Введение
Овощеводство – отрасль сельского хозяйства. Задача его – возделывание овощных культур. К овощным культурам относятся травянистые растения. В пищу идут сочные части и их органы: корни, корневища, клубни, почки, стебли, листья, плоды.
Особенности овощеводства – выращивание овощных культур в открытом и защищенном грунте.
Для обеспечения населения свежими овощами в летне-осенний период их получают в открытом грунте; в зимне-весенний период и в начале лета организуют хранение их, выращивают в южных районах с последующей перевозкой на север, а также производят ранние овощи на месте в защищенном грунте. Овощеводство защищенного грунта – часть отрасли овощеводства.
Овощеводство отличается большим разнообразием культур и сортов, агротехническими приемами, которые не применяются в растениеводстве или применяют очень редко (рассадный метод, доращивание, выгонка, дозаривание и д.р.)
Как наука овощеводство изучает биологические особенности овощных растений, их связи с внешней средой и разрабатывает технологию получения высоких урожаев высококачественных овощей при наименьших затратах труда и материальных средств. Она связана с такими науками, как физиология, биохимия растений, почвоведение, агрохимия, защита растений, которые являются основой для изучения биологических особенностей овощных культур.
Программа объединения «Юный овощевод», рассчитана на 2года обучения, предназначена для детей среднего возраста (5 – 9), 4 часа в неделю на одного ребенка (158ч.). Занятия проводятся на базе СЮН.
Цель программы – привить учащимся интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству, углубить их знания по биологии, вооружить их практическими умениями и навыками по изучению и выращиванию овощных культур.
Программа составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работ. Занятия предусмотрены с начала учебного года (осеннего периода).
Работа учащихся в объединении «Юный овощевод» должна способствовать развитию самостоятельности и повышению интереса к исследованиям и опытничеству.
Обязательное условие – ведение дневника.
Темы и перечень практических работ составлены в соответствии с местными условиями.
В процессе занятий предусмотрены экскурсии (в парк, государственную семенную инспекцию – знакомство с подготовкой семян к посеву, аграрный техникум).
В основу занятий положены практические работы: уход за растениями, изучение овощей по их пищевым и биологическим особенностям; знакомство с агротехникой овощных культур, борьба с вредителями и болезнями овощей; работа в закрытом грунте.
Программа предусматривает проведение массовых мероприятий: Праздник урожая, Праздник цветов, День птиц, выставки, конкурсы и т. д.
Цели и задачи программы:
- Знакомство с разнообразием овощных и полевых культур и их биологическими особенностями;
- Расширение понятий о почве и ее плодородии;
- Знакомство с агротехническими приемами;
- Развитие интереса к исследованиям и опытничеству;
- Развитие умений самостоятельно работать со справочной литературой, дидактическими пособиями, таблицами;
- Учить проводить опыты, наблюдения за ростом и развитием сельскохозяйственных культур, обобщать итоги проведенной работы;
- Развитие памяти, мышления, творческих способностей;
- Воспитание доброжелательных отношений между людьми и бережного отношения человека к природе;
- Воспитание умения работать в коллективе, чувства ответственности за порученное дело;
- Обеспечение более широкого и разнообразного досуга детей.
Результативность деятельности оценивается путем проведения тестовых заданий, конкурсов, кроссвордов, практических работ в теплице и на УОУ, ведение дневников наблюдений по опытам, оформления рефератов, выступлений на конференциях НОУ.
Пояснительная записка.
Программа «Юный овощевод» первого года обучения рассчитана на учащихся среднего возраста(5 – 7кл.), решает следующие задачи:
Знакомит: с осенними работами на УОУ; разнообразием овощных культур, почвой, полезными и вредными жителями огорода, болезнями овощных культур;
- Представителями Красной книги;
- Разнообразием семян овощных культур;
- Знакомит с основами агротехники овощных культур;
Развивает умения: самостоятельной работать со справочной литературой;
- Собирать и засушивать растения, работать с гербарным материалом;
- Вести дневник наблюдений за ростом и развитием растений (овощных культур);
- Обобщать итоги проведенной работы.
Кроме того, учащиеся должны знать и соблюдать:
- Правила поведения в природе;
- Правила техники безопасности при работе садовым инвентарем.
