “отходов” промышленного производства для обогрева теплиц. При модернизации уменьшаются потери энергии в уже действующем оборудовании, но не изменяются сами принципы технологии и техники. Примером может служить установка систем автоматического регулирования процессов горения на котлах электростанций, уплотнение окон и дверей при ремонте зданий, использование окон с тройным остеклением, и т. д. Интенсивное энергосбережение подразумевает полную реконструкцию оборудования и введение новых принципов его работы, существенно сокращающих потребление энергии. Примером может служить замена двигателей внутреннего сгорания в автомобилях на электродвигатели с питанием от солнечных элементов (электромобили).

Для нас с вами доступны первые два направления энергосбережения. Что же мы можем сделать?

Не растрачивайте энергию в пустую!

Энергосбережение означает, что мы начинаем тратить за то же самое время меньше энергии, чем раньше, так как используем энергию более рационально.

Приведем примеры энергосбережения:

  • Используйте экономичные электролампочки (лампы дневного света вместо ламп накаливания),
  • Выключайте осветительные и нагревательные устройства, когда уходите из комнаты,
  • Используйте тепловые отходы промышленных предприятий и электростанций для обогрева жилых помещений.

Не теряйте качество энергии!

Энергосбережение заставляет задуматься над вопросом: энергию какого качества использовать для выполнения той или иной задачи? В будущем интерес к качеству энергии будет только возрастать.

Приведем примеры энергосбережения:

  • Использование биоэнергии и тепловой энергии для обогрева вместо электроэнергии,
  • Использование тепловых отходов для обогрева зданий,
  • Использование солнечной энергии для обогрева зданий.

ПРАКТИКУМ

Задание.

Использование энергии учащимися.

Каждый день все мы используем энергию различными способами. Она идет на обогрев наших домов, освещение, расходуется в машинах и на транспорте. Напишите список, на что вы потратили энергию за последние 24 часа и заполните таблицу 1. В правом столбике объясните, как вы можете сократить потребление энергии на следующий день.

2. Обсудите результаты сначала в парах, затем с целым классом.

Таблица 1.

Мое использование энергии Как я могу сократить мое использование энергии
   
   

Таблица 2.

Действие Да Нет Иногда Я могу это изменить
Выключаю воду, когда намыливаюсь в душе        
Плотно закрываю водопроводный кран, чтобы из него не капала вода        
Не выключаю воду, когда чищу зубы        
Всегда пишу на обеих сторонах бумажного листа        
Выключаю свет, когда выхожу из комнаты        
Выключаю обогреватели, когда надобности в них нет        
Выключаю плиту после приготовления еды        

БЕСЕДА 4.

Энергосбережение и охрана окружающей среды

На Земле используется очень много энергии. Те источники энергии, которые мы используем — нефть, уголь, газ — настолько загрязняют окружающую среду, что это серьезно беспокоит ученых. Необходимо изменить такое положение вещей, и лучшим способом сделать это будет снижение энергопотребления. Используя меньше энергии, мы уменьшаем загрязнение окружающей среды.

Энергосбережение является самой важной мерой по спасению окружающей среды. Можно начать прямо сейчас: не забывайте выключить свет, выходя из комнаты. Можно поставить регуляторы на батареи центрального отопления и поддерживать в помещении постоянную температуру 20 оС. При этом мы не будем замерзать, когда в комнате 14 оС, и приходится включать электронагреватели и расходовать электроэнергию для обогрева. Но и не будем потеть, когда в классе 25 оС, и приходится во время отопительного сезона открывать окна и отапливать окружающую среду. Можно пойти в ближайший магазин пешком или поехать на велосипеде вместо автомобиля, и т. д.

Новые возобновляемые источники энергии не сразу заменят не возобновляемые энергоисточники, используемые сейчас. Поэтому важно использовать ровно столько энергии, сколько необходимо, и не больше того. Этим мы уменьшим выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и защитим природу.

Подумайте и ответьте:

Приведите примеры нерационального, на ваш взгляд, расходования энергии.

