Коррекционно-развивающая программа "Я иду в пятый класс"

Разделы: Школьная психологическая служба


Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, разнообразие их требований, форма обучения, которая в средней школе становиться предметной, занятия в разных кабинетах, необходимость вступать в контакты со старшеклассниками. Переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят, а это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей – повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач. Нас заинтересовала тревожность, как отрицательное эмоциональное переживание. Существует множество определений, что такое тревожность.

Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние. Состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства. Рассматривается, как эмоциональное личностное образование, которое имеет когнитивный, эмоциональный аспект (С.С. Степанов, 2004).

О подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, частой смене настроений. В этот период происходит замедление нервных процессов. Ответы не адекватные, грубые, ухудшается дисциплина. Очень большое значение имеет знание эмоционального мира подростка (И.С. Кон, 1989).

Тревожность, по сути, равна потребности в межличностной надежности я безопасности. Для тревожных подростков характерно неумение оценить свои действия, найти оптимальную для себя "зону" трудности задания, а также определить вероятность желаемого исхода событий. Такие подростки действительно чаще оказываются неуспешными в определенных ситуациях.

Высокий уровень тревожности у современных подростков влияет на их успеваемость в школе, качество знаний, влияет на межличностные отношения. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной.

Цель: снижение высокого уровня тревожности у детей младшего подросткового возраста с помощью коррекционной программы “Я иду в 5-й класс”.

Задачи:

  1. Выработка у подростка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля.
  2. Помочь осознать собственные чувства, переживания и освоить новые эффективные социально приемлемые стратегии поведения.

Условия реализации программы.

Разработанная коррекционная программа рассчитана на 14 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Численность группы 6–10 ребят. Возраст 10–12 лет. Место проведения – кабинет психолога. Роль психолога – ведущий.

Описание программы.

При проведении коррекционной работы в форме тренинга на занятиях использовались упражнения, направленные на самосознание, на преодоление барьеров в общении, на снятие напряженности, что является важным для тревожных детей. В программе использовались элементы “Арт-терапии”, "Хатха-йоги", дыхательной гимнастики, сказка-терапии и др.

Термин "арт-терапия" стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. Практически каждый человек может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него определенных усилий. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить "цензуру сознания", поэтому предоставляет возможность для исследования бессознательных процессов. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Продукты изобразительной деятельности являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека. Арт-терапия вызывает положительные эмоции.

Гимнастика с элементами Хатха-йоги доступна людям любого возраста. В ней основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Еще одна важная особенность Хатха-йоги – сочетание физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Физические упражнения Хатха-йоги улучшают кровоснабжение, помогают нормализовать работу внутренних органов, очищают организм от шлаков, снимают мышечное напряжение. Они способствуют не только физическому укреплению ребенка, но и оздоровлению его психики. (Приложение № 1 находится у автора)

Дыхательная гимнастика учит детей правильно дышать. Умение правильно дышать способствует умению управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Дышать нужно носом. (Приложение № 2)

В занятия по коррекции тревожности входит прослушивание музыки. Подросткам предлагалось прослушать "Вальсы" Штрауса, сонату Бетховена, другую классическую музыку. Данные произведения выбраны не случайно. По данным исследований, именно эти произведения способствуют снижению тревожности.

На занятиях, для осознания чувства тревоги и его преодоления, использовать сказку. Сказка дает возможность понять свои трудности, страхи; через сказочных героев, их поступки, речь, чувства. Сказка помогает находить решение в проблемной ситуации, она как бы подталкивает к осознанию своих трудностей.

Тематический план занятий для детей.

