Урок физики в 7-м классе "Плавание тел"

Разделы: Физика


Плавание тел.

Цель урока: повторяя ранее изученный материал выяснить условия плавания тел; развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Учитель Ученики
(Актуализация знаний)

- Здравствуйте ребята. Какую силу мы сейчас изучаем?

- Что необходимо знать о любой силе?

- Расскажите, что вы знаете о силе Архимеда?

(Прикрепляет к доске карточку, на которой напечатана формула: Fa=r жVтg)

- Мы изучаем силу Архимеда.

- Необходимо знать, когда она возникает, куда направлена и чему равна ее величина.

- Сила Архимеда-это сила, выталкивающая тело из жидкости и газа. Она направлена в верх и равна произведению плотности жидкости на объем тела и на ускорение свободного падения.

- Какой объем необходимо брать у тела в этой формуле? - Необходимо брать объем тела, погруженный в жидкость.
- Расскажите, что вы знаете о силе тяжести.

(К доске прикрепляется карточка с формулой F=mg)

- Сила тяжести это сила притяжения тел к Земле. Она направлена вниз к центру Земли и равна произведению массы тела на ускорение свободного падения.
- Как рассчитать массу тела по его плотности?

(К доске прикрепляется карточка с формулой m=pV)

- Масса тела равна произведению плотности тела на его объем.
- Чему равна равнодействующая двух сил, действующих на тело в разные стороны? - Чтобы найти равнодействующую двух сил, действующих на тело в разные стороны, надо из большей силы вычесть меньшую и направить ее в сторону большей силы.
- Какой буквой обозначается равнодействующая сил?

(К доске прикрепляется карточка R)

(Постановка проблемы )

(Учитель показывает три упаковки от сюрприза в шоколадном яйце )

- Что, вы можете сказать об этих телах?

- Равнодействующая обозначается буквой R.
- Как вы считаете, какая по величине сила Архимеда будет действовать на каждое из этих тел в воде? Почему?

(учитель погружает тела в воду.)

- У этих тел одинаков объем.

- На эти тела будет действовать одинаковая сила Архимеда так как объемы тел одинаковы и жидкость одна и та же.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

- Вы сказали, что сила Архимеда одинакова, почему же тела, одинакового объема повели себя в воде не одинаково?

(ученики задумываются)
Цель нашего урока: Предсказать и объяснить поведение тел, оказавшихся в жидкости. Запишите тему урока “Плавание тел”. Как вы думаете, почему в этом необходимо разобраться?

(Учитель предлагает открыть учебник на странице 197 и прочитать второй абзац)

(Высказываются версии)

-“этот вопрос- совсем не праздный. Ведь сегодня идет быстрое освоение Мирового океана человеком: не только надводные корабли разных типов и тоннажа, пароходы, лодки и плоты плавают на морских просторах, но и подводные лодки, батискафы и батисферы помогают человеку изучать подводный мир, отыскивать скрытые в прибрежных шельфах полезные ископаемые, например нефть. А сам человек? На планете, где две трети поверхности покрыты морями и океанами, человек должен плавать, “как рыба в воде”.”

(Решение проблемы)

- Что вы видите на экране? (демонстрируется 1 слайд) (Файл плав. 2)

- Какие силы и как действуют на тело?

- Мы видим тело, погруженное в жидкость.
(На слайде появляется сила Архимеда) - Вверх на тело действует сила Архимеда
(Появляется сила тяжести)

- Каково соотношение этих сил?

- Вниз действует сила тяжести.
- Откройте страницу 198 в учебнике, найдите на рисунке аналогичную ситуацию и объясните, что будет происходить с телом и почему?

(На слайде появляется соответствующая запись) Запишите в тетради:

(На доске учитель записывает: тело тонет Fт> Fарх)

- Сила тяжести больше силы Архимеда.

- Так как сила тяжести больше силы Архимеда, равнодействующая этих сил будет направлена вниз и тело будет тонуть.

(Ученики это же записывают в тетради)

- Какие формулы можно записать в это соотношение вместо силы тяжести и Архимеда?

mтg> r жVтg (Соотношение записывается на доске и в тетради)

Fт=mg

Fарх=pVg

- Как можно найти массу тела?

