Задачи:
- выявить отличительные особенности города и села;
- познакомить детей с основными особенностями своего города;
- выявить особенности городского и сельского домов.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Сидит в траве маленький, зелёненький и трещит. Кто это? (кузнечик)
- Почему наш урок открывается загадкой о кузнечике? (дома нужно было составить рассказ от лица кузнечика)
2. Проверка домашнего задания.
- Как вам удалось увидеть мир глазами кузнечика?
- Что вас порадовало?
- Что напугало?
- Как вы думаете, о чём бы попросил нас кузнечик, если бы мог разговаривать?
Вывод: Не нарушай единства природы.
3. Город и село.
- Каким вы представляете себе дом кузнечика?
- Кто его создал?
- Будет ли отличаться дом кузнечика от дома человека?
- Почему?
- Где живёт человек?
Работа в парах. Приложение 1.
- У каждой пары конверт с картинками. Разбейте их на две группы.
- Какие группы получились? (город и село)
4. Отличительные черты города и села.
Составление динамической таблицы. На доске два листа ватмана, на которые учащиеся наклеивают свои картинки по темам: город и село.
- Какие характерные черты города заметили? (многоэтажные здания)
- Наличие растительности, водоёма, животных.
- Аналогичная работа проводится по таблице “ село”.
Чтобы дополнить получившиеся таблицы, обращаемся к учебнику стр. 96-97.
Вывод: город – это населённый пункт с большим количеством людей, для которых строятся многоэтажные здания и промышленные производства; село – населённый пункт с меньшим количеством людей, малоэтажными зданиями и развитым сельским хозяйством.
5. Родной город.
- Как вы думаете, фотографии какого города перед вами?
- Беседа о родном городе. (Кёнигсберг – Калининград)
При наклеивании фотографий, они распределялись на две группы: исторические памятники Кёнигсберга, современная архитектура Калининграда, что способствовало раскрытию вопроса о сохранении исторических памятников в современном городе.
6. Работа в тетради “Мир вокруг нас”.
- Учащиеся записывают основные сведения о своём городе: название, на какой реке стоит, главная улица, основные достопримечательности.
7. Итог урока.
- Чем отличается город от села?
За выполнение различных заданий на уроке учащиеся получали медальки:O.
Предлагаю ребятам дополнить наши динамические таблицы медальками-мордашками, символизирующие жителей получившихся населённых пунктов.
8. Домашнее задание по выбору.
- Составить рассказ о поездке в село.
- Составить рассказ-экскурсию о своем городе.
- Нарисовать дом, в котором живёшь.