Цели классного часа:
- Развивающие: учащиеся должны научиться
- высказывать своё мнение;
- анализировать свои мнения, черты характера;
- прогнозировать последствия поступков;
- участвовать в коллективной деятельности;
- акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.
- Воспитательные: учащиеся должны
убедиться в
- необходимости укрепления межличностных отношений в группе;
- существовании влияния друзей друг на друга;
- необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного;
- том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него.
Задачи классного часа:
- Поговорить о дружбе, перечислить важные для дружбы качества.
- Улучшить межличностные отношения в деятельности группы.
- Выявить мнения учащихся относительно темы классного часа.
- Изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений.
- Развитие дружбы как условие дальнейшего формирования коллектива группы первого курса.
- Провести «инвентаризацию» собственных качеств личности.
- Помочь возникновению продуктивных обратных связей.
- Мотивировать желание самоизменений.
Форма проведения: беседа за «круглым столом», ролевая игра «Ищу друга».
Необходимое оборудование: магнитофон;чистые листы бумаги;ручки, фломастеры;магниты; магнитная доска;ноутбук; удлинитель;игрушка, аудиокассета, диски, листочки с названиями положительных и отрицательных качеств личности.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организационный момент (4 мин)
1. Рассадка.
2. Психологический настрой на тему занятия: карандаш, читающий мысли. Подбираются фрагменты песен, в данном случае о дружбе. Подносим карандаш к голове каждого учащегося и «читаем» его мысли!
Цель: вызвать интерес и положительные эмоции. Активизировать учащихся, расположить их к творческому участию.
II. Основная часть (25 мин)
Цель: реализация основной идеи классного часа, создание особой эмоциональной атмосферы.
«Проведение упражнения «Ищу друга».
Этап № 1: Классный руководитель – инструктор, учащиеся-слушатели:
Любой человек, пожалуй, мечтает иметь настоящих друзей. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и такой друг уже у вас есть. У кого-то множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого гордо можно было бы назвать своим другом. А кто-то, возможно в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признаётся себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает.
(Видеофрагмент из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»)
С этого момента я становлюсь редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется «Ищу друга». Каждый из вас может поместить в нашу газету объявление о поиске друга.
- В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размеры букв.
- Принимается любая форма.
- Вы можете изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет.
- Можете рассказать о себе.
- Листы подписывать не надо.
Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Следует помнить, что объявлений о поиске друзей будет много и вам надо позаботиться, чтобы именно ваше привлекло внимание. Возьмите листы бумаги, ручки, фломастеры – творите! Время на подготовку – 10 минут.
Этап №2: Написание и оформление объявлений.
Этап № 3: Вывешиваем объявления на доску с помощью магнитов, т.е. помещаем объявления в газету.
Этап № 4: Инструкция по работе с объявлениями, инструктор – классный руководитель:
- Встаём с места, подходим к объявлениям.
- Молча читаем объявления.
- Нарисовать кружок на том объявлении, которое привлекло ваше внимание, и он готов связаться с его подателем.
Этап № 5: Анализ объявлений – организация дискуссии:
- Классный руководитель зачитывает объявления, получившие наибольшее количество откликов.
- Вопрос: «Чем характеризуются эти объявления, получившие наибольшее число заинтересованных ответов?»
- Вопрос классного руководителя: «Что есть во всех интересных объявлениях?
Предполагаемый ответ: Перечислены
требования, предъявляемые к будущему другу.
Самое главное: в объявлениях ищут друга,
который должен что-то давать, и ничего не
предлагают взамен.
Этап № 6: Обсуждение человеческих качеств, важных для подлинной дружбы. Этот этап выполняется при условии, что классный час вписывается в отведённые рамки.
Готовясь к нашей встрече, Вы ответили на вопросы анкеты и постарались определить, какие качества личности для Вас являются значимыми и какие оцениваются Вами как отрицательные. На столе разложены листочки с названиями положительных и отрицательных качеств личности с точки зрения истинной дружбы.
Деятельность учащихся:
- выйти к доске по очереди;
- выбрать листочек;
- поместить листок на доску с помощью магнита в разряд «Отрицательные качества друга» или «Положительные качества друга».
Положительные качества личности |
Отрицательные качества личности |
доброта, честность, ум, смелость, сила, трудолюбие, чувство юмора, щедрость, аккуратность, преданность, оптимизм, целеустремленность, мужество, умение держать слово, бескорыстие, согласие, умение слушать и уступать другу, доверие, уважение, конструктивная критика, терпимость, обязательность, умение признавать свои ошибки, терпение, несёт ответственность за друга, волнение, переживание, радость за друга, умение давать полезные советы, умение оказывать помощь, поддержка в хорошем деле | злоба, лицемерие (лесть), лень,
хвастовство, жадность, зависть, трусость,
неряшливость, эгоизм, нецензурная брань,
подлость, обзывательство, оскорбления, насмешки
над своим товарищем, отрицательное влияние на друзей, поддержка в озорстве и хулиганстве |
Вопросы к учащимся, стоящим у доски:
- Чем отличается друг от знакомого или приятеля?
- Твоему другу не нравится, что ты куришь. Сможешь ли ты не курить в его присутствии?
- Образуйте глагол от слова «Дружба».
- Как Вы считаете, наша группа – дружная?
- Можно ли считать другом человека, который говорит: «Давай сделаем что-то дурное вместе с нами, тебе, что слабо, ты что нам – не друг?»
- Можно спасти друга от дурных привычек и пристрастий или хотя бы попытаться это сделать?
III. Подведение итогов (10-11 минут)
Цель: систематизация полученного опыта.
Дружба – понятие неабстрактное, а конкретное. Для нашей группы попробуем предложить в общий «котёл дружбы» наши пожелания, качества, которые помогут нашей группе сдружиться, сплотиться. Ваши пожелания могут быть самыми разными: можно пожелать денег, счастья, понимания, здоровья, хороших оценок, улыбок, веселья, чтобы уроки начинались попозже и т. д. Все учащиеся вместе с классным руководителем садятся в круг и, передавая из рук в руки настоящий котелок, предлагают что-то от себя в котелок дружбы группы.
Подводит итог классный руководитель:
Мне от жизни немного надо.
Дать урок, чтобы душу согреть
И звенящую песнь листопада,
И мальчишек галдящую рать.
Надо мне, чтоб мои ребята
Созидали дома и дворцы.
Знали, помнили год 45,
Как страну защищали бойцы.
Надо мне, чтобы юные души
Научились любить и дружить,
Друга выслушать, песню послушать
И любовью могли дорожить.
Чтоб весною нам ласточка пела,
И судьба всех была хороша.
Чтобы вечной струною звенела
И была вечно юной душа.
Я – учитель, мне многое надо!
И чего там душою кривить,
Ваше счастье мне будет наградой,
Для того мне так хочется жить.