Задачи:
- Ознакомить детей с буквами Л, л, М, м, обозначающими согласные звуки [л, л’, м, м’]
- Учить выделять звуки [л, л’, м, м’] из слова и давать им характеристику как звукам согласным, твёрдым и мягким, звонким.
- Содействовать развитию зрительной памяти, логического мышления, внимания, фонематического слуха.
- Способствовать воспитанию культуры труда, любви к природе, бережного отношения к ней.
I. Организационный момент.
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы уже научились в школе.
- Садитесь.
II. Повторение изученных букв и звуков.
Игра “Угадай-ка”
Я произношу звуки /без голоса/, а вы по артикуляции, движению губ отгадываете и произносите эти звуки вслух хором.
/А О У Э Ы И/
- Какие звуки вы сейчас произнесли? /Гласные/
- Докажите, что это гласные звуки. /Гласные звуки произносим голосом, не встречаем преграды во рту, образуют слог/
- Эти буквы на письме обозначаются буквами. Давайте их назовём.
III. Знакомство с буквой Л, л, обозначающей звук [Л, л' ]
Мы продолжаем путешествовать по стране Знаний. Сегодня я приглашаю Вас на прогулку в сказочный лес.
- Для чего можно пойти в лес? /За грибами, ягодами и лекарственными растениями, подышать свежим воздухом/
- Но мы пойдём туда за буквами и звуками. Для этого возьмём две корзины.
Первая корзина – лента букв – это наша корзина для букв. Вторая корзина – невидимая – для звуков. Почему не видим вторую корзину? /Потому что звуки мы тоже не видим, в только произносим и слышим/
В добрый путь!
- Я кое-что уже нашла.
Белые горошки
На зимней дорожке. /Ландыш/ <Рисунок 1>
Рисунок 1
- Что вы знаете о ландыше?
/Ландыш – лечебный дикорастущий цветок. Из него изготовляют ландышевые капли для людей, страдающих сердечными заболеваниями. Не надо бездушно срывать этот цветок/
- Произнесите слово “Ландыш”. Назовите первый звук в этом слове /Звук [л]/. Произнесите его, глядя в зеркало.
- Что увидели? /Рот приоткрыт, небольшое расстояние между зубами, язык упирается в верхние зубы, звук происходит, встречая препятствие в виде зубов и языка/
- Что можете сказать об этом звуке? /Это согласный звук, так как при произношении встречаем преграду/
- Какой звук следующий за звуком [л]? /[Л-л-в-а-а] Гласный звук [а] указывает на твердый согласный звук/
- Как произносится звук [л]? /Твердо. Звук [л] - твердый/
- Закроем ушки ладонями и произнесем звук [л].
- Слышим шум или звук [л] - голос, звон? Звук [л] произносится звонко - звонкий.
Что узнали звуке [л]? /Согласный, твердый, звонкий/
Встреча с Лесником сказочного леса.
- Кто такой лесник? /Лесник – лесной сторож/.
Загадай загадку.
У мосточка
Над кусточком
Две лисички
Две сестрички. <Рисунок 2>, <Рисунок 3>
Рисунок 2
Рисунок 3
- О каких лисичках идёт речь? /лисички – съедобные грибы. Лисички - животные/. Одно слово имеет несколько значений.
- Как называются слова, которые имеют несколько значений? /Многозначные/
- Назовите первый звук в слове “лисички”.
- Сравните его со звуком [л].
- Чем они похожи?
- Чем они отличаются? /[л] – твёрдый, [л’]- мягкий./
- Какие звуки лежат в нашей корзинке-невидимке? /Звуки [л] и [л’]/
- Пора положить что-то в другую корзинку. Кто из вас знает, какой буквой обозначают звуки [л] и [л’]? /Буква “эль”/
На что похожа буква “эль”? <Рисунок 4>
Рисунок 4
Дрессировщик буквой машет.
Перед ним лошадка пляшет.
Алфавит продолжим наш,
Буква Л – лесной шалаш.