Ожидаемый результат. Учащиеся должны знать:
- Основные сельскохозяйственные культуры;
- Агротехнику овощных культур;
- Что такое почва;
- Полезных и вредных жителей огорода;
- Основные болезни овощных культур;
- Представителей живой природы, занесённых в Красную книгу;
- Сорные растения;
- Правила поведения в природе;
- Правила техники безопасности при работе с инвентарём.
Учащиеся должны уметь:
- Распознавать семена овощных культур;
- Правильно посадить рассаду и ухаживать за ней в течение всего вегетационного периода;
- Проводить наблюдения за овощными растениями;
- Проводить наблюдения за природными явлениями;
- Работать со справочной литературой;
- Собирать и засушивать растения, работать с гербарным материалом.
Основные направления содержания деятельности.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных задач предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности.
Формы обучения: экскурсия, практическая работа, тестовое задание, лекционное занятие, конференция, выставка творческих работ, творческое задание.
Методы преподавания: объяснительный, информационно – сообщающий, иллюстративный.
Учения: репродуктивный, исполнительный, частично – поисковый, поисковый.
Воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.
Психологическое обеспечение программы:
- Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях.
- Проведение психологического тестирования по проверке базовых и приобретенных знаний, умений и навыков.
- Побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности.
- Применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.
- Участие в массовых мероприятиях в течение учебного года: праздник урожая, праздник цветов, день птиц, выставки, конкурсы и т.д.
- Участие в массовых мероприятиях района, города, края.
Условия реализации программы.
Методическое обеспечение.
- Наличие программы.
- Методические разработки по темам.
- Наглядные пособия, дидактический материал.
- Используемая литература.
Материально – техническое обеспечение.
- Помещение – кабинет.
- Учебное оборудование – комплект мебели.
- Теплица.
- Учебно-опытный участок.
Критерии оценки знаний, умений, навыков.
1-й год обучения
Название темы | Методы оценки уровня знаний учащихся | Баллы |
Осенние работы на УОУ | 1. Тест 2. Практическая работа: посев моркови; 3. Конкурс «Праздник урожая» |
5 20 10 |
Важнейшие
сельскохозяйст-венные культуры. Капуста и ее Родственники. |
1. Тест 2. Кроссворд «Капустные родственники» 3. Капустник (мероприятие) |
5 10 10 |
Лук и чеснок | 1.
Головоломка 2. Игра «Овощные луки» |
5 10 |
Томат, перец, баклажан. | 1.
Конкурс «Необыкновенная ягода» 2. Кроссворд «И сладкий, и горький» 3. Конкурс «Сеньор помидор» |
10 10 10 |
Тыква и ее родственники. Бахчевые культуры. | 1. Конкурс загадок. | 10 |
Чудо - зелень. Шкатулка пряностей. |
1. Тест 2. Кроссворд «Шкатулка пряностей» |
5 10 |
Корнеплоды | 1. Тест 2. Работа по карточкам 3. КВН «Запасливые корни» |
5 10 10 |
Бобовые культуры | 1.Тест 2. Загадки - кроссворд |
5 10 |
Картофель | 1. Тест 2. Кроссворд «Наши овощные культуры» 3. Картофельный банкет. |
5 10 10 |
Понятие о почве и её плодородии | 1. Тест 2.Заполнение схемы: Что растения получают из почвы? |
5 10 |
Полезные и вредные жители огорода. Болезни овощных культур. | 1. Тест 2. Кроссворд «Жители огорода» 3. Работа по карточкам «Болезни овощей» |
5 10 10 |
Красная книга Алтайского края | 1.
Сообщения 2. Практическая работа: оформления альбома |
15 10 |
Кладовая здоровья | 1.
Кроссворд «Лекарственные растения» 2.Практическая работа: составление сборника « Лечебные свойства овощных» |
10 15 |
Сорные растения | 1.
Составление ребусов 2.Практическая работа: изучение сорных растений по гербариям |
10 15 |
Семена | 1.
Карточки - распознавание семян 2.Практическая работа: изготовления панно из семян |
10 15 |
Подготовка к опытнической работе | 1. Разработка методик опытных работ | 10 |
Выращивание рассады овощей. | 1. Тест 2. Кроссворд 3.Практическая работа: приготовление почвенных смесей для посева овощных культур в теплице. |
5 10 15 |
Охрана и привлечение птиц | 1.