(На доске и в тетради записывается):

pтVтg> pжVтg

m=pV
- Посмотрите на это соотношение. Как еще можно определить, что тело в жидкости будет тонуть?

(в тетради и на доске записывается):

pт> p ж

(На экране появляется второй слайд)

- Можно сравнить плотности. Тело тонет если плотность тела больше плотности жидкости.
- Сколько сил действует на тело в жидкости?

И как?

(Все это появляется на слайде)

- Какое теперь соотношение сил вы видите?

- На тело в жидкости действуют две силы: вверх действует сила Архимеда . а вниз сила тяжести.
(На слайде появляется соответствующая запись) - Сила тяжести меньше силы Архимеда.
- Пользуясь соответственным рисунком в учебнике объясните, что будет происходить с телом и почему? (на слайде появляется соответствующая запись)

Запишите в тетради: тело всплывает (сам пишет на доске) Fт< Fарх

- Так как сила тяжести меньше силы Архимеда появляется равнодействующая сила, направленная вверх и тело всплывает.
- Как еще можно установить, что тело в жидкости будет всплывать? - Надо сравнить плотности. Если плотность тела меньше плотности жидкости, то тело всплывает.
(на доске и в тетради записывается):

pт<p ж

(все это же записывают в тетради)
- Какое еще соотношение сил Архимеда и тяжести возможно? (слайд 3) - Сила Архимеда, действующая вверх (Показывается на слайде) может оказаться равной силе тяжести.
- Что будет происходить с телом и почему?

(Все показывается на слайде)

- Так как силы равны и направлены в разные стороны, их равнодействующая равна нулю и тело будет находиться в равновесии.
- Записываем в тетради. (сам пишет на доске):

Тело плавает на любой глубине

Fт=Fарх

- Как еще можно записать это условие плавания тел?

- Тело будет плавать на любой глубине, если плотность тела равна плотности жидкости.
- Запишите это условие. (сам пишет на доске): pт=pж (все это же записывают в тетради)
- В сосуды с жидкостью я опускаю два одинаковых кусочка картофеля. (Проделывает опыт) Как вы думаете?

- Почему именно так могли себя повести два одинаковых тела в жидкостях?

- В первом сосуде тело утонуло, значит его плотность была больше плотности жидкости. Во втором плотности тела и жидкости равны.
- Как вы думаете, как я этого добилась? - Этого можно добиться, изменив плотность жидкости, добавив в воду соль.
- Откройте страницу 82, и с помощью таблицы плотностей определите, какие вещества будут тонуть в ртути и почему? - В ртути тонут тела с большей плотностью: в данной таблице это только золото.
- Какие вещества не тонут в воде и почему? - В воде не тонут вещества с меньшей плотностью: дуб, лед, парафин, пробка.
- В воду я погружаю полностью ареометр (Показ опыта). Ареометр состоит из разных веществ, почему же он так себя ведет?

- А до каких пор всплывает в жидкости тело?

- Средняя плотность веществ ареометра меньше плотности воды, поэтому он всплывает.
(Демонстрируется слайд 4) Зарисуйте в тетраде то, что видите на экране. Прокомментируйте то, что видите. - Тело всплывает в жидкости так как сила Архимеда больше силы тяжести.
- Почему сила тяжести на этих рисунках одинакова? - Сила тяжести одна и та же, так как тело одно и то же.
- Что будет происходить с силой Архимеда, когда тело начнет высовываться из воды? Почему? - Когда тело начнет высовываться объем тела, погруженного в жидкость будет уменьшатся, значит сила Архимеда, которая от него зависит будет так же уменьшаться.
- Дорисуйте рисунки, изобразив на них силу Архимеда. Кто дорисовал, объясните, что вы нарисовали. - Во втором случае сила Архимеда стала немного меньше, чем в первом и тело продолжает всплывать. В третьем случае силу Архимеда надо нарисовать равной силе тяжести, так как тело остановилось. Значит тело всплывает до тех пор, пока силы не будут равны..
- Может быть кто то из вас догадался почему так повели себя тела в первом нашем опыте на сегодняшнем уроке.