Только ли экономическими причинами (меньше расходуешь энергии — меньше платишь) вызвана необходимость энергосбережения?

ПРАКТИКУМ

Задание.

Ситуация для обсуждения.

Кристина живет в квартире в Норвегии и не очень заботится о том, как она использует электроэнергию. Т. к. у нее много денег, электричество дешевое, и доступ к гидроэлектроэнергии достаточно легок, она не считает, что важно заботиться об использовании энергии. И более того, используемая ею энергия не влияет на здоровье других людей, т. к. электричество, произведенное на гидроэлектростанциях, не загрязняет природу. Но одно раздражает ее — это загрязнения, попадающие в Норвегию из других стран. Она в особенности озабочена кислотными дождями, которые наносят вред деревьям и рыбе в норвежских водах. Кристина считает, что необходимо принять решительные шаги, чтобы положить конец загрязнению.

Марина живет в России и работает на большом заводе, где используют уголь для получения энергии, необходимой в производстве. На заводской котельной есть высокая труба, которая относит дым, газы и ядовитые вещества подальше от территории завода. Марина прочитала в газете, что некоторые люди считают опасным то, что завод выбрасывает так много отходов в воздух, которые так же загрязняют и разрушают природу в далеких странах. Тем не менее, директор завода считает, что у них нет выбора, т. к. , если бы они получали энергию из любого другого источника, она была бы настолько дорогой, что им пришлось бы закрыть завод и уволить тысячи сотрудников.

Обсудите:

  • Имеют ли оба этих рассказа какое-нибудь отношение к вопросам охраны окружающей среды?
  • Есть ли у них что-либо общее?
  • Кто ответственен за проблемы загрязнения окружающей среды?
  • Что может сделать Кристина для уменьшения загрязнения природы?
  • Что может сделать для этого Марина?
  • Что можем сделать мы?

БЕСЕДА 5.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ.

Стремясь к улучшению жизненных условий и снижению воздействия на окружающую среду, необходимо найти методы и технологии, которые позволят:

1. Эффективно использовать энергию

Мы должны как можно более полно использовать энергию на полезную работу и ни на что иное! Наши потребности в применении энергии в полезных целях должны удовлетворяться при минимальной бесполезной затрате. В качестве примеров можно привести: устранение утечек теплого воздуха из квартиры, использование энергоэффективных лампочек и сокращение использования горячей воды.

2. Применять источники энергии низкого качества

Нам не следует использовать понапрасну энергию высокого качества. В тех случаях, когда возможно использовать энергию низкого качества (тепло), не следует расходовать энергию высокого качества (электричество).

Но даже если мы следуем этим принципам, основанным на законах природы, необходимы дополнительные усилия по организации общества и нашей жизни устойчивым образом. В этот процесс должны вовлекаться и общественные науки, и политика и общественное участие.

3. Организовать общество и нашу жизнь устойчивым образом

Наш образ жизни в современном обществе должен развиваться в соответствии с вышеизложенными правилами. Организация общества, включая законы и экономические рычаги, должна способствовать энергоэффективности, вторичной переработке материалов, развитию общественного транспорта и другим составляющим устойчивого образа жизни.

СХЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ ЭНЕРГИИ 

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

Ископаемые: нефть, газ, уголь, геотермальные источники Ядерные: руды радиоактивных элементов   Возобновляемые: солнечная, гидро-, био-,  ветровая, приливная энергия

Полезная работа

  Нагревание, охлаждение, освещение,   Механическая работа

Для обсуждения:

Взгляните на схему трансформации энергии в полезную работу и попытайтесь найти примеры потерь энергии и определить возможные меры по энергосбережению, в соответствии с тремя принципами энергосбережения.

 ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО …

… вам холодно даже при высокой температуре воздуха, если комнатные поверхности холодные?

… шерстяной свитер и хорошие тапочки создадут ощущение тепла без повышения температуры в комнате?

… из-за низкой теплопроводности кожи ступней люди способны, не обжигаясь, ходить по раскаленным углям?

… даже низкое зимнее солнце способно нагреть комнату через окна, поэтому раздвигайте занавески, если вам необходимо дополнительное тепло?