Кроссворд 2. Практическая работа: изготовление скворечников |
10 20 |
Весенние работы на УОУ | 1. Тест 2. Практическая работа: конкурс на лучшую делянку 3. Практическая работа: посев моркови, лука, пряных культур 4. Практическая работа: уход за растениями |
5 20 20 20 |
ВСЕГО | 470 |
Учебный план 1 года обучения
№ | Тема | Количество часов | Сроки | ||
Теоретич. | Практич. | Всего | |||
1. | Вводная часть | 2 | 2 | Сент. | |
2. | Осенние работы на учебно-опытном участке (УОУ) | 2 | 10 | 12 | Сент. |
3. | Важнейшие овощные сельскохозяйствен-ные культуры | 16 | 14 | 30 | Окт. Нояб. |
4. | Понятие о почве и её плодородии | 4 | 2 | 6 | Дек. |
5. | Полезные и вредные жители огорода | 2 | 2 | 4 | Дек. |
6. | Болезни овощных культур | 2 | 2 | 4 | Дек. |
7. | Красная книга Алтайского края | 2 | 2 | Янв. | |
8. | Кладовая здоровья | 2 | 2 | 4 | Янв. |
9. | Сорные растения | 2 | 2 | 4 | Янв. |
10 | Знакомство с семенами овощных культур. | 2 | 2 | 4 | Янв. Февр. |
11. | Защищенный грунт и комнатное овощеводство | 2 |
2 |
4 |
Февр. |
12. | Подготовка к опытнической работе | 2 | 2 | 4 | Февр. |
13. | Знакомство с приемами выращивания рассады овощных культур. | 10 | 10 | 20 | Февр. Март |
14. | Охрана и привлечение птиц | 2 | 2 | 4 | Апр. |
15. | Весенние работы на УОУ | 4 | 8 | 12 | Апр. |
16. | Летняя сельскохозяйственная практика на УОУ | 42 | 42 | Май-Август | |
Итого | 56 | 102 |
158 |
Содержание программы 1 года обучения
1. Вводная часть. (2 ч.)
- Организационное занятие,
- Ознакомление учащихся с планом работы.
- Экскурсия по учебно-опытному участку (УОУ).
- Техника безопасности при работе на УОУ и на занятиях кружка.
2. Осенние работы на УОУ. (12 ч.)
- Знакомство с УОУ. Сад. Огород. Цветник;
- Сроки и техника уборки урожая овощных культур. Учет урожая;
- Значение осенней обработки почвы;
- Оформление выставки овощей;
- Участие в слете друзей природы;
- Подготовка к Празднику урожая;
- Праздник урожая.
Практические работы: уборка урожая овощных культур, послеуборочных остатков. Перекопка почвы. Сбор семян и листьев. Заготовка земли.
3. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. (30 ч.)
Капуста и ее родственники. (4 ч.)
- Из прошлого рода капусты;
- Родственники капусты;
- Итоговое занятие: Игра «Капустник».
Практические работы: работа с литературой, приготовление салата из капусты.
Лук и чеснок. (2 ч.)
- Луковое разнообразие;
- Чеснок «Змеиная трава»;
- Итоговое занятие: Игра «Овощные луки».
Практические работы: работа с литературой, подготовка сообщений лечебные свойства лука и чеснока.
Томат, перец, баклажан. (4 ч.)
- Томат - необыкновенная ягода;
- Перец и сладкий, и горький;
- Баклажан;
- Итоговое занятие: Конкурс «Сеньор помидор».
Практические работы: монтирование гербария овощных культур, приготовление блюд из овощей.
Тыква, ее родственники и бахчевые культуры. (6 ч.)
- Огурец;
- Двухпудовая тыквина;
- Маленькие родственники - кабачок и патиссон;
- Сахарный арбуз и ароматная дыня;
- Итоговое занятие: тыква и ее родня.
Практические работы: работа с литературой, приготовление каши из тыквы.
Чудо-зелень. Шкатулка пряностей и малораспространенные овощи. (4 ч.)
- Чудо зелень - салат, шпинат;
- Шкатулка пряностей - укроп, сельдерей, петрушка;
- Малораспространенные овощи - спаржа, артишок, огуречная трава, ревень;
- Итоговое занятие: Составление ребусов.
