Цели урока:
- В ходе лабораторной работы определить расположение прямых – графиков линейных функций;
- Выработать навыки построения графиков функций;
- Учить определять взаимное расположение графиков функций по угловому коэффициенту прямой.
Тип урока: Лабораторная работа.
ТСО:
- мультимедийный проектор,
- ПК,
- интерактивная доска.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания (по тетрадям учащихся).
- Актуализация знаний (повторение определений по
теме “Линейная функция и ее график”).
- Что такое функция?
- Что такое независимая переменная?
- Что такое зависимая переменная?
- Что называется линейной функцией?
- Что является графиком линейной функции?
- Сколько точек достаточно для построения прямой линии?
- Что называется прямой пропорциональностью?
- Какова особенность расположения графика прямой пропорциональности на координатной прямой?
- Что называется угловым коэффициентом?
- Устная работа:
а. Среди функций, заданных формулами:
1. 4. 7. 2. 5. 8. 3. 6. 9.
Определите:
- Линейную функцию;
- Прямую пропорциональность;
- Функцию, график которой параллелен оси абсцисс.
б. Рассмотрите чертежи и ответьте на вопросы:
Рисунок 1 |
Рисунок 2 |
Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
Рисунок 5 |
Рисунок 6 |
Рисунок 7 |
Рисунок 8 |
- Графики линейных функций даны на чертежах…
- Графики линейных функций, у которых угловой коэффициент больше нуля, даны на чертежах…
- Графики линейных функций, у которых угловой коэффициент меньше нуля, даны на чертежах…
- Графики линейных функций, у которых угловой коэффициент равен нулю, даны на чертежах…
- Графики прямых пропорциональностей даны на чертежах…
Можно ли определить из графика функции угловой коэффициент? ()
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Расшифруйте фамилию математика, который впервые использовал термин функция. Для этого в квадратиках впишите букву, соответствующую графику заданной функции. В оставшийся квадратик впишите букву Ц. дополните чертеж графиком соответствующей этой букве функции.
Готфрид Вильгельм Лейбниц, 1646-1716 , немецкий философ, математик, физик и языковед. Он и английский ученый И. Ньютон создали (независимо друг от друга) основы важного раздела математики – математического анализа.
Лейбниц ввел многие понятия и символы, употребляемые в математике и сейчас.)
Лабораторная работа по теме “Взаимное расположение графиков функций”
Цель работы: Изучить особенности взаимного расположения графиков линейных функций с учетом значения коэффициентов k и b линейной функции .
Ход работы
№1. В одной системе координат постройте графики функций , определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:
Функция | Коэффициент k | Коэффициент b |
Сохраните рисунок. Запишите вывод в тетрадь.
№2. В одной системе координат постройте графики функций , определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:
Функция | Коэффициент k | Коэффициент b |
Сохраните рисунок. Запишите вывод в тетрадь.
Вывод: Графики двух линейных функций, заданных формулами вида , параллельны, если коэффициенты при х одинаковы.
№3. В одной системе координат постройте графики функций , определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:
Функция | Коэффициент k | Коэффициент b |
Сохраните рисунок. Запишите вывод в тетрадь.
№4. В одной системе координат постройте графики функций , определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:
Функция | Коэффициент k | Коэффициент b |
Сохраните рисунок. Запишите вывод в тетрадь.
№5. В одной системе координат постройте графики функций , определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:
Функция | Коэффициент k | Коэффициент b |
Сохраните рисунок. Запишите вывод в тетрадь.
№6. В одной системе координат постройте графики функций , определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:
Функция | Коэффициент k | Коэффициент b |
Сохраните рисунок. Запишите вывод в тетрадь.
Вывод: Графики двух линейных функций, заданных формулами вида , пересекаются, если коэффициенты при х различны.
Если коэффициенты b одинаковы, то точка пересечения лежит на оси ординат (ОУ).
6. Физкультминутка для глаз (после работы на ПК).
7. Работа по учебнику: “Алгебра-7”, Ю.А. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова №336, №337, №346, №347. (стр. 63)
8. Домашнее задание: п.15 №341, №342 (а), №375.