Тема: «Костюм эпохи античности, готики, барокко – связь с архитектурой».
Цель: достичь понимания стилевого единства архитектурной и предметной среды.
Задачи:
- Научить чувствовать гармонию и единство стиля в архитектуре и прикладном искусстве на примере нескольких эпох.
- Научить создавать архитектурные сооружения и отражать стиль эпохи, объединять в продуманную систему построения в пространстве.
- Научить характерным особенностям различных стилей.
Задание:
1. Конструирование сложного по форме
сооружения.
2. Создание модели одежды любого стиля (в
техники аппликации или в объёме).
Оборудование:
- Презентация «Костюм разных эпох» (Приложение), слайды:
- Античный храм, скульптура.
- Готический собор, скульптура.
- Здания в стиле барокко, изображения людей в разных эпох в костюмах.
- Литературный материал к уроку (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)
- Карточки для самостоятельной работы.
- Выкройки костюмов различных эпох для моделирования.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка задач урока.
3. Повторение.
4. Практическая разминка.
5. Самостоятельная работа.
6. Представление презентации.
7. Практическая работа.
8. Выставка работ.
9. Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Постановка задач урока
A. Сегодня на уроке мы с вами
проанализируем стилевое единство архитектуры и
предметной среды.
B. Практическое задание: Создать
архитектурные сооружения и отразить стиль.
C. Создать эскиз одежды понравившегося
вам стиля.
3. Повторение
Вступление.
«На верх взгляни,
Над сизыми холмами увидишь ты
Увидишь ты застывшую мечту,
Как дым костров в безветрии,
Как пламя, как песня
Храм струится в высоту.
А ты стоишь на каменном пороге,
И за людей душа твоя горда,
Приходят боги и уходят боги
А человек бессмертен навсегда».
– Бессмертие человека в деле рук его. Архитектура самое стойкое к времени искусство. «Боятся все вещи времени, а оно пирамид», – сказал Е. Евтушенко об архитектурных сооружениях Древнего Египта. От всех других искусств архитектура отличается, прежде всего, самым длительным процессом работы: живописец может окончить свою работу в несколько дней, работа архитектора может иногда требовать целой жизни.
– Назовите самое знаменитое сооружение Египта? (Пирамида Хеопса).
– Давайте вспомним, когда и как искусство возникло архитектура? (В эпоху неолита.) К мегалитическим сооружениям (т.е. выстроенным из громадных камней, гр. «мег» – большой, «лит» – камень) относятся менгиры, дольмены и кромлехи, найденные в различных странах Европы. Почему они возникли? Менгиры являлись предметом поклонения, возможно, служили надгробием. Дольмены погребальные сооружения из двух или четырех вертикально поставленных камней, перекрытых широкой каменной плитой. Внутреннее пространство дольмена служило для родовых захоронений. Кромлехи, – состоящие из продолговатых и неотесанных больших камней, стоящих вертикально и изображающих один или несколько концентрических кругов, опоясывающих площадку. Предполагается, что они были храмами солнечного культа. Самый грандиозный из кромлехов был возведен в Стоунхендже (Южная Англия II тысячелетие до нашей эры)
– Какому виду искусств сродни архитектура? (Скульптуре). Почему? Язык архитектуры – язык объемных геометрических тел объединенных в продуманную систему пространственного построения Язык архитектуры – это симметрия и асимметрия.
– Достаточно несколько разных геометрических фигур, чтобы создать архитектурный комплекс. Даже простая линия и силуэт имеют разные образные звучания.
– Какие стили в архитектуре вам знакомы? (Барокко, готика, античность.)
– Давайте вспомним, что является главным стилевым выражением каждой эпохи? – В эпоху возрождения стиль Барокко является стилевым выражением новой централизованной мощи монархов ХII в. Французский король Людовик ХIV провозгласил «Государство – это я». Барокко обозначало «Искривлённый, искажённый, неправильный, вычурный, странный, причудливый. Этот стиль наиболее полно выражал вкусы аристократии этого времени, самым изысканным памятником королю стал дворцово-парковый ансамбль «Версаль» расположенный в пригороде Парижа. По указу Людовика был разбит великолепный парк, сооружена сложная система фонтанов, прудов.
– В эпоху античности творчество греков проникнуто ощущением соразмерности мира и человека, воплощает красоту гармоничность развитого человеческого тела. Даже пропорции древнегреческого храма подобны пропорциям человеческой фигуры. Образом подлинного совершенства в решении архитектурной задачи является главный храм Афинского Акропля – Парфенон. Со всех сторон здания окружают спокойные стройные колонны. В Парфеноне нет ничего роскошного, он скуй по форме по своим очертаниям. Творчество греков проникнуто ощущением соразмерности мира и человека воплощает красоту и гармоничность человеческого тела.
– В эпоху средневековья готическое
зодчество характеризуется стрельчатыми сводами,
устремлёнными ввысь, наподобие копья, высокими
башнями стройными колоннами, ажурными каменными
орнаментами .Огромные окна украшены витражами.
Мир для этой эпохи был полой чудес. Одно из
замечательнейших созданий средневекового
зодчества собор в Реймсе во Франции.
Мы видим огромную разницу с Парфеноном.
Люди этой норы очень религиозны.
Устремлённые ввысь к богу, формы как бы разрывали
земное, мирское пространство и звали человека
отрешиться от материальных потребное
гей. Реймский собор сравнивают с водопадом, в
котором формы хотя и неподвижны, но дают
ощущение, что всё здание колеблется, трепещет,
что оно полно буйной энергии, которая движется,
растёт и не знает предела.
4. Практическая разминка
– Выполнение Архитектурного объема, который нам понадобится для работы.
– Посмотрите карточки. Что нужно сделать?
– Работаем с каждой линией проглаживаем и приемом сложного сгибания, собираем в гармошку.
5. Самостоятельная работа
– Ребята сейчас каждая группа отправиться в прошлое (в эпоху античности, эпоху средневековья, эпоху возрождения).
На столе каждой группы лежат рисунки, статьи, вопросы на которые должны ответить.
– Вы самостоятельно должны изучить, выделить главное и рассказать другим группам
6. Представление презентации «Косном разных эпох»
7. Практическая работа
- Конструирование сложного по форме сооружения, изображение фасадов, зданий разных стилей по единому модулю.
- Крепостные стены, сторожевые башни, ворога, здания в центральной части города. (Стиль – Готика.)
- Создание дворцово-паркового ансамбля построение здания дворца. Разбить парк, пруд, фонтан, деревья. (Стиль – Барокко).
- Изображение мужских и женских костюмов разных стилей.
8. Выставка работ
9. Рефлексия
1. К какой эпохе вы бы отнесли свой
архитектурные сооружения?
2. Какое назначение несут эти здания?
3. В каких видах искусства особенно ярко
выражается единство стиля?
4. Понравилось ли работать в группе?
5. Что удалось в работе?
6. Чувствуете ли радость своего труда?
Литература:
1. Киреева Е.В. – История костюма.
2. Мерцалова М.Н. – История костюма.
3. Ястребницкая А.Л. «Западная Европа
XI–XIII вв. Эпоха. Быт. Костюм».
Ж-л «Юный художник», № 7, 1982. Античный костюм.