Практические работы: работа с тетрадью, составление справочника «Малораспространенные и пряные овощи».
Корнеплоды. (4 ч.)
- Обо всем известной свекле;
- Лакомство на грядке - морковь;
- Репа, брюква, редька;
- Итоговое занятие: «Запасливые корни».
Практические работы: работа с тетрадью, приготовление винегрета, работа над составлением каталога овощных культур.
Бобовые культуры. (2 ч.)
- Горох, фасоль, бобы;
- Чина, вика, соя.
Практические работы: работа с тетрадью, приготовление салата из фасоли.
Картофель. (4 ч.)
- Тартуфоль - из истории рода картофеля;
- Батат, топинамбур, арахис;
- Наш современный картофель;
- Итоговое занятие: « Картофельный банкет»
Практические работы: работа с литературой, изготовление наглядных пособий «Наши овощные культуры».
4. Понятие о почве и ее плодородии. (6 ч.)
- Понятие о почве;
- Почва источник минеральной пищи для растений.
Практические работы: работа с тетрадью, определение состава почв.
5. Полезные и вредные жители огорода. (4 ч.)
- Наиболее распространённые вредители огорода;
- Наиболее распространённые полезные жители огорода;
Практические работы: ознакомление с основными жителями огорода. Работа со справочной литературой, альбомами, наглядностями.
6. Болезни овощных культур. (4 ч.)
- Наиболее распространённые болезни овощных культур;
- Итоговое занятие: Кроссворд: «Животные - обитатели огорода».
Практические работы: ознакомление с основными болезнями овощей. Работа с тетрадью.
7. Красная книга Алтайского края. (2 ч.)
- Красная книга Алтая;
- Охраняемые территории и растения.
Практические работы: Составление докладов.
8. Кладовая здоровья. (4 ч.)
- Что такое лекарственные растения?
- Лечебные свойства овощных и их использование
Практические работы: Составление сборника «Лечебные свойства овощных».
9. Сорные растения. (4 ч.)
- Наиболее распространённые сорные растения;
- Итоговое занятие: Составление ребусов.
Практические работы: ознакомление с сорными растениями по гербарным образцам.
10. Семена. (4 ч.)
- Знакомство с семенами овощей;
- Значение подготовки семян к посеву, условия хранения семян;
- Изготовление панно из семян овощных и полевых культур.
Практические работы: Распознавание семян. Проращивание семян, определение всхожести семян, изготовление панно.
11. Защищенный грунт и комнатное овощеводство. (4 ч.)
- Понятие о закрытом и защищенном грунте;
- Знакомство с комнатным овощеводством;
Практические работы: Подготовка ящиков и горшков, посев семян овощных культур, уход.
12. Подготовка к опытнической работе. (4 ч.)
- Значение науки в развитии овощеводства;
- Значение опытнической работы школьников. Основные требования к опыту;
- Закладка опытов, проводимых в зимних условиях в помещении.
Практические работы: разработка планов проведения опытов. Проведение опытов, экспериментов с овощными культурами.
13. Выращивание рассады овощей. (20 ч.)
- Характеристика рассадного метода выращивания овощей;
- Условия, необходимые для прорастания семян;
- Биологические обоснования сроков посева и посадки овощных культур;
- Сроки, способы, глубина посева и посадки овощных культур;
- Правила подготовки рассадных контейнеров;
- Основы агротехники овощных культур рассадным способом;
- Способы, сроки, дозы полива;
- Способы определения необходимости подкормки растений;
- Знакомство с техникой пикировки;
- Итоговые занятия.
Практические работы: определение чистоты, всхожести семян, наблюдения за прорастанием семян при определении всхожести. Подготовка рассадных контейнеров, посев семян овощей. Уход за рассадой. Пикировка сеянцев.
14. Охрана и привлечение птиц. (4 ч.)
- Первые прилётные птицы, виды гнездовий;
- Значение птиц в сельском хозяйстве;
- Праздник « День птиц».
Практические работы: наблюдение за птицами, изготовление и развешивание искусственных гнездовий.
15. Весенние работы на УОУ. (12 ч.)
