Цели урока:
Образовательные
- Познакомить с компонентами Image и PictureBox их свойствами.
- Совершенствовать навыки работы с компонентами языка VBasic.
Воспитательная
- Способствовать формированию информационной культуры учащихся.
Развивающая
- Содействовать развитию познавательного интереса, алгоритмического мышления, памяти, внимания.
По типу урок: комбинированный
Методы обучения: обяснительно-иллюстративный, практический, частично-поисковый.
Формы учебной деятельности: презентация, фронтальная беседа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа с дидактическим материалом.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор или интерактивная доска, карточки (приложение 2)
План урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
При создании проекта возникает необходимость сделать его наглядным – добавить рисунок. Сразу возникает вопрос “Где его взять?”
(Можно из библиотеки стандартных картинок или дисков с ClipArt’ами, можно из Интернета, а можно и самим нарисовать.)
В каком виде должен быть рисунок? (Важно, чтобы рисунок был у вас на диске в виде файла.)
В нашем распоряжении несколько приемов размещения на форме графических изображений и полей. Давайте познакомимся с ними. (Презентация – приложение 1)
Автоматический вывод изображений на форму после запуска проекта (как фон формы). (Слайды 1,2)
При создании проекта, в окне Свойства объекта для формы активизировать свойство Picture, щелкнув по значку “…” и с помощью появившегося диалогового окна Load Picture выбрать нужный графический файл. После запуска проекта на выполнение появляется форма с размещенным на ней изображением, которое размещается в верхнем левом углу формы. Если изображение больше формы, то будет видна только его часть, которая помещается на форму.
Рассмотреть пример (перейти по управляющей кнопке – приложение 3)
Вывод изображений на форму с помощью событийных процедур. (Слайды 3, 4)
Для вывода изображения на форму в процессе выполнения программы необходимо воспользоваться событийной процедурой, содержащей функцию Load Picture, которая имеет синтаксис:
Load Picture (имя файла)
- при отсутствии имени файла функция возвратит пустую рамку;
- если проект загружается из папки с проектом и рисунок лежит в этой папке, то можно указать только имя файла;
- если проект загружается из среды VBasic, то нужно указывать полный путь к файлу с изображением.
Рассмотреть пример (перейти по управляющей кнопке – приложение 4)
Элементы управления для работы с изображениями (Слайд 5):
Вывод изображений на форму с использованием элемента управления Image (Слайды 6,7,8)
Элемента управления Image позволяет выводить на форму изображения из графических файлов в заданную область.
Примечание: для того чтобы подогнать размер изображения под размер элемента Image, воспользуйтесь свойством Stretch (подгонка), установив значение True.
Рассмотреть пример (перейти по управляющей кнопке – приложение 5)
Вывод изображений на форму с использованием элемента управления PictureBox (Слайды 9,10)
Элемент PictureBox (графическое окно) позволяет размещать графическую информацию их файлов различных типов в определенных участках формы. При этом графическое окно является фактически “формой внутри формы”, в которой можно помещать элементы управления, выводить текст и рисовать при помощи графических методов. Оно имеет больше возможностей, чем элемент Image, но требует больше памяти и времени на обработку.
- Для того чтобы изображение автоматически выводилось после запуска проекта, необходимо в процессе разработки проекта воспользоваться свойством Picture элемента управления Image.
- Для вывода изображения на форму в процессе выполнения программы необходимо воспользоваться событийной процедурой, содержащей функцию Load Picture.
Рассмотреть пример (перейти по управляющей кнопке – приложение 6)
Обобщение изученного материала
Таким образом, мы сегодня познакомились со следующими способами… (Слайд 11)
3. Закрепление
Жизнь человеческая бесценна. Но в повседневной жизни человек редко задумывается об этом. И поэтому часто подвергает себя многим опасностям. Статистика утверждает, что вследствие не соблюдения правил дорожного движения ежегодно в нашей стране погибают более 30 тыс. человек, а 275 тыс. получают увечья. К сожалению, среди них много детей. Попытаемся внести свой маленький вклад в обеспечение безопасности жизнедеятельности людей.
Задача (решается совместно с учителем): Наша задача создать на экране пособие по правилам дорожного движения для пешеходов, которое можно будет использовать на уроках в начальной школе. (приложение 7)
Пояснения: На форме компонент Image, 3 метки с текстом по правилам дорожного движения:
- Красный свет зажегся – стой.
- Желтый – лучше подожди.
- На зеленый свет – иди!
Щелкая по меткам, появляется соответствующая картинка светофора.
Решение задачи:
1. Учащиеся самостоятельно создают форму (более 5 минут), используя карточку с параметрами (свойств) элементов управления (приложение 2);
№ | Элемент управления | Свойства |
1 | Форма - Form | Caption – Светофор BackColor – белый BorderStyle – 2 ControlBox – True |
2 | Image | Picture – светофор с разными глазками
света Stretch - False |
3 | Метка - Label | Caption – соответствующий текст Enabled - False BackStyle – 0 (прозрачный стиль) |
2. Ввод текста программы и ее отладка.
Private Sub Form_Load()
Image1.Visible = True
End SubPrivate Sub Label1_Click()
Img1.Picture = LoadPicture("C:\svetofor\i[15].jpg")
End SubPrivate Sub Label2_Click()
Img1.Picture = LoadPicture("C:\svetofor\i[22].jpg")
End SubPrivate Sub Label3_Click()
Img1.Picture = LoadPicture("C:\svetofor\i[30].jpg")
End Sub
Скажите, а можно ли создавать аналогичные проекты при изучении школьных предметов. Каких? (элементы таблицы Менделеева, геометрические фигуры).
Самостоятельная работа (приложение 8)
(дифференцированно – выполняется любое задание на выбор учащегося)
№1. Создайте и оформите проект, показывающий по нажатию одной командной кнопке животное с надписью (например, “Это лев”), а по нажатию другой командной кнопки – другое животное с надписью.
№ 2. Создайте и оформите проект, выводящий рисунок геометрической фигуры, а затем по нажатию на рисунок, соответствующую формулу вычисления её площади.
№3. Создайте проект “Видимость формы”, в котором по щелчку по кнопке на первой форме выводится вторая форма, и наоборот. Для различия форм разместить на них разные рисунки.
4. Домашнее задание: сформулировать 3-5 задач-пособий по правилам дорожного движения для пешеходов, которое можно будет использовать на уроках в начальной школе.