Орнаменты народов Севера. Виды отделки одежды

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Формирование познавательного интереса к народной культуре, посредством изучения малочисленных народов Таймыра.
  • Развитие творчества при изучении декоративно-прикладного искусства народов Севера.

Задачи урока:

  • О. Ознакомить учащихся с народами крайнего Севера и использование орнамента в одежде.
  • Р.Изучить особенности традиционной одежды, научить создавать красивые художественные изделия. Развить кругозор, творческое воображение
  • В. Воспитывать художественный вкус, усидчивость, терпение, аккуратность, интерес к национальной культуре. Уважение к своему труду и труду своих сверстников.

Материалы и инструменты:

  • выкройка парки,
  • ножницы,
  • картон,
  • кожа,
  • мех,
  • клей “Момент”,
  • клеёнка,
  • палочки для клея,
  • инструкционные карты,
  • макет парки,
  • тетрадь,
  • фломастеры или цветные ручки.

План урока на доске:

  1. Знакомство с народами Таймыра.
  2. Орнаменты народов Севера.
  3. Виды отделки одежды. Орнаментальная отделка элементов одежды.
  4. Практическая работа “Орнаментальная отделка парки”.

Организационный момент:

  • отсутствующие;
  • готовность к уроку.

П. Приветствует учащихся и отмечает отсутствующих.

Ход занятия

Презентация

Сообщение темы урока.

Начало занятия с цитаты:

“Если кто-нибудь скажет тебе, что Север мрачен и беден, то, знай, что он Севера не знает.

Ту радость, и бодрость, и силу, какую даёт Север, Навряд ли можно найти в других местах”.

Н. Рерих

Текст:

На самом краю земли, с тех сторон омываемый северными морями, раскинулся полуостров с загадочным названием Таймыр. Суров этот край сильными морозами, теменью полярной ночи, пронизывающими ветрами и удивителен своей неповторимой красотой. И на этой загадочной и суровой земле, среди зимнего белого безмолвия и многоцветья летней тундры испокон веков живут маленькие, но очень талантливые народы ненцы, нганасаны и долганы. Исторически сложившееся их совместное проживание на одной территории определило сходные черты их бытового уклада, традиционного искусства, которые решили одну важнейшую задачу – соединить в предмете воедино пользу и красоту. Декоративно-прикладное искусство наиболее древний массовый, любимый и высокоразвитый вид художественного творчества коренных жителей народов Севера. Народному мастеру присуще живое чувство материала и вещи, поэтическое отношение к меху, коже, дереву... радость проникновения в их суть, бережное отношение к ним, стремление работать в содружестве с природой. Будучи прирожденными охотниками и пастухами оленьих стад, народы Таймыра используют в быту все то, что дает им природа, все то, что добыто охотничьим промыслом, сырье от домашнего оленеводства, а также отдельные виды промышленных изделий.

Веками выверенная технология обработки материалов и умелое их сочетание при изготовлении предметов быта способствует достижению эстетического вкуса. С большой изобретательностью, используя местные природные материалы, северяне изготавливают искусно орнаментированные одежду, обувь, посуду и другие предметы быта. Обычные вещи в руках мастера художника превращаются в подлинные произведения искусства. Каждый мастер, по-своему используя художественные традиции своего края, выражает дух народа, его представление о прекрасном. Декоративно- прикладное искусство имеет свою специфику, свой образный язык, тому, кто захочет серьезно и глубоко изучить его, этот язык становится понятным, каждому откроется красота и выразительность произведений народного искусства, их глубокая содержательность и непреходящая эстетическая ценность.

В условиях традиционного натурального хозяйства художественные изделия создавались для личного потребления, с целью удовлетворения практических и эстетических потребностей. Все свободное время были заняты женщины-северянки пошивом и украшением одежды, обуви, головных уборов, рукавиц. По сложности и красоте вышивок и других форм декора оценивалась способность девушки стать женой и матерью.

Изделия из оленьих шкур, расшитые бисером и подшейным волосом, искусные работы из ровдуги и мандарки, выглядят как национальные художественные ценности, как-то, что разные народы могут внести в художественную культуру.

Орнаментальная отделка одежды

Орнаментом украшалась мужская и женская одежда, сумки различной конфигурации и размеров, служащие для хранения семейного и личного имущества (пороха, предметов женского рукоделия и др.). К орнаментальной отделке относится мозаика и аппликация по меху и сукну, вышивка бисером.

Каждой народности присуща своя цветовая гамма, имеющая определённую символику.

До сих пор нганасаны используют только три цвета: Черный, красный и белый. Такую окраску имеет оперение краснозобой гагары, от которой по преданию произошёл род нганасан. Противопоставление белого (красного) и чёрного цветов имеет очень древнюю основу и определено противостоянием жизни и смерти, света и тьмы, тепла и холода.

Сочетание цветов ненецкого орнамента основано на эффекте контраста светлого и тёмного меха. Монохромный строй обогащают вставки сукна синего, зелёного и жёлтого цветов. Эти цвета ассоциируются с долгожданным летом, бурной, но короткой порой цветения природы.

Палитра долганского орнамента строится на сочетании шести основных цветов. Это чёрный, белый, синий, красный, жёлтый, зелёный. Превалирующие цвета – красный и синий. Красный – олицетворение народного представления о солнце, синий – о бесконечности бытия.

