Цели урока:
- Формирование познавательного интереса к народной культуре, посредством изучения малочисленных народов Таймыра.
- Развитие творчества при изучении декоративно-прикладного искусства народов Севера.
Задачи урока:
- О. Ознакомить учащихся с народами крайнего Севера и использование орнамента в одежде.
- Р.Изучить особенности традиционной одежды, научить создавать красивые художественные изделия. Развить кругозор, творческое воображение
- В. Воспитывать художественный вкус, усидчивость, терпение, аккуратность, интерес к национальной культуре. Уважение к своему труду и труду своих сверстников.
Материалы и инструменты:
- выкройка парки,
- ножницы,
- картон,
- кожа,
- мех,
- клей “Момент”,
- клеёнка,
- палочки для клея,
- инструкционные карты,
- макет парки,
- тетрадь,
- фломастеры или цветные ручки.
План урока на доске:
- Знакомство с народами Таймыра.
- Орнаменты народов Севера.
- Виды отделки одежды. Орнаментальная отделка элементов одежды.
- Практическая работа “Орнаментальная отделка парки”.
Организационный момент:
- отсутствующие;
- готовность к уроку.
П. Приветствует учащихся и отмечает отсутствующих.
Ход занятия
Сообщение темы урока.
Начало занятия с цитаты:
“Если кто-нибудь скажет тебе, что Север мрачен и беден, то, знай, что он Севера не знает.
Ту радость, и бодрость, и силу, какую даёт Север, Навряд ли можно найти в других местах”.
Н. Рерих
Текст:
На самом краю земли, с тех сторон омываемый северными морями, раскинулся полуостров с загадочным названием Таймыр. Суров этот край сильными морозами, теменью полярной ночи, пронизывающими ветрами и удивителен своей неповторимой красотой. И на этой загадочной и суровой земле, среди зимнего белого безмолвия и многоцветья летней тундры испокон веков живут маленькие, но очень талантливые народы ненцы, нганасаны и долганы. Исторически сложившееся их совместное проживание на одной территории определило сходные черты их бытового уклада, традиционного искусства, которые решили одну важнейшую задачу – соединить в предмете воедино пользу и красоту. Декоративно-прикладное искусство наиболее древний массовый, любимый и высокоразвитый вид художественного творчества коренных жителей народов Севера. Народному мастеру присуще живое чувство материала и вещи, поэтическое отношение к меху, коже, дереву... радость проникновения в их суть, бережное отношение к ним, стремление работать в содружестве с природой. Будучи прирожденными охотниками и пастухами оленьих стад, народы Таймыра используют в быту все то, что дает им природа, все то, что добыто охотничьим промыслом, сырье от домашнего оленеводства, а также отдельные виды промышленных изделий.
Веками выверенная технология обработки материалов и умелое их сочетание при изготовлении предметов быта способствует достижению эстетического вкуса. С большой изобретательностью, используя местные природные материалы, северяне изготавливают искусно орнаментированные одежду, обувь, посуду и другие предметы быта. Обычные вещи в руках мастера художника превращаются в подлинные произведения искусства. Каждый мастер, по-своему используя художественные традиции своего края, выражает дух народа, его представление о прекрасном. Декоративно- прикладное искусство имеет свою специфику, свой образный язык, тому, кто захочет серьезно и глубоко изучить его, этот язык становится понятным, каждому откроется красота и выразительность произведений народного искусства, их глубокая содержательность и непреходящая эстетическая ценность.
В условиях традиционного натурального хозяйства художественные изделия создавались для личного потребления, с целью удовлетворения практических и эстетических потребностей. Все свободное время были заняты женщины-северянки пошивом и украшением одежды, обуви, головных уборов, рукавиц. По сложности и красоте вышивок и других форм декора оценивалась способность девушки стать женой и матерью.
Изделия из оленьих шкур, расшитые бисером и подшейным волосом, искусные работы из ровдуги и мандарки, выглядят как национальные художественные ценности, как-то, что разные народы могут внести в художественную культуру.
Орнаментальная отделка одежды
Орнаментом украшалась мужская и женская одежда, сумки различной конфигурации и размеров, служащие для хранения семейного и личного имущества (пороха, предметов женского рукоделия и др.). К орнаментальной отделке относится мозаика и аппликация по меху и сукну, вышивка бисером.
Каждой народности присуща своя цветовая гамма, имеющая определённую символику.
До сих пор нганасаны используют только три цвета: Черный, красный и белый. Такую окраску имеет оперение краснозобой гагары, от которой по преданию произошёл род нганасан. Противопоставление белого (красного) и чёрного цветов имеет очень древнюю основу и определено противостоянием жизни и смерти, света и тьмы, тепла и холода.
Сочетание цветов ненецкого орнамента основано на эффекте контраста светлого и тёмного меха. Монохромный строй обогащают вставки сукна синего, зелёного и жёлтого цветов. Эти цвета ассоциируются с долгожданным летом, бурной, но короткой порой цветения природы.
Палитра долганского орнамента строится на сочетании шести основных цветов. Это чёрный, белый, синий, красный, жёлтый, зелёный. Превалирующие цвета – красный и синий. Красный – олицетворение народного представления о солнце, синий – о бесконечности бытия.