… Россия является одним из крупнейших регионов мира, в котором широко распространены ТЭЦ (теплоэлектростанции)? При повышенной эффективности они могли бы стать лучшими и наиболее гибкими энергосистемами в Европе.

Советы по сохранению хорошего микроклимата в классе

  • Проветривайте класс 2-3 минуты. Это позволяет воздуху поменяться, не остывая. Это намного более эффективно, чем сидеть с открытым окном весь урок.
  • Проветривайте класс после каждого урока.
  • Отодвиньте парты от батарей отопления.
  • Одевайтесь соответственно погоде и температуре. Помните, что некоторые люди справляются с жарой или холодом лучше, чем другие.
  • Поменяйтесь местами, так как некоторые учащиеся плохо переносят холод, а другие - жару.

Задание.

Подумайте и ответьте

Расставьте в хронологическом порядке источники энергии, которые становились доступны человечеству, начиная с самых ранних:

  • атомная энергия,
  • мускульная энергия рабочих животных,
  • нефть,
  • энергия ветра,
  • мускульная энергия человека,
  • уголь,
  • энергия падающей воды.

БЕСЕДА 6.

ОСВЕЩЕНИЕ.

Людям для работы нужен свет. Изначально мы приспособлены для того, чтобы вести активную жизнь в светлое время дня и спать ночью. В современном обществе деятельность продолжается 24 часа в сутки, и мы проводим много времени внутри зданий, куда не попадает дневной свет. Особенно велика необходимость в дополнительном искусственном освещении в течение коротких зимних дней в северных районах.

За свою историю человечество использовало для освещения все, что может гореть. После изобретения электрической лампочки и внедрения электросетей, электрический свет оказался наилучшим способом искусственного освещения. Освещение – это одно из тех применений энергии, где действительно стоит использовать высококачественную энергию электричества, но и здесь можно использовать дневной свет в комбинации с искусственным освещением.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ:

Использование передовой осветительной техники (энергосберегающие лампы, осветительные системы) позволяет экономить до 80 % электроэнергии.

Условие экономичного использования освещения – соответствие потребности в освещении и установленной осветительной техники. Многоламповая люстра на потолке обеспечивает освещение всего помещения, но ведет к нежелательному образованию тени при работе за письменным столом, швейной машиной, в уголке с игрушками. Целенаправленное местное освещение, несмотря на меньшую мощность ламп, обеспечит лучшую освещенность без нежелательной тени.

ПРОСТЫЕ МЕРЫ:

  • Выключайте свет, когда он не нужен.
  • Используйте энергоэффективные флуоресцентные лампочки. Той энергии, которую вы прежде расходовали для одной лампочки, будет достаточно для пяти новых лампочек.
  • Иногда лучше сменить абажур, чем устанавливать дополнительное освещение.
  • Дайте доступ дневному свету, раздвиньте занавески …

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО …

  • электрические лампы и приборы получают большую нагрузку в момент включения? Для продления срока службы приборов вам следует не выключать их, если вы знаете, что вскоре вам будет необходимо снова их использовать.
  • телевизоры и другие приборы, имеющие функцию “stand-by” потребляют электричество, даже если они выключены с помощью дистанционного управления? Для полного отключения по ночам используйте кнопку выключения, чтобы сберегать энергию и снизить опасность пожара.
  • светлые стены отражают 70 - 80 % света, в то время как темные отражают только 10-15 %?

Задание.

Домашняя работа.

Напишите сочинение на тему “Энергия и мы” о роли энергии в нашей жизни и жизни планеты. Почему мы должны использовать энергию более эффективно? Как мы можем экономить энергию? Опишите, что конкретно вы делаете сейчас для экономии энергии? Объяснили ли вы своим друзьям и родителям причины, по которым необходимо сберегать энергию?

Задание .

Сделайте стенд по энергосбережению.