Лесник просит напечатать буквы Л и л в тетрадь. /Большая буква с высотой 2 клетки, маленькая буква – 1 клетка. Между буквами – одна клетка./ <Рисунок 5>
Рисунок 5
IV. Физминутка.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, лапки трёт,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
V. Знакомство с буквой М, м и звуками [м] и [м'].
Продолжаем путешествие.
- Смотрите, какие два зверя. Тихо. /Мышка и мишка бегут/. Послушаем, о чём они разговаривают.
Мышонок Мыша и медвежонок Миша сидели на пляже. Мыша говорит:
- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил.
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей …
- Малины! /Заорал Миша/
- Да причем здесь малина! Я хотел сказать: “лучше нашей мамы”.
- Это тоже здорово!
- А теперь я сочиняю.
- А про что?
- Ну, хотя бы про этот мухомор.
Не ешьте больше макароны,
А ешьте красные мухоморы!
- Что ты! Что ты! /испугался мышонок/ Мухоморы нельзя есть. В больницу попадешь.
- Ребята, а что вы знаете о мухоморе?
/Он ядовит, опасен для человека. Но его едят лоси, проглатывая целиком, по 5-6 штук за один раз. Для лосей мухомор-лекарство. Деревьям мухомор помогает расти, срастаясь грибницей с их корнями. Отдает деревьям часть воды и питает веществами, которые всасывает из почвы. Появились в лесу мухоморы - жди белых грибов/
- Откуда вы так много знаете?
- Кто много читает, то много знает /Миша говорит/
- Как зовут друзей? /Мыша и Миша/
- Назовите, глядя в зеркало, первый звук в слове "Мыша" /Звук [м]/
- Охарактеризуйте его. /Согласный, твердый, звонкий/
- Докажите. /Встречает преграду/
- Назовите первый звук в слове “Миша”. /Звук [м']/
- Охарактеризуйте звук [м’]. /Согласный, мягкий, звонкий/
- Какие звуки кладем в корзинку-невидимку? /Звуки \м] и [м']/
- Какой буквой обозначаются эти звуки? /Буквой “Эм”/
- На что она похожа? <Рисунок 6>
Рисунок 6
Вот, качели - буква М!
Здесь качаться можно всем!
- Что кладем в корзину для букв? /Букву “Эм”/
Давайте напечатаем М м. <Рисунок 7>
Рисунок 7
- Ребята, когда нам нужны будут заглавные буквы
Л, М? /Когда будем
писать имена людей, клички животных/
VI. Закрепление изученного.
Работа по учебнику.
1. Выделение звуков [л, л', м, м] из слов. /с. 23/
Мальчики называют одушевленные предметы в названиях которых встречаются звуки [л, л"]. Девочки называю неодушевленные предметы, в названиях которых встречаются звуки [м, м’]
2. Развитие фонематического слуха. /с. 23/
а) Самостоятельно линией установить соответствие предметов и их названий.
б) Работа в парах.
Шепотом произносят слова и зеленым карандашом закрашивают место букв, соответствующих мягким согласным звукам.
- Какой гласный указал на мягкость согласного [л]? /Звук [и]/
в) Игра “Кто быстрей”.
Мёд в лесу медведь нашел:
- Мало меду, много пчел. /Дети работают по карточкам/
Карандаш поставить на первую букву первого слога. По моему сигналу, не читая, как можно быстрее просмотреть 2 строчки слева направо, не пропуская буквы, подчеркнуть все буквы. Кто быстрее всех подчеркнет букву М, Л. Мальчики подчеркивают букву М, девочки - букву Л.
- Кто прочитал эти строки?
- Молодцы!
VII. Итог.
- Сколько было корзин? /Две/
- Какие буквы положили в корзину букв? /Д М/
- Какие звуки положили в корзину-невидимку? /Звуки [л, л'] м, м']/
- Что общего в этих звуках? /Согласные, звонкие/
- Докажите, что они согласные. /Когда произносим эти звуки, то во рту встречаем преграду/