Цель:
Образовательная
- Продолжить формирование представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом;
- Создать общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа строения;
- Сформировать у учащихся знания о строении и функциях главных частей клетки.
Воспитательная
- Воспитать у учащихся бережное отношение к природе, живым существам;
- Сформировать у учащихся мировоззрение, научное видение органического мира;
- Воспитать у учащихся отношение к компьютеру как к одному из технических средств обучения.
Развивающая
- Развить у учащихся память, мышление и внимание;
- Развить у учащихся умения работать с тестами в целях подготовки к Единому Государственному Экзамену.
Оборудование: компьютеры, классная доска.
Методы:
- Наглядные (презентация, созданная в программе Microsoft Power Point).
- Словесные (беседа с учащимися, элементы лекции).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного материала.
Устный ответ: Расскажите о внутреннем строении бактериальной клетки, о роли бактерий в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.
Один учащийся комментирует устный ответ и проверяет письменные ответы.
Письменные ответы.
Работа по карточке. Дайте определение следующим биологическим понятиям: микробиология, морфология, фотосинтез, хемосинтез, систематика.
Кроссворд, созданный в Microsoft Excel.
Тесты (прилагаются в текстовом печатном варианте, но можно использовать тестирование на компьютере в специальных тестовых программах).
Вопрос №1: Получение бактериями энергии путём окисления минеральных соединений называется:
1. фотосинтез;
2. хемосинтез;
3. биосинтез.
Вопрос №2: К фотосинтезирующим бактериям относятся:
1. цианобактерии;
2. вибрионы холеры;
3. стрептококки.
Вопрос №3: Бактерии, являющиеся санитарами нашей планеты:
1. уксуснокислые;
2. сапротрофы;
3. клубеньковые;
4. молочнокислые.
Вопрос №4: Бактерии, используемые человеком для получения продуктов питания:
1. клубеньковые;
2. молочнокислые;
3. сенная палочка;
4. гнилостные.
Вопрос №5: В клетке бактерии в отличие от клетки животного отсутствуют:
1. цитоплазма;
2. оболочка;
3. хлоропласты;
4. оформленное ядро.
Вопрос №6: Царство, к которому относят бактерии:
1. царство растений;
2. царство животных;
3. особое царство;
4. царство грибов.
Вопрос №7: Роль клубеньковых бактерий в природе:
1. образуют органические вещества из углекислого газа и воды;
2. обогащают почву азотными солями;
3. используют в пищу отмершие части растений;
4. играют важную роль в накоплении кислорода в атмосфере.
Вопрос №8: Порчу продуктов питания вызывают:
1. грибы-паразиты;
2. бактерии-паразиты;
3. молочнокислые бактерии;
4. сапротрофы.
Вопрос №9: При хранении скоропортящихся продуктов важно помнить, что:
1. бактерии составляют особое царство;
2. бактерии не имеют оформленного ядра;
3. бактерии - самые примитивные организмы;
4. у бактерий при низкой температуре замедляются процессы жизнедеятельности.
Вопрос №10: Пища бактерий-паразитов:
1. органические остатки мёртвых растений и животных;
2. органические вещества, входящие в состав живых организмов;
3. неорганические вещества, содержащиеся в почве, в водоёмах;
4. органические вещества, синтезированные из углекислого газа и воды.
3. Изучение нового материала.
Итак, сейчас мы с вами освежили в памяти строение прокариотической клетки, то есть доядерной клетки. Сегодня на уроке пришло время разобрать строение эукариотической клетки. Тема сегодняшнего урока “Строение эукариотической клетки”.
Ответьте на следующие вопросы:
- Как называется наука о клетке?
- Что вы можете сказать о строении эукариотической клетки?
- Какие части клетки вы знаете?
- Какие органоиды вам известны?
Сначала мы должны поговорить о том, как всё начиналось.
1590 год - Янсен изобрёл микроскоп, состоящий из 2-х линз.
1665 год - Роберт Гук рассмотрел под микроскопом пробковую ткань. Впервые употребил термин "клетка".
Что такое клетка?
1650-1700 - Антони ван Левенгук наблюдал бактерии.
1827 год - Долланд улучшил качество линз в микроскопе.
Далее речь пойдёт о частях клетки.
Какие части клетки вам известны?
Части клетки
Оболочка - наружная цитоплазматическая мембрана. Учитель показывает учащимся динамическую жидкостно-мозаичную модель строения цитоплазматической мембраны с помощью презентации, дети оформляют рисунок в тетради.
Гликокаликс обеспечивает узнавание клеток. С помощью гликаликса клетки воспринимают изменения в окружающей среде, в цитоплазме, узнают друг друга. Если смешать клетки сердца, печени и почек, то через некоторое время они объединятся в свою ткань, то есть клетки сердца отдельно, также клетки печени и так далее. Если у клеток удалить гликаликс, то естественно возникнет хаос. Раковые клетки не имеют гликаликса, они способны постоянно делиться, заполняя собою всё свободное пространство.