Вырежьте заметки об энергосбережении из газет и журналов. Обсудите содержание заметок. Проведите конкурс на лучший рисунок или фотографию на тему “Энергосбережение”. Приклейте эти заметки, фотографии и рисунки на стенд и повесьте там, где и учащиеся и учителя смогут их увидеть. Пусть ваши родители, старшие братья, сестры или друзья помогут вам в оформлении стенда.

Измерение энергии дома

Каждый вечер в течение недели вы должны списывать показания счетчика электрической энергии. Таким образом, вы выясните, сколько энергии вы используете дома. Ниже укажите, что вы используете для отопления - центральное отопление, уголь, газ, нефть или биотопливо (древесину).

Запишите использованную за последние 24 часа энергию

кВТ*ч Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
20              
19              
18              
17              
16              
15              
14              
13              
12              
11              
10              
9              
8              
7              
6              
5              
4              
3              
2              
1              
0              

Центральное отопление Уголь Газ Нефть Биотопливо (древесина)

Подчеркните, что вы используете

Начните считывать показания счетчика в Понедельник вечером. Во Вторник вам необходимо будет сделать то же самое. Чтобы выяснить, сколько энергии было использовано в последние 24 часа, вычтите показания счетчика, полученные в Понедельник, из показаний счетчика, полученных во Вторник. Отметьте результат крестиком в соответствующей строке в колонке Вторник. В конце нарисуйте линию через все крестики. У вас получится график использования электроэнергии по дням недели. Сложите все результаты, чтобы получить общее количество энергии, использованное в вашем доме за неделю. Помните, что нужно выделить, какой источник энергии вы используете.  

После этого вы можете на неделю прекратить измерение энергопотреб-ления дома. В это время внимательно изучите ваше собственное энергопотребление и постарайтесь его уменьшить. Затем повторите измерение потребления электроэнергии в течение недели. Делайте это так же и впишите результаты в те же графы, но используйте другие цвета, чем в первую неделю. В конце сравните результаты. Достигли ли вы экономии энергии?

Составьте “энергетический паспорт” своей квартиры или дома

Для этого заполните следующие таблицы:  

Таблица 1. Виды и источники энергии

Вид энергии Источник
Тепловая энергия

(для отопления)

Центральное отопление, собственный источник тепловой энергии (газовый котел, печь, собственная котельная)
Тепловая энергия

(для приготовления пищи)

Электрические плиты, газовые плиты
Электрическая Электрическая сеть, другой источник

Таблица 2. Характеристики электропотребителей

Наименование Количество, шт Суммарная мощность Время работы за сутки, час Электроэнергия, израсходованная за сутки, кВт/ч
1 Электрические лампы        
2

 

Холодильники        
3 Электрические печи        
4 Стиральные машины        
5

 

Телевизоры        
6

 

Магнитофоны        
7

 

Компьютеры        
8 Электрические чайники        
9

 

Утюги        
10 Другое

оборудование

       
Суммарное потребление электрической энергии за сутки

 

 

Для заполнения таблиц вам необходимо будет обратиться за помощью к родителям. Мощность прибора указана в его паспорте или на самом приборе (пример: электрические лампочки).

Израсходованная энергия рассчитывается так:

Энергия = мощность · время работы

Используя данные таблицы 3, рассчитайте, сколько угля, нефти, газа нужно сжечь для получения израсходованной вашей семьей за сутки электрической энергии и сколько углекислого газа выделится при этом. Используйте данные таблицы 3.

Таблица 3. Характеристики электропотребителей

Наименование вида топлива Удельная теплота сгорания, кВТ· ч/ кг, кВт· ч/м3 (для газа) Удельное количество углекислого газа, м3/кг, м33 (для газа)
1 Уголь 8, 1 1, 7
2 Нефть 12, 8 1, 5
3 Природный газ 11, 4 1, 2

При определении массы израсходованного топлива и объема выделившегося при этом углекислого газа используйте следующие выражения:  

Для нефти и угля

Масса топлива= Энергии:Удельная теплота сгорания

Объем углекислого газа= Масса топлива хУдельное количество углекислого газа

Для природного газа

Объем топлива=Энергия:Удельная теплота сгорания

Объем углекислого газа=Объем топлива х Удельное количество углекислого газа