- Основы агротехники овощных культур в открытом грунте;
- Техника разбивки делянок; расстояние в рядках и между рядками;
- Обработка почвы. Сроки и способы обработки почвы;
- Знакомство с опытнической работой;
- Итоговое занятие - выставка по итогам работы объединения за год.
Практические работы: перекопка почвы на УОУ, разметка делянок, посев семян в грунт, наблюдение, уход за всходами и посевами. Закладка опытов.
16. Летняя сельскохозяйственная практика на УОУ. (42 ч.)
- Перекопка почвы (4 ч.);
- Разбивка участка под овощные культуры (8 ч.);
- Посев овощных культур в грунт (2 ч.);
- Посадка овощных культур рассадой (4 ч.);
- Посадка картофеля (2 ч.);
- Опытническая работа; закладка опыта, ведение учётов и наблюдений, сбор и учёт урожая, подведение итогов, оформление дневников (6 ч.);
- Правила ухода за овощными растениями; полив, прополка, рыхление (6 ч.);
- Подкормка растений (2 ч.);
- Борьба с вредителями (2 ч.);
- Сбор урожая овощей (4 ч.);
- Подготовка выставки овощей к празднику города (2 ч.).
2-й год обучения
Пояснительная записка.
Программа «Юный овощевод» второго года обучения рассчитана на учащихся 6-9 классов, решает следующие задачи:
- Закрепляет и укрепляет знания первого года обучения;
- Изучает агротехнику овощных культур в открытом и защищенном грунте;
- Знакомит с разнообразием сортов овощных культур;
- Развивает умение правильно посадить рассаду и ухаживать за ней в течение всего вегетационного периода;
- Закрепляет умения самостоятельно работать со справочной литературой;
- Развивает умения вести наблюдения в природе и за овощными растениями;
- Умение обобщать итоги проведенной работы;
- Закрепление знаний правил техники безопасности при работе с инвентарем;
- Воспитания чувства коллективизма;
- Воспитания чувства ответственности за порученное дело.
Программа рассчитана на 4ч в неделю на одного ребенка (158ч).
Занятия проводятся на базе СЮН.
В процессе занятий предусмотрены экскурсии, практические работы, а также проведение и подготовка массовых мероприятий.
Ожидаемый результат.
Учащиеся должны знать:
- Правильную агротехнику овощных культур;
- Способы размножения овощных культур;
- Основных вредителей и болезни овощных культур, меры борьбы с ними;
- Районированные сорта основных овощных культур;
- Способы выращивания рассады;
- Правила поведения в природе;
- Правила техники безопасности при работе с инвентарём.
Учащиеся должны уметь:
- Правильно посадить рассаду и ухаживать за ней в течение всего вегетационного периода;
- Проводить наблюдения за овощными растениями;
- Проводить наблюдения за природными явлениями;
- Правильно оформлять записи в дневниках наблюдения;
- Работать со справочной литературой;
- Собирать и засушивать растения; работать с гербарным материалом.
Учебный план 2 года обучения
№ | Тема | Количество часов | Сроки | ||
Теоретич. | Практич. | Всего | |||
1. | Вводная часть | 2 | 2 | Сент. | |
2. | Осенние работы на учебно-опытном участке | 2 | 8 | 10 | Сент. |
3. | Важнейшие сельскохозяйственные культуры | 6 | 4 | 10 | Окт. |
4. | Почва и её роль в жизни растений, питание из почвы | 8 | 4 | 12 | Окт. |
5. | Охрана и привлечение зимующих птиц | 2 | 2 | 4 | Нояб. |
6. | Биологические особенности сорных растений | 4 | 2 | 6 | Нояб. |
7. | Полезные и вредные жители огорода | 4 | 2 | 6 | Дек. |
8. | Болезни овощных культур | 2 | 2 | 4 | Дек. |
9. | Кладовая здоровья | 2 | 2 | 4 | Дек. |
10 | Красная книга Алтайского края | 2 | 2 | 4 | Янв. |
11. | Семена | 6 | 2 | 8 | Янв. |
12. | Защищенный грунт и комнатное овощеводство | 2 | 2 | 4 | Февр. |
13. | Подготовка к опытнической работе | 2 | 2 | 4 | Февр. |
14. | Выращивание рассады овощей | 4 | 14 | 18 | |
15. | Птицы весной | 2 | 2 | 4 | Апр. |
16. | Весенние работы на УОУ | 4 | 12 | 16 | Апр. |
17. | Летняя сельскохозяйственная практика на УОУ | 42 | 42 | Май- август | |
ИТОГО: | 54 | 104 | 158 |
Критерии оценки знаний, умений, навыков.