Замысловатость узорных формообразований усиливается композицией: на протяженной поверхности акцентируется центр, бордюр, часто дополненный простейшими окаймляющими. Небольшие площади округлой и подпрямоугольной формы отведены под “розетчатые фигуры”, состоящие из треугольников или одиночного бордюрного мотива. Самодийцы (ненцы, нганасаны) в своих традициях по-разному трактуют значимость орнамента в декоративной отделке меховой и суконной одежды.
Ненцы широко используют отлитые металлические пластинки, кольца, фигурки для украшения головных уборов, сумок, одежды.
Нганасаны предпочитают использовать штамповку. Отпечатанные узоры несут своеобразную смысловую нагрузку и наносятся на предмет в строгом соответствии с национальными традициями.
Активное внедрение в отделку новых материалов - ткани и разноцветного фарфорового бисера - существенно разнообразило природную цветовую палитру за счет умелого комбинирования окраски и размеров бисеринок. Излюбленный цветовой спектр бисера неоднороден:
- для долган - красный и синий;
- для нганасан – красный, жёлтый;
- для ненцев – красный, зелёный, жёлтый, коричневый;
и у всех черный в белый как окаймляющие цвета, придающие выразительность основным.
Технический арсенал орнамента на одежде, включает в себя несколько разновидностей шва оленьим волосом, в чем ювелирной тонкости достигли алеуты. Продёргивание белых кожаных ремешков из шкуры нерпы, нерпичьих или собачьих трахей сквозь прорези в окрашенной коже, дополненное у коряков пропусканием оленьего волоса в образующиеся кожаные петельки
Орнаментальные мотивы конструируются из квадратиков и ромбиков с помощью несложных вариантов их группировки, основанных на попеременном, шахматном чередовании темных и светлых частей узора. Мотивы выстраиваются в бордюр, его секционное строение также отражает шахматный принцип компоновки узора. Мотиву или группе мотивов отведено здесь индивидуальное пространство, ограниченное вертикальными перегородками.
Характерная черта орнаментации у народов - расположение орнамента на предмете в виде полосы, часто отмечающей край изделия. В силу несложной конфигурации мотивов высокий декоративный эффект достигается, во-первых, включением в полосу нескольких бордюров с различным периодом переноса (минимальным расстоянием между совмещением фигур), что создает разнообразную ритмику внутри самой полосы, и, во-вторых, сочетанием на одном предмете различных материалов и техник. Именно это комбинирование формы, ритма, материалов и техники порождает удивительный художественный эффект. При лаконизме и строгости используемого цветового спектра бело-желтые, красно-коричнево- черные тона - орнамент производит впечатление, близкое к живописному.
Один из наиболее популярных у северных народов способов ручной декоративной отделки одежды, обуви, предметов домашнего обихода техника аппликации состоит в наложении одного материала на другой, служащий основой. Как правило, накладываемый материал отличается от основы по цвету, а нередко и по фактуре. Мастерицам были известны разные способы аппликации: кожей по коже, мехом по коже, кожей по меху, хлопчатобумажной тканью или сукном по ткани, меху и коже.
Рассмотрим художественные изделия трех основных представителей коренного населения Таймыра долган, нганасан, ненцев.
П. Посмотрите, пожалуйста, на стенд. Вы видите множество орнаментов используемых народами Севера в своей одежде.
Вопрос: Как вы понимаете слово орнамент?
Ответ (уч-ся)
Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся элементов и предназначен для украшения различных изделий.
Орнамент (от лат.) ornamentum – украшение.
П. Откройте тетради и запишите число, тему урока, основные понятия.
Краткий словарь:
Инструкционная кара: “Материалы, инструменты и приспособления для вышивки бисером”.
П. Если Вы внимательно посмотрите на рисунки, то заметите, что узор напоминает геометрические фигуры.
Вопрос: Какие?
Ответ учащихся:
Треугольники, квадраты, прямые полосы.
У всех народов разный орнамент и разное значение.
Практическая часть урока:
Цитата:
“Ремесло не коромысло, плечо не оттянет, а само прокормит”.
Сообщения учащихся по теме… Презентация….
Для выполнения практической работы необходимо разделиться на 3 группы.
1 группа выполнит орнамент нганасан
2 группа выполнит орнамент долган
3 группа выполнит орнамент ненцев.
Вопрос:
Какие виды одежды Вы знаете?
Ответ:
Верхняя зимняя одежда - парка, малица, кафтан…
Обувь – унты, торбаса, меховые чулки….
А так же сумка, волосодержатели, варежки.
Задание:
У каждой группы на столе стоит объёмный макет “парки” к которой прилагается инструкционная карта. Задача каждого учащегося выполнить орнамент на своём шаблоне.
Работа направлена на развитие творческих способностей, закрепление полученных знаний.
Прежде чем приступить к практическому заданию повторим ПТБ.
Детали кроя
- Плосколежащая парка.
- Картон.
- Орнамент.
- Круг для головы из картона.
- Полоска меха.
- Клей “Момент”.
- Ножницы.
- Коврик.
- Ватные палочки.
Инструкционная кара: “Физкультминутка”.
Приклеить по - операционно детали кроя.
Контроль за качеством выполнения работы.
Заключительная часть урока:
Тест:
Результативность урока.
Подведение итогов. Оценка готовых работ.
Уборка рабочего места, кабинета.
Домашнее задание: тетрадь, кожа, ножницы.