Конспект открытого урока русского языка во 2-м классе по теме "Тема и основная мысль текста" (УМК "Гармония")

Разделы: Начальная школа


Тема: «Как в детской пирамидке. Тема и основная мысль текста».

Цель: создание условий для первичного осмысления знаний о теме и основной мысли текста.

Задачи:

  • введение понятий «тема» и «основная мысль» текста,
  • обучение создания текстов,
  • продолжение работы по усвоению признаков текста и правил его построения,
  • выработка умения и навыков по применению понятий «тема», «основная мысль» при обдумывании содержания текста и его заголовка,
  • совершенствование умений работать в парах.

Этапы урока

Ход урока

Примечания

1. Оргмомент Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера!
– И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!
 
2. Целеполагание Речевая разминка.

На дворе белым-бело.
Ну и снега намело!

Для начала давайте определим главное понятие нашего урока. Разгадайте его название:

Лождж
Дтекс
тзщшч

– Сегодня нам необходимо узнать нечто новое о тексте. Откройте тетради, запишем число, классная работа.

Чистописание, тема урока.

Доска!

Карточка на доске.

 

IIII т
текст тема

3. Воспроизведение образца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Физминутка

– Прочитайте предложение: У всех есть любимые игрушки.
– Это текст? Объясни свой ответ. Что такое текст?
– Как превратить предложение в текст?
– Я подобрала несколько предложений. Прочитайте их. Какие предложения лишние? Почему?

 

Мальчики любят играть в машинки.

 

Куклы – любимые игрушки девочек.

 

Все дети любят зиму.

 

Все дети любят играть в снежки зимой.

– Расскажите, как вы выбирали предложения? Скажите весь текст. В каком предложении выражена главная мысль? Какое это предложение? Запишем его в тетрадь. Составь свое предложение. Повернитесь друг к другу. Пожмите руки. Мы преодолеем трудности вместе. Этот значок поможет работать в паре.

– Вспомним, что значит работать в паре?

  • Думаю сам
  • Обсуждаю с товарищем
  • Говорю классу.

– Расскажи товарищу о своей любимой игрушке.
– Кто хочет сказать классу?

Обсуждение. Оценивание.

–  Получился текст? Как это сделаем? Сначала решим, о чем будет предложение и что мы об этом скажем. Кто хочет рассказать о любимой игрушке своего партнера по работе?

Самостоятельная запись. Проверка.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.

– Посмотрите на игрушку. Как она устроена? (Раздаю детям пирамидки.) Попробуйте, соберите. Отмечаем, что без стержня собрать пирамидку нельзя.
Откройте учебник на стр. 35, упр. 242. (главные сведения читает учитель, последующий совет ученики вслух).
Вернемся к нашему тексту. Его тема – игрушки, главная мысль – самые любимые игрушки.

Доска!

Работа в паре.

 

 

Карточки выставляются на доску.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показываю детскую пирамидку.

5. Самостоятельное применение в сходной и новой ситуации – Настал важный момент. Сейчас мы попробуем, работая в парах, определить, есть в предложенных текстах главная мысль и общая тема.
ТПО, упр.243. Запишем тему на доске: «Первый снег».

Работа в паре.

– Кто хочет рассказать?
– Прочитайте вопрос. Ответьте на него.
– Читаем предложение, определяем, о чем оно.
– Запишите только те предложения, которые относятся к теме «Первый снег». Отмечай орфограммы.
– Прочитаем текст. Добавьте свои предложения о том, какие снежинки? Каков его стержень, тема? Основная мысль?

 

ДОСКА!

Пара выходит к доске и дает ответ.

Составить 2 предложения о снежинках

6. Физминутка Релаксация. Картины зимней природы. Магнитофон и телевизор.
7. Контроль и коррекция – Когда я несла вам задания, ветер подхватил их и закружил в снежном танце. Все тексты перепутались. Помогите мне разобраться, что к чему. Возьмите задания в конвертах. Наша цель – разложить тексты по темам.

Работа в парах.

1 конверт: 

Однажды мы пошли в лес.
На деревьях лежал снег.
Было тихо. Все замерло. 

2 конверт:

Однажды мы с друзьями лепили снеговика.
Нос сделали из морковки.
Глазки – из бусинок.
Было весело!

Проверка текстов по парам. Какая у них тема? Главная мысль? У кого получилось по другому?

 

 

 

Положить конверты.
Работа в паре.

8. Итог урока, домашнее задание – Какие открытия мы сегодня сделали? Какую роль играет для текста главная мысль? Как  мы собираем новогоднюю елочку? (Надеваем ветви на стержень.)
– Возьмите на партах свои бланки. Если вы считаете, что у вас все получилось, вы хорошо поработали в паре, нарисуйте такую рожицу , если нет – .
Рядом нарисуйте свое настроение. Если хорошее, то – , если плохое – . Давайте украсим нашу классную елочку своими веселыми рожицами.
Дома выполните упр.246.
Выставить елочку, в которой ветви надеваются на стержень.