2-ой год обучения
Название темы | Методы оценки уровня знаний учащихся | Баллы |
Осенние работы на УОУ | 1. Тест;
2. Практическая работа: посев моркови; 3. Праздник урожая. |
5
20 10 |
Важнейшие сельскохозяйственные культуры. | 1. Тест; 2. Кроссворд «Овощные и полевые культуры»; 3. Конкурс «Важнейшие с/х культуры» |
5 10 10 |
Почва и её роль в жизни растений, питание из почвы. | 1. Тест;
2.Кроссворд «Минеральные и органические удобрения»; 3. Практическая работа: определение состава почв. |
5 10 20 |
Охрана и привлечение зимующих птиц. | 1. Кроссворд; 2. Практическая работа: изготовление кормушек. |
10 20 |
Сорные растения | 1. Тест;
2. Кроссворд «Сорные растения». |
5
10 |
Полезные и вредные жители огорода | 1. Тест; 2.Кроссворд «Полезные и вредные жители огорода». |
5 10 |
Болезни овощных культур | 1. Тест;
2. Кроссворд «Болезни овощных культур». |
5 10 |
Кладовая здоровья | 1. Тест; 2. Практическая работа: составление сборника «Лечебные свойства овощных». |
5 20 |
Охрана природы и Красная книга | 1. Подготовка сообщений. | 20 |
Семена | 1. Тест; 2. Карточки - распознавание семян; 3. Практическая работа: подготовка семян к посеву. |
5 10 20 |
Подготовка к опытнической работе | 1. Разработка методик опытных работ | 20 |
Выращивание рассады овощей | 1. Тест; 2. Кроссворд; 3. Практическая работа: определение чистоты всхожести семян. |
5 10 20 |
Охрана и привлечение птиц | 1. Кроссворд «Птицы
нашей местности»;
2. Практическая работа: изготовление скворечников. |
10 20 |
Весенние работы на УОУ | 1. Тест; 2. Практическая работа: посев семян в грунт. |
5 20 |
ВСЕГО | 360 |
Содержание программы 2 учебного года
1. Вводная часть. (2 ч.)
- Организационное занятие;
- Ознакомление учащихся с планом работы;
- Экскурсия по УОУ;
- Техника безопасности при работе на УОУ и на занятиях кружка.
2. Осенние работы на УОУ. (10 ч.)
- Знакомство с УОУ. Сад. Огород. Цветник;
- Сроки и техника уборки урожая овощных культур. Учёт урожая;
- Значение осенней обработки почвы;
- Оформление выставки овощей;
- Участие в слёте друзей природы;
- Подготовка к Празднику урожая;
- Праздник урожая.
Практические работы: уборка урожая овощных культур. Послеуборочных остатков. Перекопка почвы. Сбор семян и листьев. Заготовка земли.
3. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. (10 ч.)
- Сортовое разнообразие овощных культур;
- Полевые культуры;
- Значение овощных и полевых культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных;
- Классификация овощных растений по частям, идущим в пищу;
- Участие в конференции по итогам опытнической и исследовательской работы;
- Азбука витаминов овощей;
- Итоговое занятие по теме: «Важнейшие сельскохозяйственные культуры».
Практические работы: работа с тетрадью, изготовление наглядных пособий «наши овощные культуры», «съедобные части овощных культур». Изготовление гербария «Овощные и полевые культуры». Экскурсия на элеватор.
4. Почва и её роль в жизни растений, питание из почвы. (12 ч.)
- Разнообразие почв по механическому составу: песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые;
- Образование верхнего плодородного слоя почвы (в лесу, на лугу; роль растений, животных, микроорганизмов и климатических условий);
- Понятие о плодородии. Изменение почвы под влиянием хозяйственной деятельности человека;
- Почва - источник минеральной пищи для растений. Растения - индикаторы;
- Удобрения. Минеральные и органические, сроки и способы их внесения в почву;
- Влияние удобрений на повышение урожайности растений. Нормы внесения минеральных удобрений;
- Итоговые занятия по теме: «Почва и ее роль в жизни растений, питание из почвы».
