Интегрированный урок чтения и изобразительного искусства

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Обучение анализу художественного текста.
  2. Знакомство детей с прикладным искусством
  3. Воспитание доброты и патриотизма

Задачи по чтению

  1. Формировать навыки поискового чтения
  2. формировать навыки выразительного чтения
  3. развивать устную речь учащихся
  4. активизировать, обогащать словарный запас
  5. учить художественному видению окружающего мира
  6. воспитывать умение чувствовать красоту слова
  7. развивать умение чувствовать красоту произведений русского народного творчества
  8. создать целостное представление об истории русской матрешки

Задачи по изобразительному искусству

  1. Воспитание любви к родному народу через творчество народных умельцев
  2. воспитывать чувство прекрасного
  3. развивать навык работы кистевого письма: тычком, мазком, линией
  4. развивать чувство цвета, пропорций
  5. учить самостоятельно составлять узоры
  6. воспитывать аккуратность

Оборудование:

  1. Сувенир “Матрешка” (индивидуально у каждого учащегося).
  2. Иллюстрации к тексту;
  3. Музыкальное оборудование;
  4. Тексты музыкальных произведений;
  5. Кисти и краски.

Дидактический материал:

  1. Тексты для индивидуальной работы ( Е.И. Осетров “Краса ненаглядная” );
  2. Шаблоны “Матрешка”.

ХОД УРОКА

Организация внимания детей.

-Сегодня наш урок объединяет два учебных предмета: внеклассное чтение и изобразительное искусство, т.е. вам сегодня предстоит стать на уроке и читателями и художниками одновременно. Как художники, вы в простом предмете должны увидеть нечто замечательное, свойственное только ему. Это не очень просто, ведь кроме зорких глаз здесь нужна фантазия. Высказать свои впечатления, найти нужное единственное слово тоже нелегко. Поэтому давайте учиться и начнем наш урок.

Индуктор.

-Я представляю героиню нашего сегодняшнего урока загадкой. Ваша задача - догадаться, о чем пойдет речь:

“Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Отгадайте, как зовут?”

-Конечно, вы догадались! Матрешка.

“Мы – красавицы Матрешки
Разноцветные одежки.
Раз-Матрена, два-Малаша
Мила-три, четыре-Маша
Маргарита-это пять
Нас нетрудно сосчитать!”

Выставляю на столе…

Тема:

-Урок мы сегодня посвящаем символу русского народного творчества - Матрешке.

“Ты, как душа у народа, красива” -тема нашего урока.

Социоконструкция.

-А сейчас подумайте, и ответьте, о чем бы вы хотели узнать на уроке?

-Почему Матрешку зовут Матрешкой?

-Как давно она появилась на свет?

- Сколько лет Матрешке?

Социализация.

-Сегодня на уроке мы узнаем историю русской Матрешки, попытаемся разгадать тайну вековой любви к этой игрушке, почему она до сих пор так любима и популярна среди народа. Поэтому будем стараться активно думать и работать. Прикоснемся к доброму ремеслу народных умельцев.

Социоконструкция.

-Прочитаем текст загадки выразительно, соблюдая правильную интонацию.

-Какие слова помогли разгадать эту загадку?

Подчеркните эти слова.

-Как убедиться, правы ли мы?

-Мы обратимся к справочной литературе.

Прочитаем лексическое значение слова по словарю Ожегова.

-Матрешка – деревянная внутри, полая, ярко разрисованная кукла, в которую вставляются такие же куклы меньшего размера. Давайте убедимся в этом

( рассматривание набора матрешек)

Ключевые слова загадки и лексическое значение слова одинаковы.

Индукция: Рассматривание матрешки.

- Чем она привлекает ваше внимание?

-На кого она похожа?

-Какие чувства вы испытываете, разглядывая матрешку?

-Поделитесь впечатлениями (удивление, восхищение, изумление).

Открытие 1

Вывод: Самое главное, что вы отметили, она до сих пор так любима народом, очень красива. Создавали эту красоту русские умельцы, мастера.

Искусно сделанная, словно живая, такая яркая, глядя на нее, не задаешься вопросом: откуда пришла эта красавица? Давно ли она появилась на свет?

Ответы на эти вопросы мы найдем из текста.

А будем читать мы отрывок из книги Е.И. Осетрова “Краса ненаглядная”

Чтение текста учителем + детьми.

Игровой момент: найди Матрешку.

Кем вы себе представляете самую высокую матрешку? А название она получила от женского имени Матрена. Это женское имя было очень распространенным на Руси.

Словарная работа

на доске

Скакун - резвая в беге лошадь

Дородная – рослая, крупная, полная

Застолица – праздничный стол, угощение; люди, сидящие за столом.

