Классный час "Вежливость — формула чудес"

Разделы: Классное руководство


“ Надо быть ясным умственно,
Чистым нравственно и
Опрятным физически”
А.П.Чехов.

Учитель: ребята, вы окончите школу и станете трудиться на заводах, строить дома, водить по морям и океанам могучие корабли, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, врачами, учителями, поварами, артистами. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: смелыми, добрыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому надо научиться.

1 ученик.

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут… а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.

2 ученик.

“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите” -
Произносить он не привык,
Простого слова “извините”
Не одолел его язык.

3 ученик.

Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: “Добрый день”.
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае “здорово”
Он вместо “здравствуй” говорит.

4 ученик.

А вместо слова “до свиданья”
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
“Ну я пошел, пока, всего …”

5 ученик.

Не скажет он друзьям по школе
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только
Алешка, Петька, Ванька, Толька.

6 ученик.

Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.

7 ученик.

Но может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы … Мы скажем вам “спасибо”.

Учитель:

Для того, чтобы стать вежливым, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться “волшебными” словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только, ребята, слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не приходилось краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезными людям.

8 ученик.

Наверно, вы согласитесь с героем стихотворения С. Погореловского “Попробуй волшебником стать”, который говорит:

“Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово”.

Учитель: а теперь, ребята, давайте решим все вместе такие задачи.

1 задача.

Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов?” Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки.

Ответьте, какие ошибки он сделал?

1.Мальчикдолжен был не кричать, а спокойно спросить: “Скажите, пожалуйста, который час?”

2.Не “часов”, а “который час?”

3.И после ответа взрослого надо сказать: “Спасибо!”

2 задача.

Одна девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе мальчишка такой невежа – зовет меня Галька”.

“А ты как его зовешь?” - спросила мама.

“А я его вообще никак не зову””, - ответила Галя – я ему просто кричу: “Эй, ты!”

- Скажите, права ли Галя?

 3 задача.

По улице шел старичок, опираясь на большую сучковатую палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шел мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика.. Но вот мальчик что-то сказал старичку, и тот сразу подобрел.

-Что же мальчик такое сказал, отчего дедушка сразу перестал сердиться?

4 задача.

Однажды Петя поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Петя встал и сказал женщине: “Садитесь… (ребята хором: “Пожалуйста”).

Женщина вежливо поблагодарила Петю… (ребята хором: “Спасибо!”). Вдруг трамвай неожиданно остановился – Петя чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Петя сразу же сказал… (ребята хором: “Извините, пожалуйста”).

 9 ученик.

Послушайте, стихотворение С.Я. Маршака “Ежели вы вежливы”.

Ежели вы
Вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.

Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.

И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать,
как две сороки.

И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы -
То есть сами.

И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.

И ежели вы
Вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда,

Не тратить же
Товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!

И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.

И ежели вы
Вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.

И ежели вы
Вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.

---

Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку
Воспитание.

Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил, "Спасибо!" - говорил.

Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спросу
Не берите!

10 ученик.

Внимательно послушайте стихотворение А.Антонова “Вежлив Витя или нет”.

Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
“Извините, я ошибку признаю”.
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
“Извините, я немного опоздал”.
Спор давно ведется в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.

-Ну, а вы как считаете? Вежлив Витя или нет?

Учитель: вежливость – это также и аккуратность: чистая одежда, обувь, пришитые пуговицы, чистый носовой платок.

 Сценка “Пуговица” В.Осеевой.

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго ее пришивала.

-А что. бабушка, - спросила она, - все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?

- Вот уж не знаю, Танюша: отрывать пуговицы умеют и мальчики, и девочки, а пришивать-то все больше достается бабушкам!

- Вот как! – обиженно сказала Таня.

А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!

Учитель: а теперь проверим, как вы запомнили вежливые слова. Я начну, а вы кончайте, хором, дружно, отвечайте.

Вон бежит соседский пес,
Тычет в воздух влажный нос.
“Гав!” - привет собачий шлет,
А за ним сосед идет.
Ты поступишь очень мудро,
Если скажешь: (“С добрым утром!”

Если друг попался жадный,
То и грустно, и досадно:
Не дает велосипед!
Вот тебе какой совет:
Не дерись, не жалуйся.
А скажи: (Пожалуйста!”)

Если в гости пригласили,
Если чем-то угостили,
Помогли убрать игрушки,
Сладкий сок налили в кружку,
Почитали на ночь сказки,
Подарили кисть и краски,
Не молчи, как в море рыба,
А скажи скорей: (“Спасибо!”).

На почте, в автобусе, в библиотеке,
В киоске, в кино, в магазине, в аптеке
Попросишь билет или купишь икры.
Скажи обязательно: (“Будьте добры!”).
И сразу увидишь улыбку у тёти:
Приятно, когда не грубят на работе.

Если вдруг компот пролил
Или блюдечко разбил, если вдруг совсем случайно
Книжку ты порвал нечаянно
Если кто-то ждал,
Ты забыл и опоздал.

Ты и сам теперь не рад.
Попроси всех: “Не кричите,
А меня вы (извините)”.

Если к кому-нибудь в гости пришел,
Если садишься со всеми за стол,
Вкусно тарелки дымятся,
Люди обедать садятся,
Скатерть красиво накрыта,
Ты уж, пожалуйста, вежливым будь,
Перед едой пожелать не забудь
Приятного всем (аппетита).

Тьма укрыла землю,
Вечер наступает,
На прозрачном небе
Звезды зажигает.
Спать скорее ляжем,
Поздно, поздно очень,Перед сном мы скажем
Всем: (“Спокойной ночи!”).

Литература.

  1. Б.В.Бушелева “Этика и этикет общения” Д/в изд-во, 1993 г.
  2. С.П.Кожан “Вежливость на все времена” Д/в изд-во, 1995 г
  3. Сыроваткина “Азбука вежливости” Феникс, 1997 г.
  4. Н.Е.Богуславская, Н.А. Купина “Веселый этикет” Екатеринбург, 1997 г.
  5. Речевые секреты” под ред. Т.А.Ладыженской, Москва, 1992 г.