Практические работы: образование перегноя в природе. Сбор образцов местных почв. Определение состава почв. Изготовление коллекции почв, зарисовка образцов почвенных разрезов. Распознавание основных минеральных и органических удобрений по внешнему виду. Наблюдение за растворимостью минеральных удобрений в воде.
5. Охрана и привлечение зимующих птиц. (4 ч.)
- Знакомство с птицами нашей местности;
- Корма для зимующих птиц и значение зимней подкормки птиц;
- Техника изготовления кормушек;
- Праздник «Встреча зимующих птиц».
Практическая работа: наблюдение за поведением перелётных птиц, изготовление кормушек, заготовка кормов для зимующих птиц, зарисовка птиц, написание рассказов о своих наблюдениях над птицами.
6. Сорные растения. (6 ч.)
- Наиболее распространённые сорные растения и распознавание их по внешнему виду;
- Способы размножения сорняков;
- Вред, причиняемый сорняками;
- Меры борьбы с сорными растениями;
- Итоговое занятие по теме: «Сорные растения».
Практические работы: ознакомление с сорными растениями по гербарным образцам. Работа с определителями и другой справочной литературой. Наблюдение за озимыми сорняками.
7. Полезные и вредные жители огорода. (6 ч.)
- Наиболее распространённые вредители огорода;
- Ущерб, наносимый ими и меры борьбы;
- Наиболее распространённые полезные жители огорода;
- Польза и охрана полезных животных;
- Итоговое занятие по теме: «Полезные и вредные жители огорода».
Практические работы: ознакомление с основными жителями огорода. Работа со справочной литературой, альбомами, наглядностями.
8. Болезни овощных культур. (4 ч.)
- Наиболее распространенные болезни овощных культур;
- Методы борьбы с болезнями овощных культур.
Практические работы: ознакомление с основными болезнями огородных растений, работа с тетрадью. Рассмотрение натуральных образцов.
9. Кладовая здоровья. (4 ч.)
- Что такое лекарственные растения?
- Как искать, собирать и хранить лекарственные растения?
- Лечебные свойства овощных растений и их использование
- Проведение викторины на тему «Кладовая здоровья»
- Тестовый контроль по изученным темам.
Практические работы: Составление сборника «Лечебные свойства овощных растений», знакомство с технологией приготовления лекарственных средств (настои, мази, присыпки, отвары).
10. Охрана природы и Красная книга. (4 ч.)
- Красная книга Алтая;
- Охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки;
- Редкие и охраняемые растения нашей местности.
Практические работы: Оформление альбома. Составление очерков и описаний к иллюстрациям.
11. Семена. (8 ч)
- Знакомство с семенами овощей;
- Распознавание семян; особенности строения семян;
- Значение подготовки семян к посеву. Различные способы подготовки семян;
- Условия хранения семян;
- Экскурсия в государственную семенную инспекцию по теме «Семена»;
- Итоговое занятие по теме «Семена».
Практические работы: Распознавание семян овощных культур. Изготовление наглядных пособий. Подготовка семян к посеву. Проращивание семян.
12. Защищенный грунт и комнатное овощеводство. (4 ч.)
- Понятие о закрытом и защищенном грунте. Виды теплиц и парников, их устройство;
- Знакомство с комнатным овощеводством;
- Условия, необходимые для выращивания рассады и ранних овощей.
Практические работы: знакомство с устройством парников, теплиц. Подготовка ящиков и горшков, посев семян, уход.
13. Подготовка к опытнической работе. (4 ч.)
- Значение науки в развитии овощеводства;
- Значение опытнической работы школьников. Основные требования к опыту;
- Закладка опытов, проводимых в зимних условиях в помещении.
Практические работы: разработка планов проведения опытов: оформление записей в дневниках наблюдений. Проведение опытов, экспериментов с овощными культурами.
14. Выращивание рассады овощей. (18 ч.)