Функция цитоплазматической мембраны - транспорт веществ, который носит избирательный характер:
Осмос;
Активный транспорт - это перенос веществ через мембрану против градиента концентрации, сопровождающийся потреблением энергии.
Сравнительно недавно выяснилось, что в клетке действует натрий-калиевый насос. Роль насоса выполняет особый белок, который локализуется в мембране так, что пронизывает всю её толщу. Натрия всегда больше в межклеточном пространстве, а ионов калия больше в клетке.
Такой транспорт требует затрат энергии и называется активным. Обмен осуществляется при помощи специальных белков, образующих в мембране так называемые каналы.
Внутриклеточная часть белка расщепляет молекулы АТФ. Это обеспечивает выведение из клетки трех ионов натрия и поступление двух ионов калия. Таким образом внутри клетки поддерживается высокая концентрация калия (в 35 раз выше, чем вне клетки) и низкая концентрация натрия (в 14 раз ниже внеклеточной). Это важно для создания электрических потенциалов на мембранах, процесса возбуждения в нервных и мышечных клетках, нормального протекания других внутриклеточных процессов.
Что такое пиноцитоз и фагоцитоз?
Далее следует объяснение учителя по рисунку 5.7 на странице 146 учебника.
Цитоплазма - внутренняя среда клетки, выполняет роль транспорта веществ внутри клетки. В 1840 году французским исследователем Пуркинье был введён термин “протоплазма”. Протоплазма включает в себя цитоплазму и ядро.
Ядро.
Что вы можете сказать о строении ядра?
Какие функции выполняет ядро?
Эта часть клетки была описана первой из всех структур клетки в 1831 году англичанином Робертом Брауном. Ядро - важнейшая составная часть клетки. Клеточное ядро содержит ДНК, то есть гены, и, благодаря этому, выполняет две главные функции:
- Хранение и воспроизведение генетической информации;
- Регуляции процессов обмена веществ, протекающих в клетке.
Безъядерная клетка не может долго существовать, и ядро тоже не способно к самостоятельному существованию, поэтому цитоплазма и ядро образуют взаимозависимую систему. Большинство клеток имеет ядро. Нередко можно наблюдать 2-3 ядра в одной клетке, например в клетках печени. Известны и многоядерные клетки, причём число ядер может достигать нескольких десятков. Форма ядра зависит большей частью от формы клетки, она может быть и совершенно неправильной. Различают ядра шаровидные, многолопастные. Впячивания и выросты ядерной оболочки значительно увеличивают поверхность ядра и тем самым усиливают связь ядерных и цитоплазматических структур и веществ. У некоторых простейших имеются два ядра - макронуклеус и микронуклеус.
Какие простейшие имеют два ядра?
Вспомним строение ядра:
Строение ядра:
- Ядерная оболочка: наружная мембрана покрыта рибосомами, соединена с ЭПС клетки, внутренняя мембрана - гладкая. Оболочка имеет поры.
- Ядерный сок - нуклеоплазма, внутренняя полужидкая среда ядра. Состав: белки, ферменты, нуклеотиды.
- Хроматин (от греческого chroma - окраска). Молекула ДНК, соединённая с белком гистоном. Это спирализованные, утолщённые, генетически неактивные участки хромосом.
- Ядрышко - скопление рРНК и рибосом на разных этапах формирования, в основе которого лежит генетически активный участок хромосомы, несущий ген - ядрышковый организатор. Ядрышки образуются в неделящихся клетках.
Что вы можете сказать о строении хромосом?
Типы хромосом:
- Равноплечие;
- Неравноплечие;
- Палочковидные.
Какие вы знаете виды хромосом? (аутосомы, половые хромосомы, гомологичные хромосомы)
Обсуждение фактов на странице 160 учебника.
Что такое кариотип?
Кариотип - это совокупность количественных (число и размеры) и качественных (форма) признаков хромосомного набора соматических клеток.
Что такое соматическая клетка?
Какой набор хромосом она содержит?
Какой набор хромосом содержат гаметы?
Органоиды - это постоянные жизненно важные составные части цитоплазмы клеток.
Включения - это непостоянные структуры цитоплазмы (плотные - гранулы, жидкие - вакуоли).
4. Закрепление изученного материала (учащиеся отвечают на вопросы учителя по лекции с использованием презентации).
5. Домашнее задание:
Учить параграф 5.2 страницы 142-148, 157-163, творческое задание составить кроссворд.
Литература:
- Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2001.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х томах. Том 1. - М.: Мир, 1993.
- Зачёты по биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Лист-Нью, 1999.
- Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 классы. / - М.: Аквариум, 1998.
- CD-диск по географии, содержащий программу тестирования.
Приложение1 (наглядные методы)
Приложение2 (тест)
Приложение3 (кроссворд)