Основной задачей предшкольного образования является выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, развитие его индивидуальных способностей, ликвидации проблемы общения со взрослыми и сверстниками.
В "Программе предшкольного образования детей 5-7 лет" представлено содержание, отражающее как различные области действительности, так и виды детской деятельности: игру, рисование, драматизацию, конструирование и др. Особое место занимает игра детей, в первую очередь, самодеятельная.
Модель организации групп предшкольного образования в муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа № 43":
В районе Талнах такие группы расположены на базе муниципального общеобразовательного учреждения "Средней общеобразовательной школы № 43". Здесь предварительно была проведена разъяснительная работа среди родителей.
С целью создания условий для предоставления безвозмездных, качественных дополнительных образовательных услуг по выравниванию стартовых возможностей детей 5-7 лет, не посещающих детский сад, образовательным учреждением под руководством Управления образования, осуществлен ряд мероприятий:
- укомплектованы группы по одновозрастному принципу: от 5-ти до 6-ти лет - 3 группы и от 6-ти до 7-и лет - одна группа;
- заключены договоры с родителями;
- издан приказ об открытии групп предшкольного образования;
- утвержден учебный план;
- разработаны приказы, регламентирующие деятельность групп, должностные обязанности, графики работы педагогов;
- оборудовано необходимое количество кабинетов для работы групп предшкольного образования;
- разработан режим работы групп в соответствии с СанПиНами;
- составлен список методической литературы, используемой в процессе образования;
- группы обеспечены кадрами (педагоги, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, психолог, логопед);
- обеспечено повышение квалификации педагогов (проблемные курсы по предшкольному образованию - пять педагогов);
- проведено анкетирование родителей;
- составлена карта интегральных показателей развития детей групп предшкольного образования на начальный период работы, проведен педконсиллиум по теме "Проблемы адаптации детей в группах предшкольного образования", с целью отслеживания эффективности педагогического процесса, его качества;
- составлен план внутришкольного контроля за деятельностью педагогов групп предшкольного образования;
- в связи с суровыми климатическими условиями, для регулярного посещения детьми групп предшкольной подготовки, составлен план мероприятий по увеличению времени пребывания детей в группах предшкольного образования;
- составлен план культурно-массовых мероприятий (в соответствии с планом школы).
Предметно-пространственная среда.
Для групп предоставлено помещение начальной школы (бывший детский сад). В каждой группе есть приемная, групповая комната для занятий с прекрасной развивающей средой, игровая комната с набором мягких модулей, игр и игрушек для детей (по зонам: для мальчиков и девочек).
На третьем этаже - спортивный зал со спорткомплексом и тренажерами, с сухим бассейном, батутом и прочим необходимым инвентарем для физического развития детей; музыкальный зал с аппаратурой и инструментами.
В школе работают специалисты: логопед, психолог, инструктор по физвоспитанию, музыкальный руководитель, воспитатели со специальным образованием (воспитатель дошкольного учреждения и учитель начальной школы). Организовано горячее питание: завтрак и/или обед (на выбор) в школьной столовой. Дети, посещающие наши группы, занимаются в плавательном бассейне.
Для увеличения времени пребывания детей в группах предшкольного образования, график работы психолога и логопеда составлен так, чтобы родители могли приводить детей к 9 часам утра (один раз в неделю к каждому специалисту). После группового занятия в 10 часов детей забирает воспитатель группы и занимается с ними до 13 часов.
После 13 часов дети занимаются со специалистами из центра внешкольной работы (ритмика - один раз в неделю) или с учителем английского языка (один раз в неделю) по желанию родителей.
Регулярно по плану проводятся культурно-массовые мероприятия с участием:
- творческого объединения "Олимп", танцевальной группы "Маска" МОУ "СОШ № 43", руководитель Б.С.Заворина;
- акции "Дети - детям", 10 "Б" класс МОУ "СОШ № 43", классный руководитель Е.В. Холманова;
- кукольного театра детсада № 74, музыкальный руководитель М.Р.Суетина;
- кукольного театра Центра внешкольной работы, руководитель В.Б. Малыгина;
- проводятся экскурсии в библиотеку, музей, организуется просмотр сказок с участием актеров из Санкт-Петербургского театра;
- проводятся тематические праздники.
Образовательный процесс.
Программа предусматривает пребывание детей в группах предшкольной подготовки 3 раза в неделю по 3 часа в день (в нашей школе: понедельник, среда и пятница для двух групп; вторник, четверг и суббота для двух следующих групп). Группы комплектуются по одновозрастному принципу. Наполняемость групп до15 человек.
Содержание режима дня:
- 3 занятия по 20 минут - для детей от 5 до 6 лет (в общей сложности 1ч. в неделю);
- 3 занятия по 30 минут - для детей от 6 до 7 лет (в общей сложности 1ч. 30 мин. в неделю);
- Между занятиями динамическая разминка 10 минут (в общей сложности 1 час в неделю);
- Совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей под присмотром педагога для детей от 5 до 6 лет: (развитие экологической культуры, физическое развитие, театрализованная и музыкальная деятельность, игровая деятельность - 2 ч. в день);
- Совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей под присмотром педагога для детей от 6 до 7 лет: (развитие экологической культуры, физическое развитие, театрализованная и музыкальная деятельность, игровая деятельность-1ч.30 мин. в день).
Согласно "Программе предшкольного образования детей 5-7 лет" образовательный процесс организуется максимально компактно, так, чтобы реализовать основные линии развития детей, формы организации детской деятельности могут быть различными, но средства для достижения образовательных задач - игровые.
Учебный план.
№ п/п | Учебные занятия | Кол-во часов в неделю | |||
1-я группа (5-6 лет) | 2-я группа (5-6 лет) | 3-я группа (6-7 лет) | 4-я группа (5-6 лет) | ||
1 | Речевое развитие | 2 | 2 | 2 | 2 |
2 | Развитие элементарных математических представлений | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | Знакомство с окружающим миром | 2 | 2 | 2 | 2 |
4 | Изобразительная деятельность | 3 | 3 | 3 | 3 |
Всего: | 9 | 9 | 9 | 9 |
Примерный режим занятий в группе детей 5-6 лет:
№ п/п | Вид работы | Вторник | Четверг | Суббота | Время проведения |
1 | Самостоятельная игровая деятельность детей (настольные и подвижные игры) | 10.00-10.15 | |||
2 | 1 занятие | Речевое развитие | Развитие элементарных математических представлений | Знакомство с окружающим миром |
10.15-10.35 |
3 | Двигательная разминка (музыкальная) | 10.35-10.45 | |||
4 | 2 занятие | Развитие элементарных математических представлений | Изобразительная деятельность | Речевое развитие | 10.45-11.05 |
5 | Двигательная разминка (спортивная) | 11.05-11.15 | |||
6 | 3 занятие | Изобразительная деятельность | Знакомство с окружающим миром | Изобразительная деятельность | 11.15-11.35 |
7 | Совместная деятельность с детьми | 1. Физразвитие 2. Игровая деятельность 3. Музыкальное занятие 12.20 -12.4 5 4. Игровая деятельность 12.45-12.55 |
1.Физразвитие 11.35-12.20 (бассейн) 2. Игровая деятельность 12.20-12.55 |
1. Развитие экологической культуры 11.35-12.00 2.Игровая деятельность 12.00-12.55 |
11.35-12.55 |
8 | Операция "Чистюлька". Уход детей домой |
12.55-13.00 |
Примерный режим занятий в группе детей 6-7лет:
№ п/п | Вид работы | Вторник | Четверг | Суббота | Время проведения |
1 | Самостоятельная игровая деятельность детей (настольные и подвижные игры) | 10.00-10.15 | |||
2 | 1 занятие | Речевое развитие | Развитие элементарных математических представлений | Речевое развитие | 10.15-10.45 |
3 | Двигательная разминка (музыкальная) | 10.45-10.55 | |||
4 | 2 занятие | Развитие элементарных математических представлений | Изобразительная деятельность | Знакомство с окружающим миром | 10.55-11.25 |
5 | Двигательная разминка (спортивная) | 11.25-11.35 | |||
6 | 3 занятие | Изобразительная деятельность | Знакомство с окружающим миром | Изобразительная деятельность | 11.35-12.05 |
7 | Совместная деятельность с детьми | 1. Игровая деятельность 12.05-12.25 2.Физразвитие 12.25-12.55 (бассейн) |
1. Музыкальное занятие 12.05-12.30 2.Физразвитие 12.30-12.55 |
. Развитие экологической культуры 12.05-12.25 2.Игровая деятельность 12.25-12.55 |
12.05-12.55 |
88. Операция "Чистюлька". Уход детей домой. |
12.55-13.00 |
ПЛАН
внутришкольного контроля на январь месяц.
Объект контроля | Содержание контроля | Цели контроля | Форма контроля | Методы контроля |
КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ВСЕОБУЧА |
||||
Посещаемость | Проверка посещаемости воспитанниками. | Своевременный учет присутствия на занятиях. | Персональный | Наблюдение, беседа |
Воспитанники, требующие особого педагогического внимания | Анализ усвоения программного материала воспитанниками | Эффективность педагогического процесса. Беседы с родителями. | Персональный | Наблюдение, беседа |
КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ С КАДРАМИ |
||||
Решения, рекомендации педконсилиума | Контроль выполнения решений и рекомендаций педконсилиума. | Своевременность и качество исполнения решений, рекомендаций педагогических консилиумов. | Тематический | Беседа |
План работы школы | Корректировка плана контроля и руководства на II полугодие 2007-2008 учебного года с учетом анализа работы за 3 месяца. | Утверждение плана контроля и руководства на II полугодие 2007-2008 учебного года | Тематический | Анализ |
КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ |
||||
Результаты учебной деятельности за 3 месяца работы | Отчеты воспитателей. | Определение пути повышения качества обучения | Персональный | Беседа |
КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ |
||||
КТП | Корректировка календарно-тематического планирования. | Выполнение учебных программ, внесение своевременных корректировок. | Персональный | Беседа |
КОНТРОЛЬ ЗА ШКОЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ |
||||
Журналы | Проверка журналов. | Своевременность заполнения. Анализ и своевременный учет присутствия на занятиях. |
Персональный | Анализ |
КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ШКОЛЫ |
||||
Санитарно-гигиенический режим и техника безопасности | Контроль выполнения ТБ. | Соблюдение ТБ на занятиях, в бассейне. | Персональный | Наблюдение, беседа |