Основные задачи:
- подготовка к выбору профиля и места обучения в 10-м классе;
- введение новых форм аттестации за основную школу.
Целью социологического исследования, проводимого в школах-спутниках и базовой Краснянской школе (округ №3), являлось определение социальной эффективности предпрофильной подготовки.
В ходе проведения данного исследования решались следующие задачи:
- определение уровня информированности участников о предпрофильной подготовке округа №3;
- выявление оценок участников предпрофильной подготовки о возможностях школьника для выбора своего образовательного профиля обучения.
В рамках указанного социологического мониторинга были опрошены учащиеся 9 классов школ округа № 3:
- Краснянская СОШ – 21 учащийся;
- Старожильская СОШ – 4 учащихся;
- Московская СОШ – 6 учащихся;
- Некрыловская ООШ – 5 учащихся;
- Алферовская ООШ – 6 учащихся.
Уровень информированности
Информированность участников предпрофильной подготовки о ее целях, задачах, ходе и содержании является необходимым условием успешного проведения.
На диаграммах 1 и 2 представлены данные об уровне информированности учащихся о том, как проходит предпрофильная подготовка в их образовательном учреждении и в базовой школе.
Информированность учеников о прохождении предпрофильной подготовки (%)
Диаграмма 1.
Информированность учеников о прохождении предпрофильной подготовки в базовой Краснянской школе (%)
Диаграмма 2.
Учащиеся в целом информированы о том, как проходит предпрофильная подготовка в их округе.
Успешное проведение предпрофильной подготовки предполагает целенаправленную работу по достижению намеченных результатов, для чего ее участникам требуется отчетливое представление о целях такой подготовки.
Возможности для выбора образовательного профиля
Одна из задач предпрофильной подготовки – попытка расширить возможности ребенка для выбора своего профиля обучения в старшем классе образовательного учреждения, где он учится. или другом образовательном учреждении округа.
Помимо возможностей, которые предоставляет общеобразовательное учреждение, на выбор своего профиля обучения учениками влияет их способность самостоятельно его определить.
Более половины учащихся (73%) считают, что не могут сейчас достаточно точно определить свой будущий образовательный профиль, а могут сделать выбор приблизительно (диаграмма 3). На данный момент 25% учащихся готовы заявить свой профиль достаточно точно.
Могут ли ученики сейчас определить свой будущий образовательный профиль (%)?
Диаграмма 3.
Чем раньше учащиеся начинают задумываться о выборе своего будущего образовательного профиля, тем точнее к 9-у классу они могут его определить. Большинство учащихся (84%) считает, что они задумываются о выборе своего будущего образовательного профиля в 8-м классе (диаграмма 4).
Когда ученики впервые задумались о выборе профиля своего обучения (%) ?
Диаграмма 4.
Таким образом, проведение мероприятий, заставляющих учащихся раньше задумываться о выборе своего будущего образовательного профиля, обеспечивает более устойчивый выбор учащимися своего будущего образовательного профиля.
Большинство учащихся (42 %) указывает, что на выбор своего профиля обучения влияет, прежде всего, интерес к будущей профессии. Следующим по значимости фактором является желание родителей (21 %). Возможность в будущем зарабатывать на достойную жизнь и модная специальность приемлема для 33 % учащихся. Последуют примеру друзей 4% ребят (диаграмма 5).
Что может повлиять на выбор учениками профиля обучения?
Диаграмма 5.
Таким образом, на этапе предпрофильной подготовки в первую очередь являются целесообразными выявление склонностей и пожеланий учащихся, а также более широкое их ознакомление с особенностями профилей обучения в образовательном учреждении.
Кто в наибольшей степени может повлиять на выбор учениками своего профиля обучения?
Диаграмма 6.
Выбор учениками профиля производится в основном под влиянием родителей (57%), а в помощи педагогов заинтересованы 41% учащихся (диаграмма 6).
Расширение возможностей для правильного выбора учениками своего будущего образовательного профиля в старшем классе подразумевает также продолжение обучения детей в других общеобразовательных учреждениях, если в своем учреждении образовательные профили их не устраивают.
Отношение учеников к переходу из одной школы в другую после окончания 9-го класса.
Диаграмма 7.
Большинство учеников (54%) считает, что они не готовы к переходу из одной школы в другую после окончания 9-го класса. Сдержанно к этому относятся 15% учащихся, хорошо – 31% учащихся (диаграмма 7).
Большинство учащихся (54%) считают, что веской причиной для перехода из одного образовательного учреждения в другое после 9-го класса могут послужить только семейные обстоятельства. Наличие специальных классов привлекает 38% учащихся. 8% учащихся считают, что в другой школе более качественное профильное обучение (диаграмма 8).
Если ученики планируют учиться после 9 класса не в своей школе, то почему?
Диаграмма 8.
Вывод: требуется продолжение серьезной разъяснительной работы с родителями и учениками по поводу того, какие преимущества получит школьник, если будет учиться в другой школе по выбранному им образовательному профилю в старшем классе. Информированность родителей, учеников, учителей школьного округа – необходимое условие успешного проведения предпрофильной подготовки.