Разработка урока — лабораторной работы с применением мультимедийных технологий по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций", 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цели урока:

  • В ходе лабораторной работы определить расположение прямых – графиков линейных функций;
  • Выработать навыки построения графиков функций;
  • Учить определять взаимное расположение графиков функций по угловому коэффициенту прямой.

Тип урока: Лабораторная работа.

ТСО:

  • мультимедийный проектор,
  • ПК,
  • интерактивная доска.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания (по тетрадям учащихся).
  3. Актуализация знаний (повторение определений по теме “Линейная функция и ее график”).
    • Что такое функция?
    • Что такое независимая переменная?
    • Что такое зависимая переменная?
    • Что называется линейной функцией?
    • Что является графиком линейной функции?
    • Сколько точек достаточно для построения прямой линии?
    • Что называется прямой пропорциональностью?
    • Какова особенность расположения графика прямой пропорциональности на координатной прямой?
    • Что называется угловым коэффициентом?
  4. Устная работа:

а. Среди функций, заданных формулами:

1. 4. 7.
2. 5. 8.
3. 6. 9.

Определите:

  • Линейную функцию;
  • Прямую пропорциональность;
  • Функцию, график которой параллелен оси абсцисс.

б. Рассмотрите чертежи и ответьте на вопросы:

Рисунок 1 

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

  • Графики линейных функций даны на чертежах…
  • Графики линейных функций, у которых угловой коэффициент больше нуля, даны на чертежах…
  • Графики линейных функций, у которых угловой коэффициент меньше нуля, даны на чертежах…
  • Графики линейных функций, у которых угловой коэффициент равен нулю, даны на чертежах…
  • Графики прямых пропорциональностей даны на чертежах…

Можно ли определить из графика функции угловой коэффициент? ()

 

Рисунок 9

 

Рисунок 10

Рисунок 11

Расшифруйте фамилию математика, который впервые использовал термин функция. Для этого в квадратиках впишите букву, соответствующую графику заданной функции. В оставшийся квадратик впишите букву Ц. дополните чертеж графиком соответствующей этой букве функции.

Готфрид Вильгельм Лейбниц, 1646-1716 , немецкий философ, математик, физик и языковед. Он и английский ученый И. Ньютон создали (независимо друг от друга) основы важного раздела математики – математического анализа.

Лейбниц ввел многие понятия и символы, употребляемые в математике и сейчас.)

Лабораторная работа по теме “Взаимное расположение графиков функций”

Цель работы: Изучить особенности взаимного расположения графиков линейных функций с учетом значения коэффициентов k и b линейной функции .

Ход работы

№1. В одной системе координат постройте графики функций , определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:

Функция Коэффициент k Коэффициент b
   
   
   

Сохраните рисунок. Запишите вывод в тетрадь.

№2. В одной системе координат постройте графики функций , определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:

Функция Коэффициент k Коэффициент b
   
   
   

Сохраните рисунок. Запишите вывод в тетрадь.

Вывод: Графики двух линейных функций, заданных формулами вида , параллельны, если коэффициенты при х одинаковы.

№3. В одной системе координат постройте графики функций , определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:

Функция Коэффициент k Коэффициент b
   
   

Сохраните рисунок. Запишите вывод в тетрадь.

№4. В одной системе координат постройте графики функций , определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:

Функция Коэффициент k Коэффициент b
   
   

Сохраните рисунок. Запишите вывод в тетрадь.

№5. В одной системе координат постройте графики функций , определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:

Функция Коэффициент k Коэффициент b
   
   

Сохраните рисунок. Запишите вывод в тетрадь.

№6. В одной системе координат постройте графики функций , определите закономерность расположения графиков и сходство в записи формул:

Функция Коэффициент k Коэффициент b
   
   

Сохраните рисунок. Запишите вывод в тетрадь.

Вывод: Графики двух линейных функций, заданных формулами вида , пересекаются, если коэффициенты при х различны.

Если коэффициенты b одинаковы, то точка пересечения лежит на оси ординат (ОУ).

6. Физкультминутка для глаз (после работы на ПК).

7. Работа по учебнику: “Алгебра-7”, Ю.А. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова №336, №337, №346, №347. (стр. 63)

8. Домашнее задание: п.15 №341, №342 (а), №375.

Презентация