Тема: «Как в детской пирамидке. Тема и основная мысль текста».
Цель: создание условий для первичного осмысления знаний о теме и основной мысли текста.
Задачи:
- введение понятий «тема» и «основная мысль» текста,
- обучение создания текстов,
- продолжение работы по усвоению признаков текста и правил его построения,
- выработка умения и навыков по применению понятий «тема», «основная мысль» при обдумывании содержания текста и его заголовка,
- совершенствование умений работать в парах.
Этапы урока |
Ход урока |
Примечания |
||||
1. Оргмомент | Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» И каждый становиться добрым, доверчивым, И доброе утро длиться до вечера! – И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок! |
|||||
2. Целеполагание | Речевая разминка.
Для начала давайте определим главное понятие нашего урока. Разгадайте его название: Лождж – Сегодня нам необходимо узнать нечто новое о тексте. Откройте тетради, запишем число, классная работа. Чистописание, тема урока. |
Доска! Карточка на доске.
IIII т |
||||
3. Воспроизведение образца
4. Физминутка |
– Прочитайте предложение: У всех есть
любимые игрушки. – Это текст? Объясни свой ответ. Что такое текст? – Как превратить предложение в текст? – Я подобрала несколько предложений. Прочитайте их. Какие предложения лишние? Почему?
– Расскажите, как вы выбирали предложения? Скажите весь текст. В каком предложении выражена главная мысль? Какое это предложение? Запишем его в тетрадь. Составь свое предложение. Повернитесь друг к другу. Пожмите руки. Мы преодолеем трудности вместе. Этот значок поможет работать в паре. – Вспомним, что значит работать в паре?
– Расскажи товарищу о своей любимой игрушке. Обсуждение. Оценивание. – Получился текст? Как это сделаем? Сначала решим, о чем будет предложение и что мы об этом скажем. Кто хочет рассказать о любимой игрушке своего партнера по работе? Самостоятельная запись. Проверка.
– Посмотрите на игрушку. Как она устроена? (Раздаю
детям пирамидки.) Попробуйте, соберите.
Отмечаем, что без стержня собрать пирамидку
нельзя. |
Доска! Работа в паре.
Карточки выставляются на доску.
Показываю детскую пирамидку. |
||||
5. Самостоятельное применение в сходной и новой ситуации | – Настал важный момент. Сейчас мы
попробуем, работая в парах, определить, есть в
предложенных текстах главная мысль и общая тема. ТПО, упр.243. Запишем тему на доске: «Первый снег». Работа в паре. – Кто хочет рассказать? |
ДОСКА! Пара выходит к доске и дает ответ. Составить 2 предложения о снежинках |
||||
6. Физминутка | Релаксация. Картины зимней природы. | Магнитофон и телевизор. | ||||
7. Контроль и коррекция | – Когда я несла вам задания, ветер
подхватил их и закружил в снежном танце. Все
тексты перепутались. Помогите мне разобраться,
что к чему. Возьмите задания в конвертах. Наша
цель – разложить тексты по темам. Работа в парах.
Проверка текстов по парам. Какая у них тема? Главная мысль? У кого получилось по другому? |
Положить конверты. |
||||
8. Итог урока, домашнее задание | – Какие открытия мы сегодня сделали?
Какую роль играет для текста главная мысль?
Как мы собираем новогоднюю елочку? (Надеваем
ветви на стержень.) – Возьмите на партах свои бланки. Если вы считаете, что у вас все получилось, вы хорошо поработали в паре, нарисуйте такую рожицу , если нет – . Рядом нарисуйте свое настроение. Если хорошее, то – , если плохое – . Давайте украсим нашу классную елочку своими веселыми рожицами. Дома выполните упр.246. |
Выставить елочку, в которой ветви надеваются на стержень. |