Урок математики в 1-м классе по теме "Число и цифра 9" (программа "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование коммуникативной компетенции через организацию работы в группах.

Задачи:

Образовательные: познакомить с числом 9, составом числа 9.

Развивающая: развивать способность к анализу через установление закономерности.

Воспитательные: способствовать воспитанию умений удерживать разные точки зрения и добиваться общего результата.

Оборудование:

карточки,

наборы полосок разной длины,

числовые веера.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
- Тихо сели.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового.

 
1. Счёт “цепочкой” начиная с 5 до 15, с 14 до 6 . Счёт в прямом и обратном порядке .
Ориентирование по числовому ряду.

- Покажите предыдущее число 6,5.Сначала покажите соседу, потом мне.

- Какое число стоит между числами 1 и 3? 6 и 8?

- Покажите последующее число 3, 7.

- Договоритесь в паре и покажите соседей числа 8.

- Отложите веер.

Работа с веером цифр.
2. Найти значение выражения.

- Вспомним упражнение про цветы:

Наши красные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.

- Ветер подул сильнее и оторвал лепестки у цветов на волшебном лугу. Прикрепите лепестки к соответствующему цветку.

<Рисунок1>

Обучающиеся прикрепляют лепестки к цветкам.
- Назовите результаты.

Выставляю карточки с цифрами.

- 4, 6, 7, 2, 8.
- Полученные результаты расставьте в порядке возрастания. - 2, 4, 6, 7, 8.
- Прочитайте числовой ряд.

- Попробуйте найти закономерность. Какое число лишнее?

- 7
- Докажите. - Каждое число увеличивается на 2.
- Ещё раз прочитайте числовой ряд. Продолжите ряд на три числа. - 10, 12, 14.
3. Взаимосвязь между целым и частью.

Каждая группа получает набор полосок разной длины, разбитых на квадраты.

Задание: составить из маленьких отрезков самый длинный. Записать выражения.

- Рассмотрите внимательно отрезки.

Работа в группах.
- Покажите самый длинный. Сколько в нём частей? Показывают длинный отрезок.

- 9

- Покажите маленькие отрезки.

- Как из маленьких отрезков получить самый большой?

- Составьте и запишите все возможные варианты. Договоритесь в группе, кто будет отвечать.

Первая группа называет способы, другие вычёркивают у себя на листах.
8+1

7+2

6+3

5+4

1+1+1+1+1+1+1+1+1

2+2+2+2+1

4+4+1

4+3+1+1

5+2+2

6+2+1

7+1+1

4+3+2…

- Какие варианты не названы?  
- Что является целым?

- Чему равно целое?

- Самый длинный отрезок.

- 9

Выставляю карточку.

- Как его найти?

- Что мы сейчас сделали?

- Сложить части, слагаемые.

- Определили, как получить число 9

Ещё раз прочитайте варианты выражений из двух слагаемых (частей). Выставляю карточки. - 8+1  7+2 6+3  5+4
4. Число и цифра 9.

- Определите тему урока.

- Какой цифрой обозначим число 9? Покажите цифру 9.

- Число и цифра 9.

Показывают на карточке.

- На что похожа цифра 9?

- Вот как можно представить цифру 9:

Я важней всех потому,
Что запутать всех могу.
Если я перевернусь,
То другою окажусь.

Ответы детей.
- О какой особенности цифры 9 идёт речь в четверостишии? - Цифры 9 и 6 похожи.
- Откройте учебник на странице 19. Напишите цифру 9 внизу на странице. Показ на доске.

- Внимательно посмотрите на вторую строку. Найдите закономерность.

Работа с учебником.

Письмо цифры 9.

- Изменяется вторая цифра – увеличивается на 1.

- Продолжите.

- Найдите пару чисел, сумма которых равна 9.

- 6 и 3
Физкультминутка.

- Я называю число, а вы должны топнуть правой ногой столько раз, сколько надо добавить до 9 – 5

Дети топают 4 раза правой ногой.
Хлопнуть столько раз, сколько надо добавить до 9 – 6

Прыгнуть … 8

Присесть … 7

Хлопают 3 раза.

Прыгают 1 раз.

Приседают 2 раза.

III. Первичное закрепление.  
1. Сопоставление совокупности предметов с цифрой. Работа с учебником. С.18 № 1.
- Рассмотрите внимательно образец. Объясните, что нужно сделать.

- Сколько точек нужно добавить к 7, чтобы получить 9?

- Цифра 2 – 2 точки – 2 котёнка…

- 2

2. Состав числа 9. Целое и части. С.18 № 2 (без опоры на наглядность)
- Прочитайте 1-е выражение. Чему равна сумма? Назовите целое, части.

- Составьте равенства.

Ответы детей.

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка в парах.

- Назовите целое во 2-м примере.

Назовите части.

Ответы детей.
IV. Итог.

- Чему учились на уроке?

- Что узнали нового?

- Что вам больше всего понравилось?