Замысловатость узорных формообразований усиливается композицией: на протяженной поверхности акцентируется центр, бордюр, часто дополненный простейшими окаймляющими. Небольшие площади округлой и подпрямоугольной формы отведены под “розетчатые фигуры”, состоящие из треугольников или одиночного бордюрного мотива. Самодийцы (ненцы, нганасаны) в своих традициях по-разному трактуют значимость орнамента в декоративной отделке меховой и суконной одежды.

Ненцы широко используют отлитые металлические пластинки, кольца, фигурки для украшения головных уборов, сумок, одежды.

Нганасаны предпочитают использовать штамповку. Отпечатанные узоры несут своеобразную смысловую нагрузку и наносятся на предмет в строгом соответствии с национальными традициями.

Активное внедрение в отделку новых материалов - ткани и разноцветного фарфорового бисера - существенно разнообразило природную цветовую палитру за счет умелого комбинирования окраски и размеров бисеринок. Излюбленный цветовой спектр бисера неоднороден:

  • для долган - красный и синий;
  • для нганасан – красный, жёлтый;
  • для ненцев – красный, зелёный, жёлтый, коричневый;

и у всех черный в белый как окаймляющие цвета, придающие выразительность основным.

Технический арсенал орнамента на одежде, включает в себя несколько разновидностей шва оленьим волосом, в чем ювелирной тонкости достигли алеуты. Продёргивание белых кожаных ремешков из шкуры нерпы, нерпичьих или собачьих трахей сквозь прорези в окрашенной коже, дополненное у коряков пропусканием оленьего волоса в образующиеся кожаные петельки

Орнаментальные мотивы конструируются из квадратиков и ромбиков с помощью несложных вариантов их группировки, основанных на попеременном, шахматном чередовании темных и светлых частей узора. Мотивы выстраиваются в бордюр, его секционное строение также отражает шахматный принцип компоновки узора. Мотиву или группе мотивов отведено здесь индивидуальное пространство, ограниченное вертикальными перегородками.

Характерная черта орнаментации у народов - расположение орнамента на предмете в виде полосы, часто отмечающей край изделия. В силу несложной конфигурации мотивов высокий декоративный эффект достигается, во-первых, включением в полосу нескольких бордюров с различным периодом переноса (минимальным расстоянием между совмещением фигур), что создает разнообразную ритмику внутри самой полосы, и, во-вторых, сочетанием на одном предмете различных материалов и техник. Именно это комбинирование формы, ритма, материалов и техники порождает удивительный художественный эффект. При лаконизме и строгости используемого цветового спектра бело-желтые, красно-коричнево- черные тона - орнамент производит впечатление, близкое к живописному.

Один из наиболее популярных у северных народов способов ручной декоративной отделки одежды, обуви, предметов домашнего обихода техника аппликации состоит в наложении одного материала на другой, служащий основой. Как правило, накладываемый материал отличается от основы по цвету, а нередко и по фактуре. Мастерицам были известны разные способы аппликации: кожей по коже, мехом по коже, кожей по меху, хлопчатобумажной тканью или сукном по ткани, меху и коже.

Рассмотрим художественные изделия трех основных представителей коренного населения Таймыра долган, нганасан, ненцев.

П. Посмотрите, пожалуйста, на стенд. Вы видите множество орнаментов используемых народами Севера в своей одежде.

Вопрос: Как вы понимаете слово орнамент?

Ответ (уч-ся)

Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся элементов и предназначен для украшения различных изделий.

Орнамент (от лат.) ornamentum – украшение.

П. Откройте тетради и запишите число, тему урока, основные понятия.

Краткий словарь:

(Приложение 1.)

Инструкционная кара: “Материалы, инструменты и приспособления для вышивки бисером”.

(Приложение 2.)

П. Если Вы внимательно посмотрите на рисунки, то заметите, что узор напоминает геометрические фигуры.

Вопрос: Какие?

Ответ учащихся:

Треугольники, квадраты, прямые полосы.

У всех народов разный орнамент и разное значение.

Практическая часть урока:

Цитата:

“Ремесло не коромысло, плечо не оттянет, а само прокормит”.

Сообщения учащихся по теме… Презентация….

(Приложение 3.)

Для выполнения практической работы необходимо разделиться на 3 группы.

1 группа выполнит орнамент нганасан

2 группа выполнит орнамент долган

3 группа выполнит орнамент ненцев.

Вопрос:

Какие виды одежды Вы знаете?

Ответ:

Верхняя зимняя одежда - парка, малица, кафтан…

Обувь – унты, торбаса, меховые чулки….

А так же сумка, волосодержатели, варежки.

Задание:

У каждой группы на столе стоит объёмный макет “парки” к которой прилагается инструкционная карта. Задача каждого учащегося выполнить орнамент на своём шаблоне.

Работа направлена на развитие творческих способностей, закрепление полученных знаний.

Прежде чем приступить к практическому заданию повторим ПТБ.

Детали кроя

  1. Плосколежащая парка.
  2. Картон.
  3. Орнамент.
  4. Круг для головы из картона.
  5. Полоска меха.
  6. Клей “Момент”.
  7. Ножницы.
  8. Коврик.
  9. Ватные палочки.

Инструкционная кара: “Физкультминутка”.

(Приложение 4.)

Приклеить по - операционно детали кроя.

Контроль за качеством выполнения работы.

Заключительная часть урока:

Тест:

(Приложение 5.)

Результативность урока.

Подведение итогов. Оценка готовых работ.

Уборка рабочего места, кабинета.

Домашнее задание: тетрадь, кожа, ножницы.