(Показывает три тела в сосуде, опущенные в воду вначале урока)

(показывает, что находится внутри тел)

- Хотя объемы тел равны и силы Архимеда равны, но не равны массы тел, а значит силы тяжести. Для первого тела сила тяжести больше силы Архимеда, тело утонуло. Для второго они равны, тело в равновесии внутри жидкости. Для третьего- сила Архимеда меньше, тело всплывает, до тех пор пока силы не будут равны.
Закрепление изученного и применение.

- Откройте страницу 199. Посмотрите на рисунки. Почему суда окрашены в два цвета или по корпусу судна проведена линия? Прочитав эту страницу со второго абзаца до конца, объясните, что такое ватерлиния и водоизмещение.А так же прочитав третий абзац на странице 198 объясните почему плавают суда?

(Прочитав соответствующий текст , ученики дают ответы на поставленные вопросы)
Запишите домашнее задание: страница 90 в рабочей тетради; задание № .3.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

- Откройте в рабочей тетради страницу 90, прочитайте задачу 4(б) и запишите дано.

(записывают домашнее задание)
- Какие величины даны явно?

(на экране появляется слайд с задачей)

(Презентация А)

- Дан объем тела, равный 7,5дм3=0,0075м3

Масса тела равна 18,7кг

- Какое данное “скрыто”

(на слайде появляется соответствующая запись)

- Так как камень опушен в воду по таблице можно определить его плотность, Она рана 1000кг/м3
- Что необходимо найти в задаче?

(на слайде появляется соответствующая запись)

- Найти надо силу, удерживающую тало в равновесии.
- Чтобы решить задачу надо представить ситуацию, описанную в ней. Как легче всего ее представить? - Чтобы представить, что происходит в задаче надо нарисовать рисунок: камень внутри воды и силы, которые на него действуют: вверх сила Архимеда, вниз сила тяжести.
- Какой величины надо изобразить величины этих сил? Почему?

(на слайде все это появляется)

- Так как плотность камня больше плотности воды он будет тонуть. Значит силу Архимеда, действующую вверх надо нарисовать меньше силы тяжести, действующей вниз.
- По условию задачи камень необходимо удержать. Как это сделать?

(сила появляется на слайде)

- Надо приложить силу, направленную вверх, так ,чтобы равнодействующая сил, действующих на тело была равна нулю.

(Дано и рисунок записываются и зарисовываются в тетради)

- В тетради пишем слово решение. С чего надо начать решение этой задачи?

(на слайде появляется запись)

- Начать решать эту задачу надо с того, что равнодействующая сил равна нулю
- Какое равенство необходимо записать, чтобы равнодействующая сил равнялось нулю?

(на слайде появляется запись равенства сил)

- Сумма сил, действующих вверх равна силе, действующей вниз.
- Как, пользуясь этим равенством найти нужную нам силу?

(на слайде появляется запись)

- Чтобы найти неизвестную нам силу надо из величины силы тяжести отнять силу Архимеда.
- Полезна ли получившаяся формула? Почему? - Данная формула бесполезна. Надо рассчитать силы тяжести и Архимеда.
- Что в данное выражение надо записать вместо этих сил?

(на слайде появляются выражения для расчета сил)

- Сила тяжести это произведение массы тела на ускорение свободного падения, а сила Архимеда – произведение плотности жидкости на объем тела, погруженный в жидкость и на ускорение свободного падения.
- Подставьте в полученное выражение величины и проведите вычисления. (подставляют величины и вычисляют)
- Проверяем вычисления. (На слайде появляются необходимые записи) (записывают ответ)
- Как вы думаете? Почему рыбы могут всплывать к поверхности и погружаться внутри воды? - У рыб есть воздушный пузырь, объем которого может изменяться, значит сила Архимеда может стать и больше и меньше силы тяжести.
- А почему так же могут вести себя и подводные лодки? (По плакату дети объясняют, всплытие и погружение подводной лодки)
(Объявляются оценки за урок) (если на какие то вопросы ученики затрудняются с ответом, то задаются наводящие вопросы)  

Приложение 1

Приложение №2

Страница 90. Задание № 3. Заполните таблицу.

Рисунок Fтяж> или< Fарх p тела> или<p жидк.
     
     
     

Сделайте вывод: