Цели:
- Развитие умения распознавать орфограммы и правильно обозначать безударные гласные в разных частях слова.
- Закрепить знания о растительном и животном мире зоны лесов.
Оборудование:
- учебник “Русский язык” 4 класс автор Т.Г. Рамзаева,
- словари С.И. Ожегова,
- записи голосов птиц,
- интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит запись “Голоса птиц”.
Учитель. Сегодня на уроке русского языка мы отправимся на прогулку. Послушайте, как поют птицы. Куда мы пришли?
Дети. В лес.
Учитель. Что же мы возьмём в дорогу? На партах у вас всё готово.
Дети. Учебники, словари, тетради.
Учитель. И хорошее настроение! Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. Нам, пожалуй, в путь пора, садитесь!
II. Минутка чистописания
Учитель. В стае певчих птиц есть свой обычай. Первый кто увидит врага – должен пропищать или засвистеть. Стая успеет уйти от опасности.
Рисунок. 1.
Учитель. Прочтите слова с доски, отгадайте какие буквы будем писать?
Дети. Гласные буквы е, и, а, о, я.
Учитель. Почему?
Дети. В слабой позиции эти буквы нужно проверять.
Учитель пишет буквы, на доске повторяя алгоритм написания букв и соединений.
III. Повторение пройденного материала.
Учитель. В каких частях слова находятся эти орфограммы?
Дети. В приставке, в корне, окончании существительных.
Учитель. Сегодня, во время прогулки мы закрепим знания о написании этих гласных в разных частях слова.
Соедините орфограммы с частью слова.
(Ученик “подтягивает” обозначение части слов).
Запишите эти слова в тетради, вставьте пропущенные буквы.
Как же проверить безударную гласную в корне слова? Докажите! Безударные гласные в приставке, окончаниях. (Дети повторяя правила приводят примеры из написанных слов).
IV. Работа со словарём.
Звучит музыка – пение птиц.
Учитель. Вот мы и в лесу. А что такое лес? (Дети дают разные ответы).
Учитель. Где нам посмотреть правильный ответ?
Дети. В словаре С. И. Ожегова.
(Дети находят правильное определение, читают).
Дети. Лес – это множество деревьев, растущих на большом пространстве.
Учитель. Спишите это предложение. Подчеркните безударные гласные. Определите падеж имён существительных в единственном числе. В каких случаях пишутся буквы е или и в окончаниях имён существительных.
Дети. Существительные I и II склонения в Д. п. и П. п окончание е.
Существительные I и II склонения в Р. п. имеют окончание и.
Существительные III склонения окончание е не имеют.
V. Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели,
А лучи их всё согрели
Ветер тихо ель качает
Вправо, влево наклоняет.
VI. Написание безударных гласных в окончаниях существительных.
Учитель. Возле какого дерева мы остановились?
Дети. Ель.
Учитель. Что мы можем сказать об этом слове?
Дети. Имя существительное, единственного числа, женский род с мягким знаком на конце, значит относится к Ш склонению.
Учитель. Какие ещё деревья растут на территории нашего округа? Ваши знания помогут вам разгадать кроссворд.
Рисунок 2.
В тетрадь вы запишите слова – отгадки в Р. п. и П. п.
Первый ряд записывает только существительные I склонения, второй ряд – II склонения, III ряд третьего склонения.
(На доске появляется правильный ответ, дети, определив склонение, существительного изменяют его по падежам).
Учитель. Дети каждого ряда повторяют, какое окончание имеют существительные I, II, III склонений в этих падежах.
VII. Работа со словом.
Учитель. Какое слово у нас получилось в вертикальном столбике кроссворда? Рисунок 3.
Дети. Деревья.
Учитель. Запишите слово в тетрадь и выполните звуко-буквенный разбор слова.
VIII. Работа в группах.
Учитель. Что мы можем найти в лесу под деревьями?
Дети. Грибы и ягоды.
Рисунок 4.
Учитель. Запишите названия грибов и ягод в разные корзины, вставив пропущенные орфограммы. Докажите в группе их написание.
IX. Гимнастика для глаз. Рисунок 5 на интерактивной доске.
Дети.
Нарисую облако, ёлочку, грибок
Чтобы даже в старости
Всё увидеть мог
(Дети по стрелочкам “рисуют” глазами)
X. Работа с учебником
Учитель. У всех получились полные корзины! Мы и певчих птиц послушали и под деревьями посидели и грибов с ягодами набрали. Пора домой возвращаться. Кто же может нам ещё встретиться в лесу?
Дети. Медведь, лось, волк, олень, лиса.
Учитель. На странице 103 прочитайте текст “Лиса Патрикеевна”, упражнение 233. Какой это текст: повествование, описание или рассуждение?
Дети. Текст описание.
Учитель. Спишите, выполните задания к упражнению.
XI. Работа в парах. Игра “Птичий базар”.
Учитель. Ребята расскажите, друг другу, что вам понравилось, запомнилось на уроке.
X. Вывод.
Учитель. Вот и закончилась наша прогулка по лесу, если вы научились видеть, понимать и ценить красоту природы из вас вырастут люди, способные возродить нашу Землю.
Ученик читает отрывок из стихотворения С. Никулиной “Русский лес”
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь
Излечит, обогреет
Накормит русский лес.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит.
Когда над головою
Как вечность лес шумит.
Рисунок 6
Примечание: Рисунки к работе можно получить у автора!