- Характеристика рассадного метода выращивания овощей;
- Условия, необходимые для прорастания семян и приживаемости рассады;
- Биологические обоснования сроков посева и посадки овощных культур;
- Сроки, способы, глубина посева и посадки овощных культур;
- Правила подготовки рассадных ящиков;
- Основы агротехники овощных культур рассадным способом;
- Способы, сроки, дозы полива;
- Способы определения необходимости подкормки растений;
- Знакомство с техникой пикировки;
- Итоговые занятия по теме: «Защищенный грунт и комнатное овощеводство, выращивание рассады овощей».
Практические работы: определение чистоты, всхожести семян, наблюдения за прорастанием семян при определении всхожести. Подготовка рассадных ящиков, посев семян овощей. Уход за рассадой. Пикировка сеянцев.
15. Охрана и привлечение птиц. (4 ч.)
- Первые прилётные птицы;
- Различные виды искусственных гнездовий, правила их развески;
- Значение птиц в сельском хозяйстве;
- День птиц.
Практические работы: наблюдение за птицами, изготовление и развешивание искусственных гнездовий.
16. Весенние работы на УОУ. (16 ч.)
- Основы агротехники овощных культур в открытом грунте;
- Техника разбивки делянок; расстояние в рядках и между рядками;
- Обработка почвы. Сроки и способы обработки почвы;
- Знакомство с опытнической работой;
- Итоговое занятие - выставка по итогам работы объединения за год.
Практические работы: разметка делянок, перекопка почвы на УОУ, разбивка делянок, посев семян в грунт, наблюдение, уход за всходами. Закладка опытов.
17. Летняя сельскохозяйственная практика на УОУ. (42 ч.)
- Перекопка почвы. (2 ч.);
- Разбивка участка под овощные культуры. (2 ч.);
- Посев овощных культур в грунт. (2 ч.);
- Посадка овощных культур рассадой. (6 ч.);
- Посадка картофеля. (2 ч.);
- Опытническая работа: закладка опыта, ведение учётов и наблюдений, сбор и учёт урожая, подведение итогов, оформление дневников. (12 ч.);
- Правила ухода за овощными растениями: полив, прополка, рыхление. (6 ч.);
- Подкормка растений. (2 ч.);
- Борьба с вредителями. (2 ч.);
- Сбор урожая овощей. (4 ч.);
- Подготовка выставки овощей к празднику города. (2 ч.).
Литература:
- Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, Москва, 1977г.
- С.Небесный «Юный овощевод», Москва, 1985г.
- А.М.Гусев «Комнатное овощеводство», Москва, 1972г.
- А.Онегов «Школа юннатов», Ленинград, 1984г.
- Е.С.Каратаев «Настольная книга овощевода», Ленинград, ВО «Агропромиздат», 1989г.
- А.С.Симонов «Овощеводство и плодоводство», Москва, ВО «Агропромиздат», 1986г.
- Е.А.Ченыхаева «Советы огородникам», Москва, «Колос», 1974г.
- И.П.Игнатьева «Плодовые и овощные культуры СССР», Воронеж, 1974г.
- В.В.Мочалов «Что? Где? Когда?», Москва, 1988г.
- Ю.Тулупов «Советы овощеводам», Минск, 1986г.
- А.Н.Дроздов «Методика практикума по овощеводству», Москва, «Колос», 1976г.
- В.С.Дьяченко «Овощи и их пищевая ценность», Москва, «Россельхозиздат», 1979г.
- В.Д.Мухин «Юному овощеводу», Самара, 1987г.
- А.Михов «Практическое овощеводство», Москва, «Колос», 1980г.
- Л.В.Назарионов «Теплица в приусадебном хозяйстве», Минск, 1989г.
- Е.В.Колесников «Основа сельскохозяйственных знаний», Москва, «Просвещение», 1979г.
- Н.А.Качинский «Почва, её свойства и жизнь», Москва, издательство академии наук СССР, 1951г.
- А.Е.Новиков «Жизнь почвы», Москва, издательство «Колос», 1968г.
- В.М.Фридланд «Просто земля», Москва, «Просвещение», 1977г. 20.П. М. Смирнов «Агрохимия», Москва, «Колос», 1981г.
Приложения:
- Разработки занятий, мероприятий и методический материал к программе "Юнный овощевод" (приложение1, приложение2, приложение3.)
- Экскурсия по учебно-опытному участку.
- Приложение 4 (Фотографии овощей.)