Цель:
Формирование умений изменять имена существительные по числам.
Задачи:
- Обобщить знания об имени существительном; научить изменять существительные по числам.
- Развивать орфографическую зоркость, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения, развивать память и речь учащихся.
- Воспитывать интерес к урокам русского языка.
Оборудование:
- плакаты – рисунки,
- карточки со словами,
- карточки с индивидуальными заданиями,
- сигнальные веера.
Ход урока.
Орг. момент и сообщение цели урока.
Чистописание. Повторение.
У: Читаем молча слова: сова, светло, свинья, скалка.
Что объединяет эти слова?
Д: Буква “эС”.
У: - Что мы о ней можем сказать?
Д: Это согласная буква.
У: - Какие звуки она может обозначать?
Д: [с] - тв.; [с‘] - мягк. Оба эти звука глухие, парные.
У: Обведите эти буквы. Напишите.
На какое правило эти слова?
Д: На правописание безударной гласной.
У: Работаем по цепочке: Аня называет безударную гласную, Миша подбирает проверочное слово и т.д.
У: Пишем по памяти любые 3 слова, ставим ударение, “зажигаем” огонек под безударной гласной.
У: - Какое слово лишнее? Почему?
Д: светло - наречие, остальные слова – имена существительные.
У: Вспомним, что такое имя существительное.
Имя существительное – это часть …(речи).
Отвечает на вопросы …(кто?), …(что?).
Обозначает …(предмет). Например, …(стол).
Физкультминутка.
У: Я буду называть слова. Если назову одушевленное имя существительное, поднимите руки вверх, если неодушевленное – руки вперед, если встретятся другие (части речи) – присесть.
Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый, быстро, школа, овца.
Тихонечко сели на свои места.
У: - Что еще можно рассказать об имени существительном?
Д: Имена существительные бывают ж.р., м.р., ср.р.
У: Молча прочитайте слова левого и правого столбика
теплое душистая жаркий топленое дружная звездное |
земляничка месяц молоко небо пальто семья |
У: - Какой частью речи выражены слова каждого столбика?
К именам прилагательным подобрать подходящие по смыслу имена существительные.
- Какие словосочетания получились?
Записать 3 любых словосочетания, определить род имен существительных.
Работа по теме.
У: Волшебник принес слова: яблоко, дом, яблоки, сестра, дома, сестры.
Подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти слова?
(Ученик выходит к доске и распределяет слова в 2 столбика)
У: Почему так расположил?
У: Чем отличаются имена существительные в ед.ч. от имен существительных во мн.ч.?
Какие окончания имен существительных в ед.ч.? во мн.ч.?
Открыли учебник на стр. 159. Читаем сведения.
У: Немного поиграем.
Я буду называть имя сущ. в ед.ч., а вы это же имя сущ. будете называть во мн.ч.:
пень - …(пни)
рот - …(рты)
сук - …(сучья)
улей – (улья)
Игру продолжаем в парах: у каждого карточка с именами сущ. Один из игроков получает карточку с им. сущ. в ед. ч., другой –с им. сущ. во мн.ч. Первый читает свои слова, а второй эти же слова изменяет по числам, наоборот.
У: Читаем слова на доске:
ручей -…
семья -…
друг -…
перо -…
- В каком числе записаны эти слова?
Д: В ед. ч.
У: Записать эти имена сущ. во мн. ч. Выделить окончания.
У: - Какое правило вам пришлось вспомнить, чтобы без ошибок написать им. сущ. во мн. ч.?
Д: ь – разделительный.
Физкультминутка (упражнение для глаз).
У: Молча читаем слова: сахар, молоко, ножницы, очки.
Назвать им. сущ. в ед. ч. (во мн.ч).
Попробуйте изменить их по числам (Дети пробуют).
У: Как–то раз один ученик изменил по числам слова: ножницы, очки, брюки, сани. Он поставил эти слова в форму в ед. ч., и они сломались! Вот посмотрите, что из этого вышло. (Учитель показывает картинки со сломанными предметами (см. приложение1).
- Какой можно сделать вывод?
Д: Некоторые им. сущ. имеют только одно число: ед. ч. или мн. ч.
У: Такие им. сущ., как ножницы, очки, брюки, сани стоят только во мн. ч. А такие, как сахар, молоко – только в ед. ч.
Читаем пословицы:
Крива яблоня, да яблоки сладки.
Красна ягодка – да на вкус горька.
Объяснить смысл.
Назвать слова с проверяемой безударной гласной (с непроверяемой; с парной согласной) (орфограммы подчеркиваются учителем)
Списать любую пословицу.
Обозначить орфограммы.
У им. сущ. указать род, число.
У: Какие качества в друзьях вы цените?
Д: Доброту, честность , верность…
У: Эти им. сущ. тоже употребляются только в ед. ч.
Читаем слова на доске:
Мед | часы |
Москва | сутки |
Свекла | шахматы |
Дружба | Альпы |
- Какие слова непонятны?
- По какому принципу записаны слова в 2 столбика?
Д: В левом столбике – им. сущ. в ед. ч., в правом - во мн.
У: Читаем слова, проговаривая. Списать их в тетрадь.
У: Можно ли определить род им. сущ., которые употребляются во мн. ч.?
Д: Нет. Чтобы определить род им. сущ., которые стоят во мн. ч., надо их поставить в ед. ч. А эти им. сущ. не изменяются по числам.
Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что нового узнали?
Проведем тест. Взяли в руки сигнальный веер.
1. Что изменяется у им. сущ. при изменении по числам?
- приставка
- суффикс
- окончание
2. Какие им. сущ. не изменяются по числам?
- шорты
- плащ
- платье
Домашнее задание.
Упражнение 425.