3. Анализ произведения

- К какому типу текста относится это произведение?

Текст – повествование со сказочным сюжетом с элементами описания.

- О чем вы узнали из текста?

- Почему люди стариков двор не обходили стороной?

- Вот такие добрые, веселые, щедрые люди изготовляли матрешек. Про таких людей говорят : “ У них душа красивая!”

- По-другому и быть не может: игрушка- то какая радостная! Сидели они вечерами и мастерили игрушки…

- А откуда матрешка отправилась путешествовать по белу свету?

- Найдите предложение, где говориться о том, откуда кони-вести к нам прискакали? Дети зачитывают их.

- На Руси матрешек изготовляли повсеместно, но родиной считается селение Семеново, что находится в Заволжье.

(сведения из истории матрешки: мастер В. Звездочкин, художник С. Малютин и т.д.)

- Какими словами автор выразил свое отношение к матрешкам?

- Краса ненаглядная? Как это понимать?

- Почему он их так называет? Найдите описание матрешек в тексте. Дети зачитывают их.

-Давайте дополним описание матрешки. Высказывания детей

Открытие 2

Вывод: Вот такой чисто русской красотой наделил деревенский мастер матрешек.

Физкультминутка.

- Где же художники увидели рисунок, который украшает матрешку?

-Там же, где можем увидеть его мы с вами. Красота рядом – вся русская природа.

- А с чем сравнивает автор сарафаны матрешек?

- Почему? Докажите свой ответ.

- Да, народные умельцы одевали матрешек в нарядные, яркие сарафаны.

Вывод: Сарафаны матрешек можно сравнить с роскошным букетом.

Самоконструкция.

Индивидуальная работа в творческой мастерской.

- Роспись матрешек – дело интересное.Давайте мы тоже прикоснемся к этому ремеслу. Каждый из вас высказался. А теперь выразим свои чувства к матрешке красками.Каждый себя представит в роли народного умельца. Вы у меня тоже талантливые, а знания, полученные на уроке, помогут вам справиться с поставленной задачей. В нашей мастерской есть все для этого: кисти, краски.

1. Объяснение задания по изобразительному искусству.

- Ребята, вы много говорили о Матрешке. Узнали откуда и как появилась и почему живет до сих пор, как символ доброй и открытой русской души. У вас на партах лежат нарисованные матрешки, вот только сарафаны у них не цветные. А им хочется нарядиться и встать в хоровод.

- Хотите им помочь?

- Тогда беремся за дело. Положите их перед собой.

- Что можно нарисовать на сарафане?

- Какие цветы вы знаете?

- Вспомним приемы работы с кистью: тычок, примакивание.

( показываю на доске)

- Прежде чем приступить к работе, запомните порядок изображения.

1. Большой кистью выполняем 1-2 крупных цветка.

2. Дополняем мелкими элементами – листьями.

- Какие краски вы выберете для работы? (не берем мрачные – черный, коричневый)

Самостоятельная работа учащихся

Дети раскрашивают матрешек.

Итог урока

Матрешки вывешивают на доске в хоровод, а дети получают пряничных матрешек.

Матрешка появляется на белый свет.
Одеждой похваляется, ей сносу нет.
Сестра к сестренке тянется – какая стать!
От радости румянится, пошли плясать!

Учитель: Зимой раскладывали прямо на снегу холсты и на них расставляли сушить раскрашенные матрешки. Снег белый, а игрушки как полыхающая радуга – зеленое в них, желтое, красное, синее. Все такое жаркое как будто нет никакой зимы, как будто прогнали ее люди, вырастив эти дивные цветы.

Снег и цветы – вот какое чудо! Говорят, что когда поблизости никого нет, матрешки начинают даже водить хороводы и тихо поют. Вот праздник получается!

- Как вы думаете под какую музыку будут плясать наши матрешки?

( выбор музыкального произведения : “Камаринская”)

- Похожа ли наша матрешка на настоящую?

- Почему гости-иностранцы, которые приезжают в Россию, стараются увезти с собой матрешку?

- Матрешка – частица России, ее поэтический образ. Она воплощает в себе красоту русской природы, материнское начало, женскую красоту.

Рефлексия

- Какие эмоциональные состояния вы пережили на уроке? (скуку, интерес, радость, волнение)

- Что вы не знали, а теперь знаете о матрешке?

- Пригодятся ли эти знания в дальнейшей вашей жизни?

- Какие слова вам хотелось бы сказать матрешке?

Самооценка

- За что вам хотелось бы себя похвалить?

- Мне было с вами интересно работать. Спасибо за сотрудничество!

ПРИЛОЖЕНИЕ