Тема

Цель

Игры, упражнения

1. Знакомство. Знакомство детей с психологом, принятие правил. “Приветствие”, “Представление имени”, “Если весело живется”, “Правила”, “Введение в мир психологии”, дыхательная гимнастика, упражнения Хатха-йоги.
2. Кто Я? Какой Я? Установить контакт, создать мотивацию на дальнейшую деятельность и самопознание. “Угадай, чей голосок”, “ Роли”, работа со сказкой “Федунчик”, “Угадай кому письмо”, прослушивание музыки, дыхательная гимнастика, упражнения Хатха-йоги.
3. Мой портрет в лучах солнца. Дальнейший процесс самопознания, повысить самооценку. “Ладошки”, “Я умею, я могу”, “Мой портрет в лучах солнца”, прослушивание музыки, дыхательная гимнастика, упражнения Хатха-йоги.
4. Я иду в 5-й класс. Помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе. “Прошепчи имя”, “Моя школа, какой я ее вижу”, дыхательная гимнастика, прослушивание музыки, упражнения Хатха-йоги.
5. Узнай свою школу. Ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях. “Передай ритм по кругу”, “Узнай свою школу”,прослушивание музыки, дыхательная гимнастика, выполнение упражнений Хатха-йоги для снятия напряжения.
6. Я – ученик. Помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику. “Что поможет мне учиться”, “Притча о башмачке”, дыхательная гимнастика, упражнения Хатха-йоги, прослушивание музыки.
7. Трудно ли быть учителем? Расширение и обогащение навыков общения с учителями “Настоящий учитель”, “Слушаем внимательно”, “Интервью с учителем”, дыхательная гимнастика, упражнения Хатха-йоги, прослушивание музыки.
8. Чего я боюсь? Научить детей распознавать свои школьные страхи, помочь найти способы их преодоления, снизить школьную тревожность. “Сантики – фантики”, “Чего я боюсь?”, “На ошибках учатся”, упражнения Хатха-йоги, прослушивание музыки, дыхательная гимнастика.
9. Нарисуй свою тревогу. Подвести ребенка к осознанию своей тревожности, привести в состояние уравновешенности, успокоения. “Чемпионат борьбы на пальцах”, “Нарисуй свою тревогу”, упражнения Хатха-йоги, дыхательная гимнастика, прослушивание музыки.
10. Я уверен в себе. Обыграть уверенное поведение. “Воспроизведение”, “Сила слова”, “Круг уверенности ”, “Зеркало”, “Я – хозяин”, дыхательная гимнастика, прослушивание музыки, упражнения Хатха-йоги.
11. Мои достоинства. Признать свои достоинства и недостатки, научиться с помощью упражнений освободиться от проблем. “Ярмарка достоинств”, “В верх по радуге”, “Пожелания”, “Полный – отдых расслабление”, дыхательная гимнастика, прослушивание музыки, упражнения Хатха-йоги.
12. “Нет” плохим переживаниям. Повышение эмоциональной устойчивости детей. “Бегущие огни”, “Разрывание бумаги”, “Прослушивание музыки Штрауса”, “Полный – отдых расслабление”, дыхательная гимнастика, упражнения Хатха-йоги.
13. Я умею расслабляться. (Приложение № 3
и № 4 у автора)
Привести подростка в состояние уравновешенности. “Комплимент”, “Дыхательная гимнастика”, “Чувствую себя хорошо”, упражнения Хатха-йоги, прослушивание музыки.
14. Перед дальней дорогой. Помочь в определении личностных ценностей, раскрытии сильных сторон личности; формирование более адекватной самооценки на основе обратной связи; актуализация личностных ресурсов. “Чемодан”, “Инь и Ян”, “Ставим цели”, “Добрые пожелания”, “Полный – отдых расслабление”, дыхательная гимнастика, прослушивание музыки, упражнения Хатха-йоги.

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие. М.:Издательский центр “Академия”, 1999.

2. Битянова М. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.

3. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991.

4. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Серия “Справочники”. – Ростов н/Д.: “Феникс”, 2004.

5. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. Серия “Справочники”. – Ростов н/Д.: “Феникс”, 2004.

6. Латохина Л.И. Хатха – йога для детей: Кн. Для учащихся и родителей. М.:Просвящение, 1993.

7. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

8. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.

9. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. Пер. с нем. 5-е изд., стер. – М.: Генезис, 2004.

10. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер. с нем. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2005.

11. Хохлаева О.В. тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1–4-е классы). – М.: Генезис, 2005.